Идея и задачи прогноза
Ведущей идеей настоящего прогноза является объективная и независимая экспертная оценка современного состояния и перспектив лесного сектора Российский Федерации на период до 2030 года. Участие федеральных органов власти выразилось в инициировании проекта по соглашению с ФАО, поощрении независимого исследования, участии в наблюдательном совете, предоставлении всех необходимых для работы ресурсов и данных, в рассмотрении и оценке полученных результатов.
Главными целями исследования являются: (1) независимый и объективный анализ современного состояния лесного сектора в России за последние 20 лет; (2) предложение наиболее эффективного пути развития в следующие два десятилетия; (3) помощь политикам в выработке информированных решений по выводу лесного сектора страны из затяжного системного кризиса; (4) повышение открытости, прозрачности и инвестиционной привлекательности российского лесного сектора для отечественных и зарубежных инвесторов.
Методы
Методология исследования построена на сопоставлении спроса и предложения на лесные ресурсы. Эта методология принципиально отличается от методологии разработки проекта Программы развития лесного хозяйства России до 2020 года (Рослесхоз, 2012) и Стратегии развития лесного комплекса до 2020 года (Приказ Минпромторга, 2008), где выводы построены на основе предложения ресурсов. Предложенная модель, по мнению авторов, в наибольшей мере отражает новые реалии рыночной экономики. Трудность прогноза заключалась в отсутствии в России постоянного мониторинга и прогнозирования спроса на лесопродукцию на внутреннем и внешнем рынках. Проблема была решена путем экспертных оценок, что не отменяет необходимости научного мониторинга спроса. Авторы отчета рекомендуют федеральным властям создание официальной структуры по мониторингу, прогнозированию и выработке предложений по стимулированию спроса на лесопродукцию в Российской Федерации.
Современное состояние лесного сектора
Большую часть последних 20 лет после распада СССР лесной сектор России находился в системном кризисе. Краткосрочный период оживления лесной промышленности в середине нулевых был прерван мировым финансовым кризисом 2008-2010 годов. В это время технологии в мире поступательно развивались и совершенствовались. Появились новые поколения технологий и новые идеи. Образовалось значительное технологическое конкурентное отставание России от лидеров на мировых лесных рынках. Россия имеет 20% лесов мира, однако ее доля в мировой торговле лесоматериалам не превышает 4%. Потенциал российских лесов существенно недоиспользуется и недооценивается политическим руководством страны.
Лесные ресурсы
До 2030 года общая площадь лесов России года должна увеличиться на 0,9-1,5%, запас – на 2,4-5,0%, средний годичный прирост – на 7,7-10,4%. Запас углерода повысится на 2,0-4,7%, чистая экосистемная продукция (ЧЭП) на 7,2-10,1%. Прогноз рекомендует включить показатель ЧЭП в отчет ФАО по Глобальной оценке лесных ресурсов. Повреждение от пожаров и вредителей увеличится, но это не повлияет на общую положительную динамику древостоев. Рекомендуется начать расчет экономически доступной лесосеки в России, из которой будут исключены все физически и экономически недоступные лесные ресурсы. Рекомендуется расширение лесозащитного разведения, которое должно стать частью инновационного сценария и позволит увеличить как лесохозяйственный, так и сельскохозяйственный потенциал страны.
Лесопромышленый сектор
До 2030 года производство основных видов продукции увеличится: круглого леса – в 1,6-2,1 раза; пиломатериалов – в 1,5-2,7 раза, фанеры – в 1,5-2,1 раза, ДСП – в 1,6-2,1 раза, ДВП – в 1,7-2,5 раза, целлюлозы – в 1,6-1,9 раза, бумаги и картона – в 1,9-3,7 раза, древесного биотоплива – в 2 раза.
Инновационный сценарий потребует пространственно-структурной перестройки лесного сектора. Следует использовать недоиспользованный годичный прирост в мало- и среднелесных Европейских лесах в размере 255 млн м3. Для этого рекомендуется удвоить объем заготовки в этих районах к 2020 году, а затем утроить его к 2030 году. При этом будет использована лишь половина прироста. Для развития и обеспечения сырьем производств по глубокой переработке древесины требуется расширение рубок ухода в целях замены низкотоварных древостоев высокотоварными. Политикам рекомендуется пересмотреть нормативно-правовые акты, запрещающие своевременное обновление и реконструкцию лесов в малолесных и среднелесных регионах. При интенсификации лесного хозяйства в этих районах будут созданы условия для экологического оздоровления лесов с усилением их природоохранных и социальных функций. Для обеспечения инновационного сценария требуется радикальный подъем инвестиционного рейтинга в России.
