Понятие, сущность и виды внешнеторговых операций. Основные этапы внешнеторговой операции
Внешнеторговые операции представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, т.е. набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию товарного обмена.
Виды внешнеторговых операций:
-экспортные - это продажа иностранному покупателю товара с вывозом из страны-продавца
-импортные - это приобретение товаров у иностранного продавца с ввозом в страну покупателя для последующей реализации на внутреннем рынке
-реэкспортные – это обратный вывоз ранее ввезенного из-за границы товара без какой-либо переработки
-реимпортные – это ввоз ранее вывезенного товара, также не подвергавшегося переработке
Основания для реэкспорта:
1. вынужденный реэкспорт (возникает в процессе прерывания нормального хода внешнеторговой операции)
2. использование традиционно сложившихся организационных форм торговли на внешнем рынке таких, как международные биржи и аукционы
3. реэкспорт выступает составной частью внешнеторговой операции (строительство объекта за рубежом)
4. использование реэкспорта с целью получения прибыли за счет перепродажи на различных рынках и разницы в ценах
-транзитные: прямой транзит (перевозка товаров из одной страны в другую через территорию или воздушное пространство третьей страны); косвенный (складирование товаров в таможенные склады страны с целью их вывоза в непереработанном виде в другую страну)
Все международные коммерческие операции подразделяются на 2 группы:
1.группа А (основные операции) – осуществляются на возмездной основе между непосредственными участниками операции
-по обмену товарами в материальной, вещественной форме (коммерческий экспорт и импорт)
-по обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, лицензиями, ноу-хау)
-по обмену техническими услугами (консультативный и строительный инжениринг)
-по международному туризму
-по предоставлению консультантских услуг в области информации и совершенствования управления (аудиторские услуги)
-по обмену кинофильмами и телепрограммами)
2. группа Б (вспомогательные или обеспечивающие операции) – связаны с продвижением товара от продавца к покупателю:
-операции по международным перевозкам грузов
-транспортно-экспедиторские
-по страхованию грузов
-по хранению грузов при международных перевозках
-по международным расчетам
Основные этапы:
1.изучение конъюнктуры рынка
2. выбор форм и методов работы на рынке
3. планирование внешнеторговой операции
4. проведение рекламной кампании
5. подготовка к заключению внешнеторгового контракта
6. исполнение контрактных обязательств
Основные этапы внешнеторговой операции:
1. изучение конъюнктуры рынка
2. выбор форм и методов работы на рынке
Экспортеры должны учитывать:
-торгово-политические условия работы с точки зрения возможности иметь в стране сбыта свои представительства, смешанные фирмы, торговых посредников
-таможенный режим страны-импортера, а также нетарифные барьеры для каждого вида товаров, планируемых к экспорту в страну
-способы сбыта, применение в импортируемой стране конкурентами оптимальных условий платежей и сроки поставок
-уровни развития смежных отраслей экономики импортирующей страны для определения целесообразности развития производственно-сбытовой кооперации
-заключенные акты страны сбыта, касающиеся способов размещения импортных заказов.
Импортер учитывает:
-торгово-политические отношения со странами-экспортерами
-традиционные формы торговли по определенным видам товаров
-интересы внутренних потребителей
-конъюнктуру рынка
3. планирование внешнеторговой операции (это разработка взаимоувязанных по времени и содержанию коммерческих мероприятий)
Мероприятия при планировании и экспортной операции:
-организация системы сбыта, включая создание сбытовых филиалов и дочерних фирм, заключение сделок с посредниками, участие в ярмарках и аукционах
-проведение рекламной кампании применительно к разработанной системе сбыта
-направление перспективным покупателям инициативных предложений проведение переговоров и подписание контрактов
-установление договорных отношений с поставщиками по разработке и освоению конкурентоспособных изделий и поставке их на экспорт
Мероприятия при планировании импортной операции:
-разработка технических требований на закупаемые товары
-рассылка запросов поставщикам, агентам, брокерам, организация международных торгов
-согласование требований при условии закупки товара потребителем
-проведение переговоров и торгов, заключение контрактов
-выполнение контрактынх обязательств
4. проведение рекламной кампании
-издание и доведение печатной рекламы до потенциальных покупателей
-публикация рекламы в периодической специальной печати
-проведение рекламы через кино радио и телевидение
-участие в выставках, ярмарках, салонах
-проведение рекламных конференций, вручение сувениров и памятных подарков
5. подготовка к заключению внешнеторгового контракта
исполнение контрактных обязательств
66. Международные встречные операции и их виды. Товарообменные и компенсационные сделки. Бартерные операции.
