Типы рынков и их взаимосвязь
Рынки бывают трех типов: рынок труда, ранок товаров, ранок капитала.
Рынок товаров – это тот рынок, где происходит обмен товаров, их купля и продажа. Это происходит на основе действия законов спроса и предложения, а также на основе цен на товары. Это и есть 3 признака рынка товаров: спрос, предложение, цена.
Рынок труда имеет те же признаки. Но особенность его состоит в том, что товаром становится рабочая сила.
Рынок капитала означает тоже спрос и предложение, но в качестве товара на этом рынке выступают валюта, ценные бумаги, к которым можно отнести (акции, облигации).
Между всеми типами рынков наблюдается постоянная взаимосвязь.
Экономисты делят все рынки на два основных вида:
1. Конкурентный. 2. Неконкурентный.
Конкурентный рынок обладает тремя основными признаками:
а) на нем действует много продавцов и покупателей, никто из них не определяет и не навязывает цены;
б) продаваемые товары и услуги однородны и взаимозаменимы;
в) на этот рынок легко вступить, также легко можно покинуть его.
На конкурентном виде рынка преобладает действие конкуренции.
Конкуренция – это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в свое распоряжение наибольшее количество ресурсов и добиться от их исполнения максимальной выгоды. Конкуренция важна тем, что давит на цены вниз, приближая их к затратам на производство товаров и услуг. А это очень выгодно покупателям.
Цены на этом виде рынка складываются в результате использования тех или иных способов конкурентной борьбы. Существует такие распространенные способы конкурентной борьбы как война цен и демпинг.
Война цен – это вид борьбы, при котором фирмы могут снижать цены на свои товары почти до уровня затрат.
Демпинг – вид борьбы, при котором происходит продажа товаров по ценам, которые не только не обеспечивают прибыль, но и не покрывают затрат вообще.
Война цен и демпинг не очень желательны для рынка.
Второй вид рынка неконкурентный. Это тот рынок, где пытаются ограничить конкуренцию. Его признаки:
а) продавцы и покупатели могут определять цены и навязывать их (крупная фирма выбрасывает на рынок товар и все остальные фирмы вынуждены продавать такой товар по той же цене);
б) вступить на этот рынок и выйти из него нелегко.
На этом виде рынка действуют такие объединения как монополии.
Монополия – это крупные объединения предпринимателей, которые захватили главные позиции в производстве и реализации какого-либо товара.
Существуют следующие виды монополий: картель, синдикат, трест, концерн.
Картель – это союз монополистов, которые заключили договор о месте сбыта и объемах продаж, при этом они сохраняют коммерческую самостоятельность.
Синдикат – это объединение монополистов, при котором теряется коммерческая самостоятельность, но производственная сохраняется.
Трест – это объединения монополистов, при которых теряется как коммерческая так и производственная самостоятельность. Предприятия, входящие в это объединение, управляются из единого центра – треста.
Концерн – это объединение монополистов, при котором наблюдается финансовый контроль над деятельностью предприятий, входящих в это объединение.
На неконкурентном виде рынка действует монополизация.
Монополизация – это занятие фирмой или группой фирм такой позиции на рынке, которая позволяет им диктовать определенные условия для своих партнеров по обмену. Цены при монополизации зависят от того, какой тип монополии действует на рынке: либо это будет чистая монополия, когда контролирует рынок и устанавливает цены одна фирма-монополист, либо это будет олигопольный рынок, когда происходит сговоры о ценах различных монополистов. При олигопольном рынке существует несколько способов сговора:
1. Корнер для ринга. При нем происходит изъятие какого-либо товара, с целью создания дефицита и вызова роста цен.
2. Картель – соглашение о местах продажи того или иного товара различными производителями.
3. Лидерство в ценах – способ, при котором одна из фирм становится «дирижером цен», т.е. поднимает цены на свои товары и все остальные фирмы обязаны делать то же самое.
На неконкурентном виде рынка часто возникают такие явления как поглощение и слияние фирм.
Поглощение – это процесс, при котором экономически сильная фирма включает в свой состав фирмы экономически более слабые.
Слияние – это процесс, при котором происходит объединение двух или более фирм. Слияние может быть горизонтальным и вертикальным.
Горизонтальное слияние – это объединение фирм, производящих одну и ту продукцию.
Вертикальное слияние – это процесс, при котором объединение фирмы, производящие различную продукцию, но в рамках одной технологической цепочки.
Любое государство старается ограничивать монопольную деятельность фирм. У нас в стране в 1991 году также вышел закон, который ограничивает монопольную деятельность. По нему повсеместно создаются антимонопольные комитеты, которые имеют право разделить предприятие, проводящее монопольную политику на несколько самостоятельных.
Монополия может быть естественной и искусственной.
Естественными обладают собственники, которые имеют в своем распоряжение редкие металлы, целые отрасли инфраструктуры. Государство часто поддерживает такие монополии, т.к. они дают большой экономический эффект или имеют высшие стратегическое значение для общества.
Искусственная – это объединение, создаваемое ради получения монополистической выгоды. Выделяют четыре вида:
1. Картель – объединение предприятий одной отрасли, участники которого заключают договор о ценах, о рынках сбыта, определяют долю каждого участника в общем объеме производства.
2. Синдикат – это объединение предприятий одной отрасли, при котором участники сохраняют производственную самостоятельность, но теряют торговую и продукция, производимая ими, реализуется через единую организацию.
3. Трест – единое АО, господствующее в опред. отраслях. Предприятия, входящие в него, лишены производственной и торговой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства в собственность треста и взамен получают определенное количество акций.
4. Концерн – объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, которые находятся под единым финансовым контролем.