Климат
Общий сток углерода в российские леса составляет 500-700 млн т углерода в год. Россия обеспечивает до 90% стока углерода в бореальные леса мира, включая Канаду и Скандинавские страны. Если прогнозируемое потепление на конец века станет реальностью, углеродные эмиссии из вечномерзлых территорий России в несколько раз превысят сегодняшние эмиссии от тропического обезлесения, и Россия превратится из получателя углерода в чистого эмитента. Отчет рекомендует поставить проблему вечной мерзлоты в международную повестку дня с целью ее глубокого изучения и включения в международный переговорный процесс по изменению климата. Рекомендуемся переход к полному учету влияния лесов на глобальный бюджет парниковых газов.
Лесная сертификация
В зависимости от сценария площадь сертифицированных лесов в России увеличится в 2,4-4,2 раза и превысит 100 млн га в 2030 году по инновационному сценарию. Расходы на сертификацию будут снижаться ввиду конкуренции сертифицирующих агентов. Рекомендуется гармонизация имеющихся стандартов (FSC и PEFC).
Нелегальная древесина
По официальным данным Рослесхоза, нелегальная заготовка в 2010 году составила 1,3 млн м3, что менее 1% общего объема лесозаготовок в стране и соответствует лучшим мировым лесохозяйственным стандартам. По независимым оценкам (ВВФ Российской Федерации и Всемирного банка) до 20% заготовок (порядка 35 млн м3) имеет незаконное или сомнительное происхождение. Общий размер незаконного оборота древесины может достигать 13-30 млрд руб. ежегодно. Прогнозируется снижение незаконного оборота на 5-80% в зависимости от сценария. Рекомендуется выработка четкого определения в законодательстве понятия незаконный оборот древесины. Для эффективного и устойчивого решения проблемы незаконных рубок необходимо решить макроэкономические задачи, далеко выходящие за рамки лесного сектора, в первую очередь – безработицы и низкого уровня доходов населения на селе.
Политика и институты
Проект лесной политики России находится на стадии обсуждения. Его принятие ожидается по достижению общественного согласия. После принятия документа существующие институты и законодательство в лесном секторе следует привести в соответствие с целями лесной политики России. Лесная политика должна создать условия для перехода от инерционного сценария к умеренному (до 2020) и затем от умеренного к инновационному (до 2030). Политика должна содержать меры по поддержке лесного хозяйства, лесной промышленности, спроса на лесопродукцию, инвестиций, науки, образования, лесоторговли, международной кооперации и сотрудничества с международными организациями в области лесного хозяйства.
Наука и образование
Инновационное развитие лесного сектора в Российской Федерации остро нуждается в научной и кадровой поддержке. Ожидается рост научного контингента к 2030 году в 1,1-1,7 раза. Государственное финансирование науки возрастет в 1,9-4,1 раза. Обеспеченность лесного сектора квалифицированными работниками с начальным и средним профессиональным образованием увеличится в 1,1-1,4 раза. Количество руководящих кадров с высшим образованием увеличится в 1,1-1,2 раза и достигнет 8 тыс. чел. по инновационному сценарию. В 2030 году по инновационному сценарию рост общих расходов на образование увеличится в 1,4-2 раза и составит 2,2 млрд руб., или около 1% ВВП лесного сектора. Рекомендуется широкое использование технологических платформ для научного и кадрового обеспечения инновационного сценария и для развития и внедрения прорывных технологий и инноваций в лесном секторе России на основе частно-государственного партнерства.
