Маркетинговые исследования и информация
Исследования маркетинга представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетингового решения.
Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал пред-тия, окружающая среда маркетинга.
Основой исследования служат общенаучные и аналитико-прогностические методы.
Информационное обеспечение складывается из кабинетных и полевых исследований, а также из различного рода источников информации (внутренних и внешних, собственных и платных и др.).
Конкретным результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деят-ти пред-тия.
Основные направления исследований в маркетинге:
• Исследование рынка - оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деят-ти пред-тия.
Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и др. факторов внешней среды пред-тия (макросреды).
Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха.
Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, выбор целевых рынков и рыночных ниш.
• Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозростная структура, образование, поведенческие и психографические мотивы и др.)
В кач-ве объектов выступают индивид-ные потребители, домашние хозяйства, потребители-организации.
Предметом исследования является мотивация потребительского поведения на рынке и определяющие ее факторы. Изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательного спроса. Анализируются процессы и условия удовлетворения основных прав потребителей. Определяются типологии потребителей, разрабатывается моделирование их поведения на рынке, прогнозируется ожидаемый спрос.
Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка потребителей.
• Исследование конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти возможности сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемые ими доли рынка, реакция потребителей на маркетинговые ср-ва конкурентов. Изучаются материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация их деят-ти. Результатом исследований становится выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов.
• Изучение фирменной структуры рынка проводится с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых пред-тие будет в состоянии успешно работать на выбранных рынках.
• Исследование товаров позволяет определить соответствие технико-экономических показателей и кач-ва товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности. Исследования товара позволяют получить сведения относительно того, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры изделия он более всего ценит.
Объектами исследования являться потребительские сво-ва товаров-аналогов и товаров конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам, перспективные требования потребителей.
Результаты исследования дают возможность пред-тию разработать собственный ассортимент товаров в соответствии с требованиями покупателей, повысить их конкурентоспособность, определить направления деят-ти в зависимости от различных стадий “жизненного цикла” изделий, найти идею и разработать новые товары, модифицировать выпускаемые изделия, усовершенствовать маркировку, упаковку, выработать фирменный стиль, определить способы защиты.
• Исследование цены направлено на определение такого уровня и соотношения цен, который бы давал возможность получения наибольшей прибыли при наименьших затратах. В кач-ве объектов исследования выступают затраты на разработку, про-во и сбыт товаров, влияние конкуренции со стороны других производителей и товаров-аналогов, поведение и реакция потребителей относительно цены товара (эластичность спроса). В результате проведенных исследований выбираются наиболее эффективные соотношения “затраты-цены”(внут-ние условия) и “цена-прибыль”(внешние условия).
• Исследование товародвижения и продаж преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и ср-ва быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации (сбыта). Объектами изучения становятся торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли). Исследования включают анализ выбора: либо создания собственной сбытовой и товаропроводящей сети, либо использования независимых торговых посредников, либо создание сложной (комбинированной) системы сбыта. Результаты исследований позволяют определить возможности увеличения товарооборота фирмы, оптимизировать и сократить товарные запасы, разработать критерии выбора эффективных каналов товародвижения, разработать приемы продажи товаров конечным потребителям.
• Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы преследует цель выявить как, когда и с помощью каких ср-в лучше стимулировать сбыт товаров, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке. В кач-ве объектов исследования здесь выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей; эффективность рекламы; контакты с покупателями.
Результаты исследований позволяют выработать политику “паблик рилейшнз” (взаимоотношения с публикой, общественностью); создать благоприятное отношение к пред-тию, его товарам ( сформировать “имидж” (образ)); определить методы формирования спроса населения и организаций, воздействия на поставщиков и посредников; повысить эффек-ть коммуникационных связей, в т. ч. рекламы.
• Исследование внешней и внутренней среды пред-тия ставит целью определение реального уровня конкурентоспособности пред-тия в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды.
В изучении конъюнктуры рынка используется комплексный подход, который предполагает применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования и начинается со сбора информации.
При изучении конъюнктуры рынка используют различные виды информации, полученные из различных источников.