Понятие и основные задачи курса
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА 1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
Понятие и основные задачи курса
Организация производства – учебная дисциплина, нацеленная на изучение теоретических и методических вопросов организации и планирования производства на предприятиях радиоэлектронного приборостроения; условий и факторов рационального согласования действий работников предприятий при использовании предметов и орудий труда в производственном процессе на основе применения знаний в области техники, экономики, менеджмента и социологии, аналитических приемов и передового опыта, направленных на достижение поставленных целей по выпуску определенных продуктов труда соответствующего качества и количества.
Следует отметить, что предприятия радиоэлектронного приборостроения, характеризуются весьма значительной расчлененностью производства в пространстве. Они, как правило, имеют сравнительно небольшое количество крупных агрегатов одновременного действия, зато имеют много различных агрегатов, станков и других видов оборудования для изготовления и обработки большого количества деталей самого разнообразного вида, веса и размеров. При этом по отношению к различным деталям в зависимости от технических требований применяются весьма разнообразные технологические процессы. Например, для изготовления заготовок применяются методы литья, давления (холодная или горячая штамповка), резания; для обработки деталей – резание, термическая, электрофизическая, электрохимическая обработка; литье и прессование пластмасс; литье и обработка керамических масс; для изготовления сборочных единиц – методы свинчивания, сочленения, сварки, пайки, склеивания; жгутовой и печатный монтаж; гравировка и столярные работы; регулировка, настройка и другие.
Расчлененность производства в пространстве, многоагрегатность, многономенклатурность, многооперационность и большое разнообразие технологических процессов, применяемых при изготовлении деталей и сборочных единиц, отличают машиностроительные (радиоэлектронные) предприятия от предприятий других отраслей производства. Эти особенности вызывают сложность потоков движущихся и обрабатываемых заготовок и деталей на предприятиях, поэтому весьма важной становится организация и планирование производства, в частности, согласование и регулирование движения всех многообразных производственных потоков в пространстве и во времени.
Кроме того, организация производства и оперативное планирование предполагают координацию движения трудовых элементов по операциям и рабочим местам, благодаря которым достигается равномерная, ритмичная работа и высокие технико-экономические показатели.
Объектами организации и планирования производства на предприятии являются производственные системы различных уровней, в которые входят люди и подчиненные им средства труда. В этой связи организация и планирование производства призваны обеспечить: во-первых, формирование наиболее рационального состава работников и средств труда производственной системы для осуществления выпуска необходимой обществу продукции требуемого качества (конкурентоспособной), в установленные сроки и в заданном объеме; во-вторых, установление наиболее рациональных взаимосвязей между всеми элементами производственной системы; в-третьих, непрерывное развитие производственной системы в направлении повышения ее эффективности и наибольшего соответствия изменяющимся условиям ее взаимодействия со своей внешней средой.
Рациональная организация производства состоит в том, чтобы интегрировать всю совокупность разнородных компонентов, реализующих процесс производства, в целостную и высокоэффективную производственную систему, все элементы которой тщательно “пригнаны” друг к другу по всем аспектам их функционирования.
Теоретические основы организации и планирования производства и оптимальное управление им являются важнейшими факторами ускорения научно-технического прогресса. Они обеспечивают наиболее полное и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий, снижение себестоимости и повышение качества продукции, рост производительности труда и эффективности производства, существенное сокращение длительности цикла “исследование – проектирование – производство – реализация” и повышение темпов обновления продукции и технического развития производства.
Теоретической основой этой дисциплины являются: “Основы экономической теории”, в которой изучаются экономические законы развития производства; “Экономика предприятия”, в которой раскрывается действие объективных экономических законов на предприятии, пути и тенденции развития, формы специализации и кооперирования предприятия.
Главной целью данной дисциплины является создание условий, при которых обеспечивается успешное выполнение плановых заданий каждым производственным подразделением предприятия и предприятием в целом по всем показателям и с высокой эффективностью производства.
Поставленная перед предприятием и его подразделениями цель достигается путем повседневного решения множества частных задач, направленных на изыскание и использование возможностей: повышения эффективности производства, его интенсификацию на основе научно-технического прогресса и наиболее полного использования резервов производства; повышения производительности труда и объема выпуска продукции на основе научно-технического прогресса, повышения организации труда, применения прогрессивных систем заработной платы, подъема общеобразовательного уровня работников, повышения качества продукции и дисциплины труда; повышения эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств предприятия на основе равномерности загрузки оборудования, рациональной организации эксплуатации и ремонта оборудования, обслуживания рабочих мест; организации работы предприятия с минимальными запасами материалов, полуфабрикатов, топлива, остатков готовой продукции на складах; повышения квалификации и культурно-технического уровня кадров и улучшения условий труда и быта на основе систематической подготовки кадров, оздоровления условий труда и социально-психологического климата, механизации и автоматизации трудоемких и тяжелых работ, улучшения бытового обслуживания, экономического стимулирования; создания личной заинтересованности каждого работника в хозяйском использовании материальных ценностей предприятия.
