Изучению дисциплины «уголовный процесс»
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
Учебным планом подготовки необходимого для уголовно-исполнительной системы специалиста предусматривается преподавание уголовного процесса для курсантов 3-х и 4-х курсов (слушателей 4-х и 5-х курсов). Уголовный процесс является одной из профилирующих дисциплин высших учебных заведений ФСИН России.
При изучении указанного курса курсанты получают знания теории уголовного процесса, действующего законодательства, судебной и следственной практики, приобретают практические навыки для самостоятельного выполнения основных следственных действий, а так же составления процессуальных документов.
Основными формами обучения по уголовному процессу будут лекции, семинарские и практические занятия, консультации преподавателей и самостоятельная работа курсантов (слушателей).
Семинарские и практические занятия имеют целью обеспечить закрепление теоретических знаний, полученных курсантами при чтении лекций и самостоятельной работе над соответствующей темой курса, а также выработку практических навыков по составлению процессуальных документов, в том числе в исправительных учреждениях.
Отсутствие ознакомительной практики и стажировки в органах предварительного расследования, суда и прокуратуры вызывают известные трудности в условиях уголовно-процессуальной деятельности, устранению которых способствует изучение курсантами материалов следственно-прокурорской и судебной практики, опубликованных в юридических журналах «Законность», «Российская юстиция», «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Российский следователь» и др. Этому же содействует ознакомление с материалами архивных уголовных дел, имеющихся на кафедре.
Курс уголовного процесса состоит из Общей и Особенной частей и изучается на протяжении трех семестров курсантами очной формы обучения, и двух семестров – слушателями заочной формы обучения. В одном семестре курсанты изучают Общую часть (с 1 по 9 тему включительно Рабочей программы курса Уголовный процесс, 2006) и несколько тем из Особенной части, во втором – досудебные стадии уголовного судопроизводства (с 12 по 18 темы Рабочей программы дисциплины), а в третьем семестре изучают судебные стадии уголовного судопроизводства и особенности производства в отношении отдельных категорий лиц (темы 21-34 Рабочей программы). Деление курса на указанные части носит условный характер, продиктованное учебно-методическими целями и построением учебного процесса. Обе части курса между собой тесно взаимосвязаны. Положения Общей части находят свое конкретное выражение в институтах Особенной части. Для полного уяснения ценности норм Общей части необходимо в течение первого семестра обучения ознакомиться со структурой и стадиями Особенной части, а затем вновь обратиться к соответствующим положениям Общей части.
Уголовный процесс представляет собой урегулированную уголовно-процессуальным законом деятельность компетентных государственных органов, направленную на осуществление задач уголовного судопроизводства. Посредствам этой деятельности реализуется уголовная политика государства. В связи с этим основой глубокого усвоения уголовного процесса является изучение Конституции РФ, руководящих постановлений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, Международных документов по защите прав человека.
В процессе изучения дисциплины курсанты (слушатели) обязаны:
1. Изучить всю рекомендованную руководящую и специальную литературу;
2. В письменном виде составить мотивированное решение задач, обосновав ответ ссылками на соответствующие нормы права и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, приказы Генерального прокурора РФ и др.;
3. Составить процессуальные документы по задачам, указанным в плане, а также по уголовным делам, предложенным преподавателем;
4. Подготовить реферат по теоретической работе или материалам обобщения практики. Тема реферата избирается курсантами по согласованию с преподавателем. Письменный реферат представляется преподавателю в указанный срок и докладывается на семинарских или практических занятиях, конференциях или коллоквиумах.
При решении задач рекомендуется использовать помимо уголовно-процессуального кодекса РФ:
- комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РФ;
- сборник «Вопросы уголовного права и процесса в практике Верховных Судов СССР и РСФСР 1938-1979 гг.». М.: Юрид. лит., 1980;
- соответствующие руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, указанные в планах занятий.
Следует заметить, что в теории по ряду вопросов нет единства мнений. Для лучшего уяснения спорных положений рекомендуется работа Н.С. Алексеева, В.Г. Даева, Л.Д. Кокорева Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж: Воронежский ун-т, 1980; пособие Трусова А.И., Смыслова В.Н. Практикум по советскому уголовному процессу. М.: Высшая школа, 1976 и др.
Кроме того, при подготовке к занятиям необходимо посмотреть несколько учебников, Курс советского уголовного процесса М.С. Строговича.
Самоконтроль за степенью усвоения соответствующего раздела курса можно осуществлять по контрольным вопросам, указанным в планах семинарских и практических занятиях, а также по сборнику задач, указанному в планах занятий.
Отдельные темы курса уголовного процесса, указанные в тематическом плане, будут изучаться слушателями самостоятельно. По ряду тем лекции не читаются. При изучении всех этих тем необходимо исходить из вопросов планов семинарских занятий, использовать указанную в программе литературу, соответствующие постановления Пленумов Верховного Суда РФ, приказы и инструкции Генерального прокурора РФ, а так же рекомендованную преподавателями дополнительную литературу.
В ходе обучения курсанты сдают зачеты, экзамены, пишут курсовые работы, подвергаются контрольному тестирования.
По итогам семинарских и практических занятий в конце первого семестра обучения производится зачет по Общей части курса. Зачет проставляется курсантам, которые показали знания теории уголовного процесса, законодательства, правильно и грамотно составили процессуальные документы, получили положительную оценку за контрольную работу, представили реферат, отработали пропущенные занятия и неудовлетворительные оценки.
В конце второго семестра также проводится зачет по Особенной части Уголовного процесса, в части досудебного производства.
В конце третьего семестра обучения проводится экзамен по всему курсу уголовного процесса.
Зачеты и экзамены проводятся по билетам. Билеты для проведения зачета состоят из двух вопросов, а для экзамена - из трех, охватывающих весь курс. Вопросы взяты из Рабочей программы дисциплины.
Оценка знаний курсанта осуществляется путем опроса по билету.
«Отлично» оценивается полное и глубокое усвоение теоретических проблем уголовного процесса, грамотное изложение вопросов, обоснованность выводов, умение увязать теорию с практикой, аналитическое мышление при анализе ситуаций судебной практики.
«Хорошо» оцениваются знания курсанта, твердо знающего программный материал, грамотно его изложивший, допускавшего несущественные ошибки, нечеткость решения задач и ситуаций из практики уголовного производства.
«Удовлетворительно» оценка знаний курсантов при наличии пробелов в усвоении основного материала, неточности формулировки, неуверенное решение задач (казусов) при общем правильном понимании проблем уголовного процесса.
«Неудовлетворительно» - следствие слабых знаний по всем темам курса, существенные ошибки при ответах на дополнительные вопросы.