Тема 5. Общая характеристика рыночного хозяйства
1.Эволюция товарно-денежных отношений и становление рынка. Сущность рынка. Основные теоретические трактовки сущности рынка. Рынок в либеральной экономической теории. Монетаризм о рынке. Неоклассические представления о рынке
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе "О природе и причине богатства народа" в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.
Адам Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса "Капитал", Ленина "По поводу так называемого вопроса о рынке" и австрийца Ф. Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка.
Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.
В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:
- что производить;
- как производить;
- для кого производить.
В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.
В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.
Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:
- закон о стоимости;
- спроса и предложения;
- закон о денежном обращении.
Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.
Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.
Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.
2.Рынок как система отношений. Субъекты рыночных отношений. Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена, конкуренция. Виды рынков и их классификация (по экономическому назначению продукта, по соблюдению законности и др.). Инфраструктура рынка.
Конкуренция - это мотивация поведение экономического субъекта в сфере хозяйствования.
Конкуренция - это процедура открытия таких факторов, которые без обращения к ней остались бы никому не известными или, по меньшей мере, неиспользуемыми.
Конкуренция - это процедура открытия способов предложения более качественных или более денежных товаров, чем те, что уже поступают потребителю.
Формы конкуренции:
- между монополистическими объединениями;
- внутри монополистических объединений;
- между монополистическими объединениями и немонополизированными предприятиями (аутсайдерами);
- между немонополизированными предприятиями.
Средства конкурентной борьбы:
лишение сырьевых материалов; лишение рабочих рук; лишение подвоза; лишение сбыта; договор с покупателями; планомерное сбивание цен; лишение кредита; объявление бойкота; предоставление дополнительных гарантий и услуг; качество товара; широкая реклама.
С появлением монополий государства стали принимать антимонопольные законодательства. Цель этого законодательства поддержать конкуренцию, как основу хозяйственного механизма и четко определить, какие методы допустимы в борьбе за рынок и прибыль, а какие нет. Первое антимонопольное законодательство приняло США в 1890 г.
1. Рынка средств производства в нашей стране не было, средства производства распределялись через материально-техническое снабжение, которое по форме было похоже на рынок, а по содержанию рынком не являлось. Задача создания рынка средств производства реализуется сегодня через переход от централизованного фондового распределения продукции материально-технического назначения к оптовой торговле ею.
3.Функции рынка. Достоинства и недостатки рыночной экономики. Модели рыночной экономики.
Сущность рынка находит свое выражение в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка.
1.Информационная функция. Эта функция является важной функцией рынка. Ее суть состоит в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.
Частный производитель, чтобы удержаться на рынке, вынужден постоянно заботиться об уровне издержек производства. И если они выходят за пределы определенной общественной нормы, то продукция не находит сбыта и предприятие уходит с рынка.
2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.
3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы:
что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идёт бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что, в конечном счете, формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
4. Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.
5. Функция экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
6. Стимулирующая функция. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов. Рынок выступает стимулятором повышения эффективности общественного производства через человеческий фактор: инициативу, расширение возможностей для принятия самостоятельных решений, развитие и реализацию индивидуальных способностей человека, который вынужден трудиться добросовестно, в полную силу, без прямого принуждения. Рынок оценивает деятельность работника, предприятия, компании по конечным результатам. Здесь не возможны приписки, подмена результатов, поскольку потребитель платит за конкретный товар или услугу из своего кармана.
7. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России.
8. Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.
9. Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. с. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).
Достоинства рынка:
1. Рынок эффективно распределяет ресурсы;
2. Рынок гибок и приспособляем к изменяющимся условиям;
3. Рынок предполагает свободу в выборе действий участников рыночного процесса;
4. Рынок использует достижения НТП в производстве, в целях снижения издержек, т.е. себестоимости;
5. Рынок развивая конкуренцию снижает цену на тот или иной товар;
6. Рынок способен удовлетворить разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.
Недостатки рынка:
1. Рынок непропорционально развивает производство;
2. Рынок не решает общественных потребностей;
3. Рынок не всех обеспечивает работой;
4. Рынок усиливает дифференциацию общества на богатых и бедных;
5. Рынок не гарантирует стабильность цен и получение доходов;
6. Рынок не обеспечивает фундаментальных исследований.
4.Структура рынка, виды рынков и их классификация. Инфраструктура рынка. Биржа, банк, торговля, коммерция как элементы инфраструктуры рынка.
Главной инфраструктурой рынка средств производства являлась товарная биржа - это место, где осуществлялась купля-продажа массовых товаров. Сама биржа торговых сделок не заключает. В ее обязанности входит предоставление помещений для торговли, местами, телефонами, телефаксами и телетайпами для участников торгов.
