Сущность современного рынка
Экономика предприятия.
Конспект лекций.
Введение......................................................................................................................................................................................................................................................................................................... 5
Сущность современного рынка.......................................................................................................................................................................................................................................... 5
Оборотный капитал........................................................................................................................................................................................................................................................................... 6
Товарный рынок......................................................................................................................................................................................................................................................................................... 6
Товарные биржи................................................................................................................................................................................................................................................................................ 6
Финансовый рынок.................................................................................................................................................................................................................................................................................. 7
Кредитная система............................................................................................................................................................................................................................................................................ 8
Рынок труда.............................................................................................................................................................................................................................................................................................. 10
Предприятие в экономической системе.................................................................................................................................................................................................................. 11
Организационно-правовые формы предприятия....................................................................................................................................................................................................................... 11
Предприятие в экономической системе....................................................................................................................................................................................................................................... 13
Ресурсы предприятия..................................................................................................................................................................................................................................................................... 14
Основной капитал........................................................................................................................................................................................................................................................................... 15
Износ основных фондов..................................................................................................................................................................................................................................................................... 16
Показатели использования основных фондов......................................................................................................................................................................................................................... 17
Оборотный капитал........................................................................................................................................................................................................................................................................ 18
Нормирование оборотных средств.................................................................................................................................................................................................................................................. 19
Источники формирования основного и оборотного капитала........................................................................................................................................................................................... 21
Производственная мощность предприятия.......................................................................................................................................................................................................... 21
Показатели производственной программы предприятия...................................................................................................................................................................................................... 22
Формирование производственной программы предприятия................................................................................................................................................................................................. 23
Кадры предприятия и производительность труда........................................................................................................................................................................................... 23
Расчет численности работников предприятия........................................................................................................................................................................................................................... 24
Производительность труда...................................................................................................................................................................................................................................................... 25
Организация зарплаты на предприятии.................................................................................................................................................................................................................... 26
Тарифная система.................................................................................................................................................................................................................................................................................. 26
Структура заработной платы............................................................................................................................................................................................................................................................. 27
Бестарифная система оплаты труда............................................................................................................................................................................................................................................... 27
Окладная система оплаты труда.................................................................................................................................................................................................................................................... 28
Формы и системы заработной платы.............................................................................................................................................................................................................................................. 28
Баланс времени одного рабочего в год......................................................................................................................................................................................................................................... 29
Себестоимость продукции, ее состав и структура...................................................................................................................................................................................... 30
Расчет критического объема продаж и определение точки безубыточности............................................................................................................... 32
Прибыль и рентабельность...................................................................................................................................................................................................................................................... 33
Распределение прибыли........................................................................................................................................................................................................................................................................ 34
Формирование прибыли на западных предприятиях................................................................................................................................................................................................................ 34
Показатели рентабельности................................................................................................................................................................................................................................................. 35
Капитальные вложения............................................................................................................................................................................................................................................................. 36
Эффективность капитальных вложений....................................................................................................................................................................................................................................... 36
Показатели сравнительной экономической эффективности............................................................................................................................................................................................. 36
Инвестиционная политика предприятия................................................................................................................................................................................................................ 37
Расчет эффективности инвестиций................................................................................................................................................................................................................................................ 37
Коммерческая эффективность инвестиций................................................................................................................................................................................................................................ 40
Учет неопределенности и риска........................................................................................................................................................................................................................................ 41
Критерии отбора проекта........................................................................................................................................................................................................................................................... 42
Финансы предприятия.................................................................................................................................................................................................................................................................. 42
Балансовый план.............................................................................................................................................................................................................................................................................. 45
Лизинг............................................................................................................................................................................................................................................................................................................ 47
Налоговая система........................................................................................................................................................................................................................................................................ 48
Цена и ценообразование............................................................................................................................................................................................................................................................ 50
Ценовая политика в условиях рынка........................................................................................................................................................................................................................................... 52
Бизнес план.............................................................................................................................................................................................................................................................................................. 52
Введение.
