Учет продаж произведенной продукции

Расходы на продажу (коммерческие расходы) – это расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

К расходам на продажу на промышленных предприятиях относят:

– расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции. Это стоимость упаковочных материалов и тары; стоимость услуг сторонних организаций по упаковке; начисленная оплата труда за упаковку с отчислениями на социальные нужды и др.;

– расходы по доставке товарной продукции на станцию (пристань) отправления и погрузке в вагоны, суда, автомобили и др. транспортные средства;

– комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям (по договорам комиссии, поручения, агентским договорам);

– расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи (содержание холодильного оборудования, вентиляции

– то есть создание специальных условий);

– расходы на рекламу;

– представительские расходы – расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах с целью установления взаимовыгодного сотрудничества; – другие расходы, связанные с продажей.

Для учета расходов на продажу в организациях, осуществляющих производственную, торговую и иную посредническую деятельность, предназначен счет 44 «Расходы на продажу». Счет 44 – активный, балансовый, относится к группе операционных счетов (собирательнораспределительный). Аналитический учет по счету 44 ведется по видам и статьям расходов.

Собранные в течение месяца по дебету счета 44 расходы на продажу подлежат списанию в конце месяца. В соответствии с действующими нормативными документами списание расходов на продажу в дебет счета 90 «Продажи» на промышленных предприятиях может выполняться по одному из двух вариантов:

Первый вариант – по истечении отчетного периода расходы на продажу полностью списывают в дебет счета 90 «Продажи».

Второй вариант – по истечении отчетного периода расходы на упаковку и транспортировку списывают частично в дебет счета 90 (они подлежат распределению между отдельными видами отгруженной продукции исходя из их веса, объема, производственной себестоимости). Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, ежемесячно относят в полной сумме на себестоимость проданной продукции. Не списанные расходы на упаковку и транспортировку, учтенные в составе расходов на продажу, относятся к остатку неотгруженной (непроданной) продукции и отражаются в балансе по статье «Прочие запасы и затраты».

Таким образом, при втором варианте списания расходов на продажу, на конец отчетного периода счет 44 должен иметь остаток расходов на упаковку и транспортировку, приходящихся на непроданную продукцию.

Бухгалтерские записи по учету расходов на продажу:

1) отражена сумма начисленной амортизации по объектам основных средств, обслуживающих процесс продажи продукции – Д-т 44 К-т 02;

2) начислена за отчетный месяц сумма амортизации по нематериальным активам, используемым для обслуживания процесса продажи продукции – Д-т 44 К-т 05;

3) отражено списание материалов, в том числе тары, использованных на операции, связанные с продажей продукции, в оценке, предусмотренной учетной политикой для данной группы материалов – Д-т 44 К-т 10;

4) отнесена доля отклонений фактической себестоимости приобретенных материалов от их учетных цен на расходы на продажу продукции –

Д-т 44 К-т 16;

5) включены в состав расходов на продажу фактические затраты подразделений вспомогательного производства (транспортные, ремонтные работы) –Д-т 44 К-т 23;

6) отражена задолженность за оказанные услуги и выполненные работы; за потребленные энергию всех видов, воду и др. на цели продажи продукции – Д-т 44 К-т 60;

7) отражена задолженность по оплате труда работников, занятых продажей продукции – Д-т 44 К-т 70;

8) отражена сумма расходов на социальное страхование и обеспечение от сумм оплаты труда работников, занятых сбытом – Д-т 44 К-т 69;

9) отражены суммы ежемесячных отчислений в резервы предстоящих расходов в целях равномерного включения в расходы на продажу продукции (на предстоящую оплату отпусков, выслугу лет, ремонт, на списание естественной убыли и т.п.) – Д-т 44 К-т 96;

10) отражен возврат материалов, ранее списанных на расходы на продажу – Д-т 10 К-т 44;

11) списана сумма учтенных в отчетном периоде расходов на продажу – Д-т 90 К-т 44.

Одним из основных принципов формирования информации в бухгалтерском учете является принцип начислений. Он неразрывно связан с методологическим допущением при исчислении прибыли – правилом соответствия. Согласно этому правилу расходы должны быть отнесены к тому отчетному периоду, в котором были получены доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам. При этом в расчет не принимается момент получения (выплаты) денег.

Из этого правила вытекает сущность принципа начисления: хозяйственная операция отражается в учетных регистрах в момент ее совершения, а не в момент получения денег. Доход отражается в том периоде, когда он заработан, то есть, когда возникло право на его получение. В отчетном периоде регистрируются только те расходы, которые привели к получению дохода данного отчетного периода.

Начисление включает два приема:

1) прием констатации – признание доходов в момент их получения, а расходов – при их возникновении;

2) прием трансформации – корректировки счетов.

Констатация отражает сам факт того, что доходы или расходы уже имели место в деятельности предприятия, но не нашли отражения в учете как реально полученные или реально оплаченные. Таким образом, у предприятия возникла дебиторская или кредиторская задолженность.

Трансформация – это отражение на счетах корректирующих записей (проводок). Корректировка счетов обусловлена периодичностью финансовой отчетности и которую выполняют, как правило, в конце отчетного периода для приведения в соответствие доходов и расходов.

Продажа продукции – это процесс доведения готовой продукции до покупателя с передачей ее в собственность, организуемый и регулируемый в соответствии с заключенными договорами купли-продажи.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязана передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму – цену (ст. 454 ГК РФ).

В договоре указывают реквизиты поставщика и покупателя, необходимые характеристики продаваемой продукции, ее количество, цену, способ транспортировки, порядок и формы расчетов, санкции за несоблюдение условий договора.