Биржа осуществляет:
- котировку цен;
- устанавливает стандарты на биржевые товары;
- разрабатывает типичные контракты;
- производит расчеты между продавцами и покупателями;
- занимается информационной деятельностью;
- оказывает своим клиентам страховые, арбитражи и другие услуги.
Высшим органом управления товарной биржи является общее собрание ее членов, в период между собраниями - биржевой комитет.
Биржа имеет исполнительную дирекцию и специальные подразделения:
- расчетную палату;
- биржевой арбитраж;
- котировочную палату;
- регистрационное бюро;
- экспертное бюро;
- информационно - справочный отдел.
Цель биржи:
- выяснить товарные цены, спрос на товары и их предложение;
- упорядочить и облегчить товарооборот и торговые операции.
2. Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате осуществления следующих мер:
а) Путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.
б) Путем первоочередного разгосударствления II-го подразделения общественного производства.
в) Путем поддержания малых и средних предприятий.
г) Налоговое и кредитное стимулирование производства товаров широкого потребления.
д) Переход к свободному ценообразованию на большинство товаров.
е) Постепенная отмена дотирования убыточных предприятий.
ж) Радикальный пересмотр льготного перераспределения товаров широкого потребления.
з) Стимулирование расширения производства потребительских товаров и их реализации на коммерческой основе.
Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские и городские рынки, ярмарки и аукционы.
3. Рынок услуг. Он включает разнообразные производственные и непроизводственные услуги:
- транспортные;
- связи;
- ремонтные;
- лизинговые;
- аудиторские;
- страховые;
- юридические;
- бытовые;
- культурные.
Аудит - это проверка (ревизия) бухгалтерской отчетности предприятия квалифицированными специалистами (аудиторами) на предмет их соответствия установленным правилам и стандартам.
Лизинг - это специфическая форма финансирования вкладов на приобретение машин, оборудования помещений при посредничестве специализированной финансовой (лизинговой) компании. Эта компания получив право собственности на имущество передает его в аренду третьему лицу. Продавцу средств производства лизинговая компания платит наличными.
Страховые компании выполняют две функции:
- защита от рынка;
- инвестиции прибыли в коммерческие структуры.
4. Финансовый рынок включает в себя:
- рынок кредитных ресурсов;
- рынок ценных бумаг;
- рынок валюты.
Рынок кредитных ресурсов осуществляет операции с ссудным капиталом. В РК этот рынок представлен коммерческими банками РК.
Ценные бумаги - денежные документы, подтверждающие право владения или отношение займа и определяющие взаимоотношения между лицом, которое их выпустило и их владельцем. При этом предусматривается выплата дохода (дивиденда) или процента на ценную бумагу и возможность передачи денежных прав другим лицам.
К ценным бумагам относятся облигации, казначейские обязательства и сберегательный сертификат.
Акция - ценная бумага без установленного срока обращения, которая подтверждает долевое участие владельца акции в уставном фонде акционерного общества и дает право получить часть его прибыли в виде дивиденда.
Облигация - ценная бумага, подтверждающая внесение ее владельцем денежных средств и обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента.
Государственное казначейское обязательство - вид ценных бумаг на предъявителя, которые размещаются среди населения исключительно на добровольной основе и подтверждающие внесение их владельцем денежных средств в бюджет, давая при этом ему право на получение финансового дохода. Выпускаются на сроки:
- до 1 года - краткосрочные;
- от 1 до 5 лет - среднесрочные;
- от 5 до 10 лет - долгосрочные.
Сберегательный сертификат - письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, подтверждающее право ее владельца на получение после истечения установленного срока депозита (денежной суммы или ценной бумаги, поручаемой банку) и процентов по нему.
5. Рынок рабочей силы должен отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать мобильность рабочей силы;
- обеспечивать полноценную оплату труда;
- стимулировать предприимчивость, инициативу и качество рабочей силы.
5.Типы рынков, виды конкуренции и их основная характеристика.
В современной экономической литературе различают следующие два типа рынков:
- внутренний рынок со своей структурой, которая была рассмотрена выше;
- внешний рынок который представлен экспортом и импортом.
С возникновением рыночной структурой возникает конкуренция, которая делится на:
- совершенную конкуренцию;
- не совершенную конкуренцию, которая представлена в виде монополий, олигополий.
6.Антимонопольная политика государства.
С появлением с не совершенной конкуренции государство в лице антимонопольного комитета проводит антимонопольную политику которая направлена на развитие свободной конкуренции.
Наиболее разработанном принято считать антимонопольное законодательство США, которая основывается на «трех китах», трех основных законодательных актах:
- закон Шермана (1890г);
- закон Клейтона (1914г);
- закон Робинсона-Пэтмена (1936г).