Исторический шанс
Двадцатилетний период задержки развития лесного сектора Российской Федерации открывает перед ним уникальную историческую возможность коренного обновления и реконструкции ключевых отраслей и на принципиально новой технологической основе XXI века. Это должно быть достигнуто на базе внедрения прорывных технологий и инноваций в ведущих отраслях лесного сектора. Этот вывод относится к технике, технологиям, политике, институтам, науке и образованию. С помощью прорывных технологий и инноваций российский лесной сектор должен перешагнуть через двадцатилетний этап отставания и влиться в мировую экономику обновленным, конкурентоспособным и инновационным. Для многих отраслей российского лесного сектора это единственный путь выживания перед лицом мировой конкуренции и свободы торговли. Для реализации инновационного сценария развития лесного сектора потребуется большая научная проработка, кадровое обеспечение, предвидение, прогнозирование спроса на мировых рынках и стимулирование отечественного потребления лесопродукции.
Библиография
Agenda 2020. 2012. Agenda 2020 Technology Alliance. Веб-страница: http://www.agenda2020.org |
Buongiorno J., Zhu S., Raunikar R. and Prestemon J.P. 2012. Outlook to 2060 for World Forests and Forest Industries. A Technical Document Supporting the Forest Service 2010 RPA Assessment. April 2012, Southern Research Station, 200 W. T. Weaver Blvd., Asheville, NC 28804. Веб-ссылка: www.srs.fs.usda.gov |
Dolman, A. J., Shvidenko, A., Schepaschenko, D., Ciais, P., Tchebakova, N., Chen, T., van der Molen, M. K., Belelli, L., Maksyutov, S. 2012. The terrestrial carbon budget of Russia: integrated inventory based, eddy covariance and inversion methods. In J. Canadell (ed.) Regional Carbon Budget (in printing). |
FAO. 2009. Yearbook Forest Products. 244 p. |
FAO. 2010. Developing effective forest police. A guide. FAO forestry paper 161. Rome. |
FAO. 2010. Global Forest Resources Assessment 2010. Main Report. FAO Forestry Paper No. 163. Rome |
FAO. 2010. Yearbook of Forest products. |
FAO. 2011. State of the World's Forests 2011. Rome |
Forest Europe, UNECE and FAO.2011. State of Europe's Forests 2011. Status and Trends in Sustainable Forest Management in Europe. 337pp. |
FTP. 2012. Forest-based sector technology platform (FTP). 2012. Веб-страница: http://www.forestplatform.org |
Gustafson, E. J., Shvidenko, A. Z., Sturtevant, B. R. & Scheller, R. M. 2010. Predicting global change effects on forest biomass and composition in south-central Siberia. Ecological Applications 20: 700–715. |
Lenton, T. M., Held, H., Kriegler, J. W., Hall, J. W., Lucht, W., Rahmstorf, S., & Schellnhuber, H. J. 2008. Tipping elements in the Earth Climate System. PNAS 105(6): 1786–1793. |
Meleshko, V. P., Katsov, V. M. & Govorkova, V. A. 2008. Climate of Russia in the XXI century. 3. Future climate changes obtained from an ensemble of the coupled atmosphere-ocean GCM CMIP3. Meteorology and Hydrology 9: 5–22. |
Pan, Y., Birdsey, R., Fang, J., Hougthon R., Kaippi P. E., Kurz A. A., Phillips O. L., Shvidenko, A., Lewis, S. L., Canadell, J. G., Ciais P., Jackson R. B., Pacala, S. W., McGuire, A. D., Piao, S., Rautianen, A., Sitch, S. & Hayes, D. 2011. A large and persistent carbon sink in the world's forests. Science. 333: 988–993 |
Sakhanov, V. V. 2008. Theoretical and real raw wood resources for biofuel production. Biofuel Summit. Expo. St. Petersburg – Russia. April 2008. |
Sohngen, S., Andrasko, K., Gytarsky M., Korovin, G., Laestadius, L., Murray, B., Utkin, A., Zamolodchikov, D. 2005. Stocks and flows: carbon inventory and mitigation potential of the Russian forest and land base. Report of the World Resource Institute, Washington DC. |
Tchebakova, N. M., Parfenova, E. I. & Soja, A. J. 2009. Effects of climate, permafrost and fire on vegetation change in Siberia in a changing climate. Environ. Res. Lett. 4. |
UN. 2012. European Forest Sector Outlook Study: Main Report. United Nations. UNECE/FAO. Geneva. UNECE |
