Оценка конкуренции на рынке. Ёмкость рынка, рыночная доля предприятия
МАРКЕТИНГ
Оценка ценовой эластичности спроса.
Зависимость спроса от цены показывается ценовой эластичностью. Коэффициент ценовой эластичности определяется по следующей формуле:
- темп изменения объёма продаж; q1, q2 – объём продаж соответственно в текущем и базисном периодах;
- темп изменения цен или тарифов; p1, p2 – цены или тарифы соответственно в текущем и базисном периодах;
Eλ показывает насколько %ов меняется величина спроса на товар/услугу при изменении цены на 1%. Eλ < 0 → берётся по модулю:
|Eλ| > 1 → спрос эластичен (снижение цены ведёт к увеличению доходов);
|Eλ| < 1 → спрос неэластичен (при увеличении цены, количество продаваемой продукции практически не меняется).
Задача № 1
Определить коэффициент ценовой эластичности спроса на различные виды телекоммуникационных услуг.
Исходные данные:
Значения показателей | Виды услуг | ||
Предоставление доступа к местной телефонной сети для населения | Предоставление абонентских линий (ГТС) населению | Телефонные Соединения (мобильная связь) | |
1. Объём услуг (q) | Тыс. заявок | Количество домашних ТА, тыс. | Мин в мес. на абонента |
Предыдущий период Отчётный период | |||
2, Тариф (p) | Руб. | Руб. в мес. | Руб/мин |
Предыдущий период Отчётный период | |||
Решение: | |||
Коэффициент ценовой эластичности (Eλ) | |-2| > 1 Спрос эластичен | |0,36| < 1 Спрос неэластичен | |-1,15| > 1 Спрос эластичен |
Вычисления:
Предоставление доступа к местной телефонной сети для населения | Предоставление абонентских линий (ГТС) населению | Телефонные Соединения (мобильная связь) | |
Задача №2
Известно, что спрос на услугу эластичен. Определить ожидаемый обмен для различных вариантов тарифов.
Исходные данные:
Показатели | Значение | ||
1) Объём реализации услуг за отчётный квартал (тыс.ед.) 2) Действующий тариф (руб.) 3) Темпы повышения тарифов: I вариант II вариант III вариант Коэффициент ценовой эластичности | q0 p0 i Eλ | 4,8 1,03 (на 3%) 1,05 (на 5%) 1,1 (на 10%) -1,2 | |
Решение: | I вариант | II вариант | III вариант |
1) Темп изменения тарифа (Yq) | |||
2) Темп изменения обмена (Yp) | |||
3) Ожидаемый обмен при изменении тарифа (q1) |
Вычисления:
I вариант | II вариант | III вариант | |
Рассмотрев 3 варианта темпов повышения тарифов имеем возможность выбрать наиболее выгодный.
Оценка конкуренции на рынке. Ёмкость рынка, рыночная доля предприятия.
Доля рынка предприятия – соотношение его объёма продаж или реализации услуг и ёмкости регионального рынка:
Ёмкость рынка – объём проданных на рынке товаров или услуг за определённый период времени:
1)
– суммарный объём продаж всех компаний, присутствующих на данном рынке.
2)
П – объём производства данного товара за рассматриваемый период;
ОНГ, ОКГ – остатки товарных запасов (у производителей) на начало и конец рассматриваемого периода;
Э – экспорт;
И – импорт.
3)
К – количество потребителей данного товара на региональном рынке;
Т – количество данного или аналогичного товара, потребляемого одним потребителем за рассматриваемый период.
4)
Д – доход на душу населения;
d – доля расходов на данный продукт в доходах одного человека.
Эффективность маркетинговой деятельности предприятия – соотношение полученного эффекта и затрат на маркетинг.
Для оценки эффективности маркетинговой деятельности используют коэффициент эффективности:
1)
V – объём продаж за анализируемый период;
ЗМ – затраты на маркетинг за анализируемый период.
2)
ΔV – прирост объёма продаж за анализируемый период.
Задача.
На рынке действуют 2 производителя. Фирма А расходует на маркетинг 100 000 $ с эффективностью 0,9, Фирма Б – 200 000 $ с эффективностью 0,5. Каковы доли компаний, если эта доля прямо пропорциональна маркетинговым условиям?
Решение: