Базовые стратегии деловой активности фирмы
товар | старый | Рынок | |
Старый | Новый | ||
Стратегия глубокого проникновения | Стратегия расширения рынка | ||
новый | Стратегия разработки товара | Стратегия диверсификации |
•-
Стратегия глубокого проникновенияэффективна, когда рынок еще не насыщен. Предлагая старые товары на старом рынке можно добиться преимущества лишь продавая товар по ценам ниже конкурентных.
Стратегия расширения рынкапомогает фирме увеличить сбыт существующих товаров на новых рынках.
Стратегия разработкитовара может быть эффективна при наличии у фирмы ряда успешных торговых марок, то есть в случае хорошего имиджа фирмы, что влияет на высокий спрос этих товаров.
Стратегия диверсификацииприменяется для устранения зависимости фирмы от какого-либо одного товара на рынке.
4. По характеру воздействия стратегия фирмы может быть:
- наступления (атакующая)- эта стратегия завоевания и расширения рыночной
доли.
- обороны- эта стратегия удержания существующей рыночной доли.
- отступления- эта стратегия ухода с рынка или ликвидация данного бизнеса.
5. По характеру развития стратегии фирмы могут быть:
- ограниченного роста;
- роста;
- сокращения;
- сочетание этих трех стратегий.
Эти стратегии связаны не с долей рынка, а с объемами деятельности и капитала.
6. По выбору направления деятельности стратегии фирмы могут быть:
- стратегия дифференциации;
- стратегия стоимостного лидерства;
- стратегия концентрации.
Стратегия дифференциациихарактеризуется модификациями потребительских свойств продукта - товара; для ее осуществления необходимы:
а) сильный маркетинг;
б) продуктовый инженеринг;
в) хорошая репутация фирмы по качеству продукции и технологиям;
г) сильная кооперация.
Организационные требования этой стратегии включают:
а) организацию научных исследований, конструкторских разработок, маркетинга и
производства;
б) применение субъективных измерителей и стимулов вместо объективных
количественных;
в) привлечение профессионалов, способных к творчеству.
Стратегия стоимостного лидерстватребует опыта и ресурсов. Она характеризуется:
а) значительными инвестициями капитала;
б) интенсивным трудом;
в) хорошим дизайном;
г) дешевой распределительной системой.
Организационные требования этой стратегии предусматривают:
а) жесткий стоимостной контроль;
б) частые и подробные доклады об издержках;
в) структурная ответственность;
г) стимулы, основанные на количественных целях.
Стратегия концентрациихарактеризуется выработкой действий для узкоспециализированного и узконаправленного сегмента рынка.
7. Типовые международные стратегии включают такие действия:
- продажу иностранным фирмам лицензий на использование технологий или
продажу ее продукции;
- создание производственной базы на национальном уровне в одной стране и
экспорт товаров на зарубежные рынки;
- использование стратегии конкуренции на внутренних рынках многих стран;
- использование глобальной стратегии и стратегии низких издержек;
- использование стратегии глобальной ниши.
8. По отношению к маркетингу стратегии могут быть:
- массовой— стратегия рассчитана на массовое производство и потребление;
- товарно-дифференцированной- стратегия ориентирована на производство
двух и более товаров разного качества с разными свойствами и разным оформлением;
- целевой— разграничение рынка по видам и группам показателей, а также по
регулирующему признаку, что предусматривает сегментирование и позиционирование
товаров на рынке;
- оперативной— характеризуется определением задач на ближайшее время работы;
- тотальной- связана с привлечением максимального количества работников
фирмы к маркетинговой деятельности.
9. По уровню конкуренции может быть:
- своевременного освоения нового продукта;
- ориентации на производство однородной продукции;
- ориентации на дифференциацию товаров и рынков, выявления нужд
потребителей;
- искусственного устаревания продукции, обновления продукции, сегментирования
рынка.
10. В зависимости от сферы деятельности может быть:
- стратегия, реализуемая во внешней сфере;
- товарная стратегия;
- стратегия ценообразования;
- стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов;
- стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг;
- стратегия снижения трансакционных издержек;
- стратегия внешне-экономической деятельности;
- стратегия снижения производственных издержек;
- стратегия инвестиционной деятельности;
- стратегия стимулирования персонала;
- стратегия предотвращения банкротства фирмы;
- улучшение благосостояния работников и развитие хороших отношений,
публичной ответственности и имиджа фирмы;
- стратегия высокого уровня производительности труда на базе технической
эффективности научных исследований и разработок.
Стратегии сферы деятельности, ориентированные на внешнюю среду хозяйствования:
1) товарная стратегияопределяет методы поиска наиболее предпочтительных для
фирмы стратегических зон хозяйствования. Главными задачами этой стратегии являются:
а) увязка перспективных задач фирмы с потенциальными возможностями рынка и
ресурсами самой фирмы;
б) спрос и технология производства товаров и формирование товарного
ассортимента.