UN. 2012. The North American Forest Sector Outlook Study 2006-2030. UNECE/FAO. Geneva Timber and Forest Study Paper 29. UNECE |
World Bank. 2007. Forest Law and Sustainable Development. Addressing Contemporary Challenges Through Legal Reform. Lawrence C. Christy, Charles E. The. 40003. The International Bank for Reconstruction and Development/ The World Bank. |
World Bank. 2008. Forest Sourcebook. Practical guidance for sustaining forests in development cooperation. The International Bank for Reconstruction and Development/ The World Bank. |
Био-2020.2012. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на периода до 2020 года. 2012. Утверждена 24 апреля 2012 г. N1853п-П8. Москва. |
БиоТех2030. 2012. Российская технологическая платформа "Биоиндустрия и биоресурсы". Веб-страница: http://www.biotech2030.ru |
Бурдин Н.А., Качалова Н.М. 2010. Лесопромышленный комплекс Российской Федерации в кризисном 2009 г. Лесной экономический вестник. № 1 (64). С.3–7. |
Бурдин, Н. А. 2008. О стратегических направлениях развития лесного комплекса Российской Федерации. Лесной вестник. № 5 (62) С.7-12. |
Бурдин, Н. А. Саханов, В. В. 2006. Проблемы стратегического развития лесного сектора экономики России. Экономические стратегии. № 7 (49). С. 82–86. |
Бурдин, Н. А. Саханов, В. В., Демещкан, Е. Ю. 2008. О стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации. Лесной экономический вестник. № 2 (56). С. 3–15. |
ВВФ. 2007. WWF России. Обеспечение легальности происхождения древесины в регионах Сибири (подборка материалов). Устойчивое лесопользование. № 4. Веб-страница: http://www.wwf.ru/resources/publ/magazines/forest_mag/doc776 |
ВВФ. 2010. WWF России. Действуй легально! Руководство по странам: практический справочник по определению легальности происхождения древесины. Москва. Веб-страница: http://www.wwf.ru/resources/publ/book/409 |
ВВФ. 2011. WWF России. Системы отслеживания происхождения древесины в Российской Федерации: опыт лесопромышленных компаний и органов управления лесами. Аналитический отчет. Москва. Веб-страница: http://www.wwf.ru/resources/publ/book/496 |
ВВФ.2006. WWF России. Российско-китайская торговля лесом и нелегальные заготовки древесины в Сибири и на Дальнем Востоке. Москва. Веб-страница: http://www.wwf.ru/data/pub/russian_chinese_trade.pdf |
Воропаев, А. 2011. Итоги опроса: WWF Российской Федерации бьет тревогу! // Устойчивое лесопользование. № 1 (26). Веб-страница: http://www.wwf.ru/resources/publ/magazines/forest_mag/doc2502/page4/ |
Всемирный банк. 2011. Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации. Учебное пособие. Под общей редакцией А.П. Петрова. Москва. 278 с. |
Гослесхоз.1978.Лесное хозяйство СССР. Статистический сборник. Москва. 508 с. |
Гослесхоз.1978. Лесной фонд СССР (по учету на 1.1.1978 г.). Москва. Т. 2. 683 с. |
Гослесхоз.1962. Лесной фонд Союза СССР (по учету на 01.01.1961 г.). Москва. 264 с. |
ЕС.2010.Регламент (ЕС) № 995/2010 Европейского парламента и Совета от 20 октября 2010 года об обязанностях операторов, размещающих лесоматериалы и продукцию из древесины на рынке (неофициальный перевод с комментарием WWF Российской Федерации ) . Москва. 2011 Веб-страница: http://www.wwf.ru/resources/publ/book/470 |
Замолодчиков, Д. 2012. Системы оценки и прогноза запасов углерода в лесных экосистемах. Устойчивое лесопользование. № 4 (2011). № 1 (2012). С. 41–49. |
Кожемяко, Н. П. 2008. Концентрация лесных ресурсов российской Федерации и эффективность их использования. Лесной вестник. № 5 (62). С. 124–127. |
Кожемяко, Н. П. 2010. Управление развитием предприятий лесопромышленного комплекса на основе реструктуризации. Москва : ФГУП «ГНЦ ЛПК». 156 с. |
Кожемяко, Н. П. 2011. Управления стратегическим развитием лесного сектора Российской Федерации на принципах частно-государственного партнерства. Москва : ФГУП «ГНЦ ЛПК». 160 с. |
Кожемяко, Н. П., Кондратюк, В. А. 2008. Научно-техническое и инновационное развитие лесного комплекса России: состояние, проблемы, перспективы. Лесной экономический вестник. № 2 (56). С. 15–18. |