Кроме того, важной задачей курса “Организация производства” является изучение принципов, методов и форм организации и планирования производства и управления им. Современный инженер, инженер-экономист, экономист должны хорошо знать новую технику и технологию производства, уметь создавать системы управления производством, уметь организовать быстрое освоение производства новой техники и новой технологии с наименьшими затратами, обеспечить достижение максимальной прибыльности и рентабельности.
1.1.2. Предмет, метод и содержание курса
Предметом курса “Организация производства” является изучение на основе достижений науки, техники и передового опыта количественных и качественных зависимостей в производстве продукции, определяющих оптимальное сочетание трудовых и вещественных элементов совокупного производственного процесса и путей его бесперебойного и ритмичного протекания в условиях конкретного предприятия исходя из поставленных перед ним целей и задач.
Оптимальные количественные и качественные зависимости производственных процессов, параметры и показатели производства продукции являются исходной информацией для разработки планов работы предприятий и их подразделений. Поэтому вопросы организации производства рассматриваются в непосредственной связи с внутризаводским планированием, а решения, зафиксированные в плановых заданиях, проводятся в жизнь с помощью управления.
Источником формирования данного курса является опыт организации производства на отечественных и зарубежных предприятиях, анализ достижений передовых и выявление причин и недостатков отстающих предприятий, цехов и участков.
Изучение данного курса осуществляется методом диалектического и исторического материализма, рассматривающего все явления в производственно-хозяйственной деятельности предприятия как естественно-исторический процесс, подчиняющийся определенным зависимостям, закономерностям и законам развития.
Все зависимости производственных процессов на предприятии рассматриваются в их взаимной связи, в непрерывном развитии, движении, что дает возможность понять неизбежность причин и закономерностей возникновения новых и совершенствование существующих решений, приемов и методов организации производства.
Диалектический подход к вопросам организации производства означает, что любое инженерное и организационное решение или способ изготовления продукции, выполнения операций, какими бы они ни были удачными сегодня, могут быть улучшены или заменены новыми, более совершенными, более эффективными завтра под воздействием технических достижений, изменившихся условий производства или в связи с постановкой новых задач. Поэтому данный курс не дает и не может дать готовых точных решений независимо от времени, пространства, предприятия, участка, характера и масштаба выпуска продукции и других условий. Дается лишь метод подхода к решению задач, исследуются условия, при которых обеспечивается наибольшая эффективность производства, и указываются направления, по которым следует искать решение вопроса.
Другими словами, метод диалектического материализма позволяет рассматривать организацию и планирование производства как непрерывную творческую работу по поиску путей повышения эффективности производственных процессов на предприятии, при непрерывном повышении уровня социального развития коллектива трудящихся.
Для обеспечения высокой действенности этой работы необходимо: вопросы организации и планирования производства на предприятии рассматривать в непосредственной связи с вопросами развития промышленности страны; овладевать закономерностями возникновения, развития, совершенствования различных форм и методов организации производства и причинами их отмирания; изучать научные и технические тенденции в развитии производства и их влияние на формы и методы организации; обобщать и внедрять передовой опыт работы отечественных и зарубежных предприятий.
Содержанием курса является изучение основных сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в частности: организацию труда работников предприятия как процесса установления и совершенствования способов выполнения и условий протекания процессов труда; организацию производственных процессов во времени и в пространстве как процесса функционального пространственного и временного сочетания и связи вещественных и личных факторов производства, включая вопросы рационального построения производственных структур и планировок заводов, цехов и участков; организацию поточных методов производства как процесса предметного сочетания рабочих мест на участке, объединяющий различные группы оборудования для законченного цикла обработки деталей или сборки изделий; организацию автоматического и гибкого автоматизированного производства как процесса комплексной механизации и автоматизации не только технологических операций, но и вспомогательных приемов работы: установочных, контрольных, обслуживающих, транспортных, командных (управляющих); организацию вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств предприятия как процесса комплексного обслуживания основных цехов предприятия по всем функциям, выходящим за пределы их основной специализации; организацию технического контроля и управления качеством продукции как процесса установления качества, поддержания его на соответствующем уровня, обеспечения конкурентоспособности изделий и экономии общественного труда; рациональную организацию трудовых процессов, включая техническое нормирование труда и организацию заработной платы, как процессов установления меры затрат труда на изготовление единицы продукции и оплаты труда за выполненную работу; организацию и планирование создания и освоения новой техники и новой технологии как процессов создания новой и улучшения ранее освоенной техники и технологии с учетом технических, организационных, экономических и социальных мероприятий; организацию внутризаводского планирования как процессов стратегического, тактического и оперативно-производственного планирования и регулирования производства; организацию управления как процессов создания и совершенствования систем управления производством, формирования органов управления и выработки управленческих решений.
Контрольные вопросы (тесты) по теме 1.1.
1. Понятие, цели и основные задачи курса.
2. Предмет и метод курса.
3. Содержание курса.