Государственное регулирование цен в развитых странах
В настоящее время в мировой экономике усиливаются процессы глобализации, которые для каждой страны могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Если национальные экономики стран обеспечивают выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, то они выигрывают от интеграционных процессов за счет доступа к дешевым сырьевым ресурсам, дешевой рабочей силе, расширения рынков продаж. В странах с сырьевой направленностью производства, обладающих сравнительно низкой конкурентоспособностью экономики, процессы интеграции наравне с положительной стороной, усиливают зависимость состояния национального рынка от экспансионных товаров и услуг развитых стран. При отсутствии государственной политики защиты и поддержки национальных производителей товаров и услуг эта экспансия может привести к стагнации бизнеса в этих странах.
В современных условиях регулирующее воздействие на экономику оказывает государство, используя правовые формы принуждения и наличием в своем распоряжении огромных экономических ресурсов. Важнейшим инструментом вмешательства государства в регулирующие процессы развития экономики является государственное регулирование ценообразования.
Цена, рассчитанная по методу издержки-плюс, рассматривается налоговыми органами как рыночная, которая сопоставляется с соответствующей трансфертной ценой.
При оценке цены перепродажи искомая трансфертная цена определяется разность между ценой, по которой данный товар, приобретенный у аффилированной фирмы, был перепродан независимой фирме. Полученная разность рассматривается как рыночная цена при продаже между аффилированными фирмами или внутри ТНК.
Профит-сплит метод основан на сопоставительном анализе прибыли, полученной аффилированными фирмами, с прибылью, которая могла быть получена при осуществлении аналогичных торговых операций независимыми фирмами.
Если по результатам исследования проведенная сделка по мнению налоговых органов не соответствует рыночным принципам, а фирма-налогоплательщик не обосновала свои действия, то она уплатит дополнительные налоги и штрафные санкции.
Государственное регулирование цен– это механизм воздействия на процессы формирования, установления, измерения и применения цен (тарифы со стороны государственных органов власти путем реализации законодательных, административных, бюджетно-финансовых, налоговых, валютных, таможенных и других мер) с целью стабилизации экономических процессов в государстве.
В зависимости от конкретной ситуации в экономике механизм регулирования ценообразования может иметь антиинфляционный или антикризисный характер.
Все цены в экономике следует рассматривать, прежде всего, с точки зрения воздействия на них со стороны государства: фиксируемые цены устанавливаются на ограниченный круг товаров и услуг и регулируются государством. В данном случае мы имеем дело с прямыми формами государственного регулирования цен. В их числе:
· непосредственное административное установление цен или их пределов на продукцию или услуги (электроэнергетики, связи, транзита, медикаментов, некоторых видов продовольствия и др.);
· принятие законов о ценах, о нечестной торговле, минимальных ценах, например, законы о нечестной торговле, принятые в ряде штатов США, запрещают розничным фирмам продавать продукцию по ценам ниже издержек плюс установленный предел, возмещающий предприятиям накладные расходы и прибыль. Таким образом, крупные компании не могут снизить цены ниже установленного уровня, чтобы устранить своих часто небольших конкурентов;
· запрещение ценовой дискриминации. Например, закон Робинсона - Патмана в США запрещает производителям и торговым сетям использовать различные цены на продукцию «схожего качества», поскольку это может нанести ущерб конкуренции.
· ограничение горизонтальных и вертикальных соглашений о ценах. Горизонтальные соглашения могут заключаться между несколькими производителями, торгующими предприятиями на предмет установления цен. Вертикальные соглашения имеют место в случаях, когда производители или оптовики контролируют конечные розничные цены своих товаров и услуг;
· соглашение государственных органов об уровне цен с производителями товаров и услуг;
· антидемпинговое законодательство.
Наравне с прямыми формами ценового регулирования в развитых зарубежных экономиках широко применяются косвенные формы регулирования цен. Сущность косвенных форм воздействия на цены заключается не в регулировании ими непосредственно величины цен, а в воздействии на них через факторы, связанные с их формированием.
Косвенное государственное регулирование цен осуществляется посредством:
· эмиссии денег;
· регулирования кредитных отношений вследствие удешевления банковского процента и возмещения платежей в счет основного долга;
· регулирования налоговых ставок;
· субвенций (государственных дотаций), которые зависят от выполнения обязательных условий, предусмотренных программой;
· политики ускорения амортизации, направленной на приобретение более эффективной техники и технологии, при покупке которой разрешается списывать до 50% их стоимости в течение первого года, а остальные - в следующие два года.
Например, на совокупный спрос воздействуют с помощью налоговой, кредитной, валютной политики, включая эмиссию денежных средств.
Значительное влияние на уровень и динамику цен оказывает налоговая система. От размера налогов напрямую зависит динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, тем шире инфляционный размах. Любой производитель старается перенести налог через цену на потребителя. Одновременно государство, получая больше доходов, увеличивает и свои расходы, которые не всегда обеспечены рынком товаров и услуг. Поэтому современная налоговая политика различных стран направлена на снижение налогов. Так в США налог на прибыль в доход федерального бюджета не превышает 8%, против 24% в Республике Беларусь, 20% в России.
Так, законом о ценах в Австрии определен перечень товаров и услуг, на которые министр экономики, а по формации – министр здравоохранения имеют право устанавливать максимальные и минимальные твердо фиксированные цены. На практике устанавливаются преимущественно максимальные цены, превышение которых не допускается. Цены на товары и услуги, на которые в Австрии существует государственная монополия (табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, почтовые, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы) устанавливаются специальным постановлением парламента. На импортные товары цены на внутреннем рынке не должны превышать фактические закупочные цены, увеличенные на размер экономически обоснованных издержек и прибыли импортера. Нарушение указанных правил наказывается штрафом.
В Германии жестко регламентируются цены сельскохозяйственных производителей, при этом цены ориентированы на возмещение издержек. Если затраты больше средней цены, то государство гарантирует оплату фирмам поставок продукции в пределах выделенной квоты с компенсацией затрат. На социально значимые потребительские и промышленные товары цены регулируются и контролируются государством.
В Греции цены примерно на 20% наименований потребительских товаров и услуг регулируются государством на основании указа президента, которым утвержден Кодекс рыночного регулирования.
В США прямое государственное регулирование применяется в энергетике и в некоторых коммуникационных услугах. Практически ни в одной стране с развитой рыночной экономикой не существует полной свободы в ценообразовании.