Кожемяко, Н. П., Кондратюк, В. А., Воскобойников, И. О. 2009. Древесина и биоэнергетика. Дерево.ru. С. 52–55. |
Кондратюк, В. А. 2012. Развитие биоэнергетики в России: состояние, проблемы, перспективы. Вестник Иркутского государственного технического университета. № 4 (63). С. 236–240. |
Кондратюк, В. А., Кожемяко, Н. П., Кондратюк, А. В. 2012. Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов как инструмент управления стратегическим развитием лесного комплекса Российской Федерации. Вестник Иркутского государственного технического университета. № 3(62). С. 223–227. |
Кондратюк, В. А., Кожемяко, Н. П., Кондратюк, А. В. 2012. Стимулирование развития лесного сектора России на основе государственно-частного партнерства. Вестник Иркутского государственного технического университета. № 5 (64). С. 230–235. |
Копейкин, М., Кузьмичев, Е. 2010. Нелегальные рубки и противодействие им в Архангельской области. Устойчивое лесопользование. № 3 (25) http://www.wwf.ru/resources/publ/magazines/forest_mag/doc2502/page5/ |
Котлобай, А. Лопина, О. Харченков, Ю. и др. 2006. Оценка объемов древесины сомнительного происхождения и анализ практики внедрения систем отслеживания происхождения древесины в ряде многолесных регионов северо-запада, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Москва : WWF Российской Федерации. http://www.wwf.ru/data/pub/forest/ocenkaobyomovdrev.pdf |
Лесная политика России. 2012. Проект. http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/politics/docs/projects/ |
Минэкономразвития России.2009. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Москва |
Моисеев Б. Н., Страхов В. В.2002. Расчеты возможной реакции лесов России на глобальное потепление климата // М., Ж., Лесное хозяйство, 2002, № 4, с. 5-8. |
Моисеев, Н. А.1972. Пути улучшения лесного хозяйства и лесопользования в многолесных районах. Москва : Лесная промышленность. 158 с. |
Моисеев, Н. А.2012. О состоянии и постановке лесных дел в Российской Федерации в начале ХХI столетия. Журнал «Лесное хозяйство». № 1. С. 7–12. |
ООН. 1992. Конвенция ООН о биологическом разнообразии. |
ООН. 1992. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. |
ООН. 1997. Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата. |
Постановление Правительства Российской Федерации. 1993. № 4613-1. Основы лесного законодательства Российской Федерации. |
Постановление Правительства Российской Федерации. 2000. № 751. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации. |
Приказ Минпромторга Российской Федерации и Минсельхоза Российской Федерации. 2008. № 248/482. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. |
Птичников, А. В., Хмелева Е. Н.2010. Экологически ответственные закупки материалов из древесины для государственных и муниципальных нужд. Обзор зарубежных документов и практики. Рекомендации для включения в нормативно-правовую базу Российской Федерации. Москва : WWF Российской Федерации. Веб-страница: http://www.wwf.ru/resources/publ/book/442 |
РАН. 2008. Российская Академия Наук. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2030г.). Концептуальные подходы, направления, пргнозные оценки и условия реализации. Москва. 2008. |
Распоряжение Правительства Российской Федерации. 2002. № 1504-р Основные направления развития лесной промышленности. |
Распоряжение Правительства Российской Федерации. 2003. № 69-р. Концепция развития лесного хозяйства Российской на 2003–2010 годы. В редакции от 28.09.2007 г. № 1305-р. |
Распоряжение Правительства Российской Федерации. 2008. № 1662-р. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. |
Распоряжение Правительства Российской Федерации. 2008а. № 1663-р. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. |
Распоряжение Правительства Российской Федерации. 2011. N2322-р. Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года. |
Распоряжение Правительства Российской Федерации. 2011. № 2227-р. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. |