В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.

В РФ продажа продукции (другого имущества) регламентируется главой 30 «Купля-продажа» ГК РФ.

При установлении договорных оптовых цен указывается франко (ит. franco – условие продажи), то есть за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включаются в оптовую цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все остальные расходы по перевозке готовой продукции (оплата железнодорожного тарифа, водного фрахта и т.д.) должны оплачиваться покупателем.

Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада служат обычно приказы отдела сбыта (маркетинга) предприятия. При отгрузке (отпуске) готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате счет-фактура (другие расчетные документы, предусмотренные договором).

В соответствии с договором купли-продажи покупатель обязан оплатить:

а) стоимость отгруженной (отпущенной) продукции по договорным

ценам;

б) стоимость тары, в случаях оплаты тары сверх договорной цены

продукции;

в) расходы по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузке ее в транспортные средства (без НДС), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции:

– выполненные собственными силами и транспортом поставщика;

– выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом или физическими лицами);

г) НДС, акцизы и другие налоги, установленные в соответствии с

действующим законодательством.

Бухгалтерский учет продажи продукции ведут на счете 90 «Продажи». Счет 90 является сопоставляющим, бессальдовым. Он используется: во-первых, для начисления результата продажи продукции, товаров, услуг за отчетный месяц; во-вторых, для формирования накопительных данных к отчету о прибылях и убытках. Аналитический учет организуют по каждому виду проданной продукции, по покупателям и начисляемым налогам.

К счету 90 «Продажи» открывают субсчета для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж:

90-1 «Выручка от продаж» – для учета выручки;

90-2 «Себестоимость продаж» – для учета себестоимости проданной продукции;

90-3 «НДС» – для учета НДС, включенного в цену проданной продукции;

90-4 «Акцизы», 90-5 «Экспортные пошлины» и т.д.;

90-7 «Расходы на продажу» – для учета коммерческих расходов; 90-8 «Управленческие расходы»; 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».

В течение месяца по счету 90 «Продажи» записи выполняют в обычном порядке:

1) отражена задолженность покупателей за проданную продукцию, работы и услуги – Д-т 62 К-т 90-1;

2) списана себестоимость продукции, выручка от продажи которой признана в бухгалтерском учете – Д-т 90-2 К-т 43;

3) отражена сумма НДС, причитающаяся к получению от покупателя, и подлежащая уплате в бюджет – Д-т 90-3 К-т 68;

Аналогичная запись выполняется на сумму акцизов и др. налоговых платежей.

4) списаны расходы на продажу – Д-т 90-7 К-т 44; 5) списаны управленческие расходы – Д-т 90-8 К-т 26.

По окончании месяца сопоставляют итоги дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-6, 90-7, 90-8 с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1. Выявленный результат – это прибыль или убыток от продаж месяца. Эту сумму записывают заключительными оборотами месяца по субсчету 90-9 и счету 99 «Прибыли и убытки»:

6) отражена прибыль от продажи продукции – Д-т 90-9 К-т 99; 7) отражен убыток от продажи продукции – Д-т 99 К-т 90-9.

Таким образом, по окончании каждого месяца на синтетическом счете 90 «Продажи» сальдо отсутствует. Однако, все субсчета этого счета имеют дебетовое или кредитовое сальдо, величина которого накапливается начиная с января отчетного года. До конца отчетного года никаких списаний по субсчетам счета 90 быть не должно.

В декабре отчетного года, после списания финансового результата за декабрь, внутри счета 90 выполняются заключительные записи по закрытию всех субсчетов. Для этого оборотами со всех субсчетов списываются соответствующие сальдо на субсчет 90-9. Субсчета 90-2, 90-3, 90-4 и т.д. закрываются записями по кредиту в корреспонденции с дебетом 90-9.

Сумма с дебета субсчета 90-1 списывается в кредит 90-9.

В результате этих записей по состоянию на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов счета 90 сальдо не имеет.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику промышленному незавершенному производству.

2. Какие службы ведут оперативный количественный учет движения остатков НЗП?

3. Какие виды оценки НЗП используют в учете в зависимости от типа производства?

4. Как оценивают НЗП при определении цеховой себестоимости каждого вида продукции данного цеха?

5. Перечислите документы по учету НЗП в цехах и в бухгалтерии.

6. Дайте определение готовой продукции и ее учетным измерителям.

7. Назовите виды учетных цен на готовую продукцию.

8. Что представляет собой номенклатура-ценник и для чего его используют?

9. Каким образом ведут учет готовой продукции по видам и местам хранения?

10. Какие документы оформляют при продаже готовой продукции?

11. Какие счета предусмотрены для учета готовой продукции?

12. Назовите корреспонденцию счетов при учете готовой продукции на счете 43.

13. Назовите корреспонденцию счетов при использовании в учете готовой продукции счета 40.

14. Как определяют и учитывают отклонения стоимости готовой продукции по учетным ценам от ее фактической производственной себестоимости?

15. Перечислите состав расходов на продажу.

16. В корреспонденции с кредитом каких счетов учитывают расходы по дебету счета 44?

17. Назовите варианты списания расходов на продажу в дебет счета 90. 18. Раскройте сущность учета продажи продукции методом начисления.

19. Перечислите документы необходимые для продажи и отгрузки готовой продукции.

20. Дайте характеристику счета 90 и его субсчетам.

21. Назовите корреспонденцию счетов по учету продажи продукции в течение месяца.

Наши рекомендации