2) стратегия ценообразованияоснована на выработке правил выбора ценовой
политики и приемов ценовой конкуренции, учета спроса и предложения и методах оценки
ценовой эластичности спроса.
3) стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов
позволяет эффективно распространять ресурсы и на этой основе выбирать наиболее
предпочтительных поставщиков ресурсов. Эта стратегия тесно связана со стратегией
снижения производственных издержек.
стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумагзаключается в формы получения кредитов, моменты приобретения или продажи ценных бумаг, выбора разновидности ценных бумаг.
5) стратегия снижения трансакционных издержекзаключается в том, чтобы
выработать такой регламент подготовки и заключения различных соглашений,
контрактов, договоров, который позволял бы избегать неоправданных командировок,
сбора и обработки недостоверной информации, предотвращать юридические казусы.
6) стратегия внешне-экономической деятельностиобуславливает поведение
фирмы на внешнем рынке в роли экспортера или импортера товаров и услуг. Стратегия
определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом
действующего в стране и за ее пределами законодательства.
Стратегии сферы деятельности, ориентированные на внутреннюю среду хозяйствования:
1) стратегия снижения производственных издержекнаправлена на обеспечение
конкурентного преимущества за счет снижения затрат, как за счет факторов производства,
так и за счет анализа издержек.
2) стратегия инвестиционной деятельностипозволяет формировать
инвестиционный портфель, то есть совокупность ценных бумаг, принадлежащих
физическому или юридическому лицу. Портфель представляет собой определенный набор
акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска и бумаг с фиксированными,
гарантированными доходами. Она подразумевает поддержание материально-технической
базы и товарно-материальных запасов в разумных пределах.
3) стратегия стимулирования персоналапредусматривает разработку систем
стимулирования работников фирмы. Основу этих систем должны составлять стимулы,
побуждающие работников при выработке стратегических решений руководствоваться не
сию минутными, а долговременными интересами фирмы. Стимулы должны быть увязаны
с конечными результатами деятельности.
4) стратегия предотвращения банкротства фирмы.Главной задачей этой
стратегии является ранее обнаружение кризисных тенденций и выработка мер, которые
оказали бы противодействие кризисным явлениям.
11. С учетом внешнего окружения и внутренних возможностей выделяют стратегии американских и японских фирм.
Стратегия американских фирмосновывается на:
- дифференцированном подходе к оценке характеристик выпускаемой продукции;
удовлетворении конкретных потребностей определенной категории пользователей;
- обеспечении низкой себестоимости производства.
Стратегия японских фирмстроится на:
- получении прибыли от вложенного капитала;
- создании сообщества сотрудников фирмы.
Японцы больше времени затрачивают на принятие решения, в тоже время до момента принятия плана они предпринимают конкретные шаги по его реализации, быстрее начинают этап реализации, чем американские фирмы. И после принятия управленческого решения внедрение происходит значительно быстрее и с меньшим сопротивлением, чем на американских фирмах.
Стратегия организации может рассматриваться на разных уровнях. Так, например, для коммерческой корпорации можно выделить:
1. Корпоративную стратегию, которая определяет, какие виды бизнеса и в какой комбинации будет развивать данная корпорация;
2. Стратегии бизнеса, которые определяют каким образом и за счет каких
факторов будут развиваться отдельные виды бизнеса;
3. Функциональную стратегию, которая определяет стратегию осуществления
тех или иных функций.
При этом могут существовать следующие виды функциональных или специальных стратегий: финансовая, кадровая, маркетинговая.
Организация системы стратегического планирования
Распределение ролей между менеджерами при формировании стратегического плана
уровень формирования стратегии | кто делает | за что отвечает |
корпоративная | Совет директоров и управляющие высшего ранга (топ-менеджеры) | 1. определение целей; 2. формирование «продуктового портфеля»; 3. реструктуризация бизнеса (слияние, поглощение, расширение и т.п.); 4. достижение синергизма структурных подразделений и превращение его в конкурентные преимущества; 5. установление инвестиционных приоритетов и принципов управления корпоративными ресурсами |
стратегии бизнес-единиц | руководители бизнес-единиц с представлением на утверждение Совета директоров | 6. создание конкурентных преимуществ на уровне бизнес-единиц; 7. формирование системы стимулирования роста производительности труда |
функциональные стратегии | руководители среднего звена управления | 8. улучшение функционирования бизнес-единиц; 9. действия по поддержке реализации стратегии бизнес-единиц; 10. улучшение функционирования своих подразделений |
При этом стратегия может формироваться как «сверху вниз», когда владельцы и топ-менеджеры определяют общие цели, а на уровне среднего звена предлагают конкретные меры по их достижению, так и «снизу вверх», когда корпоративная стратегия определяется как совокупность стратегий бизнес-единиц.
Пирамида координации действий по стратегическому планированию
Совет директоров
стратегическое определение «цели игры»
управление
высший менеджмент
формулирование
«правил игры»
среднее звено управления
оперативное
управление
обучение «правилам игры»
Работники
исполнение «правил игры»