Распоряжение Правительства РФ. 2003. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на период 2003–2010 гг. Одобрена распоряжением Правительства Российскй Федерации от 18 января 2003г. N69-р. |
Рослесхоз. 2003. Лесной фонд Российской Федерации (по данным государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2003 г.). Справочник. Москва : ВНИИЦлесресурс. 637 с. |
Рослесхоз.1996. Лесопользование в Российской Федерации в 1946-1992 гг. Москва. 313 с. |
Рослесхоз. 2007. Государственный учет лесного фонда на 01.01.2007. Москва. 879 с. |
Рослесхоз. 2012. Проект лесной политики. Источник: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/politics/docs/projects/0 |
Рослесхоз. 2012а. Проект. Развитие лесного хозяйства на 2012-2020 годы. Источник: http://www.rosleshoz.gov.ru |
Российская лесная технологическая платформа. 2012. Веб-страница: http://www.bumprom.ru/index.php?ids=294&sub_id=18524 |
Росстат. 2010. Промышленность России 2010. Статистический сборник. Москва. 453 с. |
Росстат. 2011. Российский Статистический Ежегодник 2010 г. Статистический сборник. Москва. 795 с. |
Росстат. 2011. Российский статистический ежегодник. Москва. |
Росстат. 2011. Таможенная Статистика Внешней Торговли Российской Федерации. Сборник. 359 с. |
Росстат. 2011. Труд и занятость в Российской Федерации. Статистический сборник. Том 78. Mосква.- 637c. |
Совет по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации. 2009. Материалы доклада директора Департамента Минобрнауки Российской Федерации Наумова А. В. |
Указ Президента Российской Федерации. 2012. Указ Президента Российской Федерации о структуре федеральных органов исполнительной власти N636 от 21.05.2012. |
Федеральный закон. 1997. № 22-ФЗ. Лесной кодекс Российской Федерации. |
Федеральный закон. 2004. N 122-ФЗ. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации. |
Федеральный закон. 2006. № 201-ФЗ. Лесной кодекс Российской Федерации. |
Швиденко, А. З., Щепащенко, Д. Г., Ваганов, Е. А., Сухинин, А. И., Максютов, Ш. Ш., МкКаллум, И., Лакида, И. П. 2011. Влияние природных пожаров в Российской Федерации 1998–2010гг. на экосистемы и глобальный углеродный бюджет. Доклады РАН. Том 441. № 4. С. 544–548. |
Швиденко, А. З., Щепащенко, Д. Г., Нильссон, С. 2007. Материалы к познанию современной продуктивности лесных экосистем Российской Федерации. В. А. Соколов. А. З. Швиденко. О. П. Втюрина (ред.). Базовые проблемы перехода к устойчивому управлению лесами Российской Федерации – учет лесов и организация лесного хозяйства. Красноярск : Институт леса СО РАН. С. 5–35. |
Шматков, Н. 2011. Европейский рынок против нелегальной древесины. Устойчивое лесопользование. № 1 (26) |
Последняя обложка
Целью данного отчета является независимое исследование современного состояния лесного сектора Российской Федерации и возможных альтернатив его развития до 2030 года.
Исследование анализирует главные системные проблемы в лесном секторе страны и предлагает потенциальные решения, основанные на сравнении спроса и предложения на лесные ресурсы. Прогноз лесного сектора базируется на трех сценариях: инерционном, умеренном и инновационном. Исследование рекомендует постепенный переход от инерционного сценария, к умеренному и далее к инновационному. Экономическое отставание предыдущих двух десятилетий предлагается преодолеть путем инноваций и прорывных технологий. Этот подход относится не только к инженерному делу и технологии, но и к лесной политике, государственным институтам, науке и образованию. Российская Федерация имеет все необходимые и достаточные условия для вступления на путь инновационного развития. Прогноз предполагает улучшение размещения лесной промышленности. Большие инвестиции и коренной прогресс в улучшении инвестиционного климата потребуются для материализации прогноза.
Данное прогнозное исследование призвано способствовать выработке и осуществлению информированных решений в области лесной политики и экономики. Оно направлено на повышение открытости, прозрачности и инвестиционной привлекательности российского лесного сектора для национальных и международных инвесторов.