Структура и типы рынков. Система рынков.

Структура рынка— это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются: тесная связь между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страхо­вых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продук­ции (товаров и услуг).

Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собст­венники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпри­нимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.

Производители используют приобретенные ресурсы для организа­ции производства продукции, которую затем продают на рынках про­дукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.

Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рын­ках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.

Виды (типы) рынков классифицируют по разным критериям:

1) По степени зрелости: неразвитый; развитый; формирующийся;

2) По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.

3) По экономическому назначению выделяют: рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.

4) По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.

5) По степени ограничения конкуренции называют рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

6) По характеру продаж и организации обмена — экспортный и импортный, оптовый, розничный и рынки государственных закупок продукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — фирмы, АО и т. д.

7) По месту создания продукта — внутренний и внешний.

8) По соотношению спроса и предложения: равновесный; дефицитный; избыточный;

9) По соответствию действующему законодательству: легальный; нелегальный ("черный" и "серый");

10) С учетом ассортимента товаров:

· замкнутый рынок, где товары только первого производителя;

· насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;

· рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

· смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой.

Основные виды рынков подразделяются на различные рыночные сегменты.

Сегментация рынка представляет собой разделение потребите­лей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к това­ру неодинаковые требования.

Сегментацию рынка проводят, беря за основу классификации раз­ные факторы.К ним относятся:

Географические, учитывающие различия регионов (Север, Урал, Сибирь и т. д.); плотность населения (город, пригород, деревня); кли­матические условия (континентальные, морские и т. д.). Естественно, что спрос на один и тот же товар (скажем, зимнюю одежду) в каждом из этих регионов будет отличаться от других.

Демографические, учитывающие пол, возраст, размер семьи, уровень образования, сферу деятельности и пр.

Психографические, учитывающие стиль жизни и социальный состав населения.

Поведенческие, учитывающие спонтанный характер приобретения товара.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Система рынков — это единая сово­купность множества рынков различ­ного назначения. Такая совокуп­ность образовалась под воздействием ряда факторов.

Во-первых, в условиях индустриального и постиндустри­ального производства многократно расширилось рыночное пространство в следующих направлениях:

· натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство;

· рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи;

· быстро развилась сфера оплачиваемых духовных благ и услуг;

· конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт.

Во-вторых, современное производство создает огромное количество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека.

В-третьих, широкое развитие акционерных обществ при­вело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на особом рынке ценных бумаг.

В-четвертых, ускорившийся рост международных эконо­мических связей потребовал создания развитого рынка ино­странных валют.

Наконец, усилившееся во второй половине XX в. обще­ственное разделение труда вышло за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализиро­ванные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.

Следовательно, развившийся во второй половине про­шлого столетия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения (купли-продажи товаров). В последней проявляются крупные виды хозяйственной деятель­ности: общее (между крупными отраслями или сферами) и особенное (между подотраслями и видами торговых пред­приятий) разделение труда.

В системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли:

• рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);

• рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);

• рынок услуг (сюда входят многообразные виды коммунального и бытового обслуживания, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);

• рынок труда (для работодателей и наемных работников);

• рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);

• рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

• рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);

• рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

• рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

Широкое и глубокое развитие рыночных отношений нео­бычайно повысило их активную экономическую роль. Ры­нок содействует реализации субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых ус­ловий развития производства. Все крупные хозяйственные отрасли сильно зависят от специализированного рыночно­го воздействия. Не случайно национальное хозяйство полу­чило название рыночной экономики. Этим не отрицается во­обще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клетки испытывают воздействие рыночных отношений.

Со второй половины XX в. рынок базирует­ся на совокупности определенных институтов, куда входит:

Во-первых, таким социальным институтом является пра­вовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Для его субъектов устанавливаются единые правила поведения. Юридические органы защищают участников ры­ночных сделок и наказывают виновных за нарушение право­вых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс РФ, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделяется характери­стике роли гражданско-правового договора — средства регу­лирования рыночных отношений.

Во-вторых, в совокупность институтов входят органы го­сударственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому конт­ролю; налоговые органы; органы финансово-кредитной по­литики государства. Следовательно, современный рынок органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз — от государства к хозяйствен­ным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.

В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (про­фессиональные союзы). Они повышают степень организо­ванности, цивилизованности и эффективности поведения продавцов и покупателей.

В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предпри­ятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.

Таким образом, рынок предстает перед нами как единая совокупность рыночных связей. Эта целостность придает ему новое качество — способность к саморегулированию на основе экономических законов.

Функции рынка

Рынок содействует углублению общественного разделения тру­да и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономи­ческого соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и по­требления в ассортиментной структуре, сбалансированность спро­са и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональ­ность в производстве и обмене между регионами, сферами нацио­нальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого про­изводить? как производить?

На рынке действует регулирующая "невидимая рука", о кото­рой писал А. Смит: "Предприниматель имеет в виду лишь свой соб­ственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интере­сы, он часто более действенным способом служит интересам об­щества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".

Современный рынок регулируется не только "невидимой рукой", но и государством.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производите­лей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наи­меньшими затратами и получением достаточной прибыли, стиму­лировании научно-технического прогресса и на его основе — ин­тенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. "Без давления рынка работ­ники предприятия будут избирать директорами не лучших специа­листов, а наиболее популярных и менее требовательных людей" (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установле­ние ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производ­ство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного кон­тролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количе­ство, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обо­собленных производителей и потребителей с целью обмена резуль­татами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаи­мовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь меж­ду участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а прода­вец — наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через посто­янно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объектив­ную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рын­ке. Современный рынок превращается в "гигантский компьютер", собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализа­ции товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек об­ращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку то­варов) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечива­ет взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...".

Экономический интерес продавцов состоит в по­лучении большого дохода, а покупателя — в удовлетворении по­требности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквива­лентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функ­ция рынка" и "роль рынка" тесно связаны между собой. Функция и роль — это как бы ступени познания одного и того же объективно­го процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1.Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных" связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

2.Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.

3.Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

4."Санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Рыночная инфраструктура.

Впервые термин инфраструктура был использован в экономи­ческом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспе­чивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, су­ществуют различные трактовки этого понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систе­му обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставле­нии услуг производству и населению, в обслуживании производ­ства и населения.

Другие понимают под инфраструктурой только систему произ­водственного обслуживания в виде ее назначения в создании об­щих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструк­тура составляет накопленное материальное богатство, как совокуп­ность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали пони­мать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функци­онирование материального производства. В нашей экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целост­ной экономической системы и подсистемы. Она представляет со­бой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятель­ность экономики или политической системы в целом.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделе­нии труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе круп­ное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между го­родом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало рас­ширения инфраструктурной сферы.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслужи­вающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных по­требностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструкту­ре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опос­редствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслужи­вающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспече­нию нормального режима его функционирования.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финан­сового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынкапредставлена товарными бир­жами,предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынкавключает в себя фондовые и валютные биржи, банки,страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка трудавключает в себя биржи труда, служ­бу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции ра­бочей силы и т. д.

Основными элементамиинфраструктуры современного рынка яв­ляются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойствен­ный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого чело­века, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Функции инфраструктуры рынкаследующие:

• облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

• повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

• организационное оформление рыночных отношений;

• облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

• подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслужива­ющих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей эконо­мики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

Наши рекомендации