Международные встречные операции – это экспортно-импортные операции, дополняемые принятием партнерами встречных обязательств: экспортером – по закупке конкретно определенных товаров и услуг у импортера, а импортером – по поставке согласованных товаров и услуг экспортеру.
Особенностью международных встречных сделок, какую бы форму они ни принимали, является увязка экспорта со встречными закупками товаров импортирующей фирмы или страны импортера, и наоборот. Компенсационные сделки имеют место в следующих случаях:
- при безвалютном обмене товарами и услугами
- при встречных закупках продукции экспортером на часть стоимости экспорта
- при сбыте новых моделей оборудования с одновременным выкупом устаревшей техники.
- при поставках конкретного импортируемого оборудования частями в счет оснащения построенных производственных объектов в стране импортера
- при переработке сырья, добытого в одной стране, производственными мощностями другой страны, когда стоимость переработки и транспортировки оплачивается дополнительными поставками сырья.
При классификации МВС следует исходить из организационно-правовой основы таких сделок и принципа компенсации. Можно выделить три виды МВС:
1. товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе
2. компенсационные сделки на коммерческой основе
3. компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве
Первый вид сделок предполагает оплату поставок в товарной форме, когда продажа одного или нескольких товаров одновременно увязывается с покупкой другого товара, и расчеты в иностранной валюте не производятся. Различают соглашения с единовременной поставкой и соглашения с длительными сроками поставок. Соглашения с единовременной поставкой бывают бартерные и с прямой компенсацией. Бартерные соглашения предусматривают обмен согласованного количества одного товара на другой. В таком соглашении либо устанавливаются количества взаимопоставляемых товаров, либо оговаривается сумма, на которую стороны обязуются поставить товары. При определении стоимости взаимопоставляемых товаров оценка делается на основе мировых цен с учетом расходов на товародвижение. Бартерные сделки предусматривают, как правило, практически одновременную поставку установленных в заключаемом между сторонами контракте купли-продажи количеств товаров, в согласованные пункты назначения.
67. Международные арендные операции. Сущность, особенности и организационные формы международных арендных операций.
Международные арендные операции - предполагают предоставление в наем товаров, пересекающих границу страны арендодателя.
Суть арендной операции состоит в предоставлении одной стороной – арендодателем другой стороне – клиенту-арендатору товара в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение на основе арендного договора.
Характерной чертой международной арендной операции является участие в ней либо арендодателя и арендатора, находящихся в разных странах, либо арендодателя и производителя предмета аренды, находящихся в разных странах. В некоторых случаях все три участника могут находиться в разных странах.
Предметами международной аренды являются:
- товары потребительского назначения (автомобили, видеотехника)
- конторское и полиграфическое оборудование, перфорационные и сортировочные машины
- средства вычислительной техники и обработки информации
- транспортные средства
- подъемно-транспортное и дорожно-строительное оборудование
- оборудование промышленного назначения
-стационарное оборудование и оборудование комплектных предприятий, полностью укомплектованных и готовых к эксплуатации
- поддержанное оборудование или оборудование, продаваемое «по случаю»
Виды аренды:
- долгосрочная (от 3 до 5) - лизинг
- среднесрочная (2-3 года) - хайринг
- краткосрочная (до 1 года) – рейтинг
Международными арендными операциями занимается значительное число фирм, различных по характеру и сфере деятельности, правовому положению, характеру собственности и контролю.