Экономика – наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг и распределяет их среди различных групп людей. В зависимости от уровня рассматриваемых экономических проблем, экономика подразделяется на макроэкономику (наука о народном хозяйстве в целом в международном контексте) и микроэкономику (наука о хозяйственном механизме и субъектах рынка).
Сущность современного рынка.
Рынок – это система отношений между покупателями и продавцами по поводу реализации товаров и услуг за деньги. Основными образующими факторами рынка являются спрос, предложение и цена. Спрос – это платежеспособная потребность. Цена – это количество денег, которое готов заплатить потребитель за товар. Стоимость равна ценности товара.
Основными принципами рыночного хозяйства являются:
1) Свободный выбор любым юридическим лицом любых видов деятельности (кроме запрещенных законом);
2) Равноправие любых видов собственности: государственной, коллективной, частной;
3) Свободный доступ к любым видам ресурсов, ограниченный лишь собственными или заемными средствами;
4) Свободный выбор связи между поставщиками и потребителями;
5) Формирование цены на основе спроса и предложения.
|
|
|
|
|
|
Оборотный капитал
По объектам купли-продажи рынок принято подразделять на 3 вида:
1) товарный рынок
2) финансовый рынок
3) рынок рабочей силы.
Товарный рынок
Товарный рынок – это система отношений между продавцами и покупателями по поводу реализации товаров и услуг за деньги.
Товарные рынки различают:
1) по видам товаров;
2) по видам конкуренции:
— монопольный (один продавец, много покупателей)
— олигопольный (несколько продавцов, много покупателей)
— рынок совершенной конкуренции;
3) по соотношению спроса и предложения:
— рынок продавца (спрос больше предложения)
— рынок покупателя (спрос меньше предложения);
4) по критерию границ;
5) по назначению товара:
— рынок оптовой торговли: товар приобретается для его производственного использования или дальнейшей перепродажи
— рынок розничной торговли: товар приобретается для личного пользования.
Распределение товаров производственного назначения на рынке осуществляется через систему оптовой торговли, которая в настоящее время приближается к международным стандартам.
Распределение происходит по следующим каналам:
1. Прямые связи - отношения между поставщиками и потребителями основываются на договорах без посредников.
2. Торговые дома - торговые организации, осуществляющие реализацию широкого ассортимента товаров.
3. Торгово-посреднические фирмы - организации, специализирующееся на продаже конкретных товаров или отдельных товарных групп, обеспечивает послепродажное, гарантийное и другое обслуживание.
Вендор – продавец-производитель, крупная фирма непосредственный производитель товара или ее торговый отдел.
Дистрибьютор – распространитель, крупная фирма, имеющая договор с одним или несколькими вендорами о реализации товаров.
Дилер – посредник, фирма-посредник, непосредственно торгующая с покупателями.
Товарные биржи
Товарная биржа – это постоянно действующий крупно оптовый рынок легко стандартизируемых сырьевых товаров. Товар на ней продается без его предъявления и осмотра контролерами. На бирже организуются расчетная палата, арбитраж, котировальная комиссия.
На бирже работают:
1) Брокеры – посредники, работающие за счет и по поручению клиента;
2) Дилеры – посредники, работающие за свой счет и риск;
3) Маклеры – сотрудники биржи, оказывающие содействие в сделках за официальное жалование.
На бирже могут осуществляться следующие сделки:
1) с реальным товаром:
— СПОТ – с поставкой товара через две недели после заключения сделки;
— ФОРВАРД – с поставкой товар в течение срока, превышающего две недели после заключения сделки;
2) фьючерсные сделки – контракт на продажу товара по определенной цене, в определенный срок. Фьючерсные сделки осуществляются с целью спекуляции на разнице цены во времени и с целью хеджирования (страхования).
Функции бирж:
1) Упорядочивание торговли;
2) Оказание посреднических услуг;
3) Котировка товара (определение среднего уровня цены).
Финансовый рынок
Финансовый рынок – это сфера обмена, обеспечивающая накопление и движение капитала с целью его эффективного использования. Финансовый рынок делится на рынок ценных бумаг и рынок кредитов.