Вопрос 36. Характеристика параметрических (эконометрических) методов ценообразования
1. Характеристика параметрических методов ценообразования. Метод удельных показателей
2. Метод регрессионного анализа
3. Агрегатный метод
4. Балловый метод
1. Предприятия часто выпускают такую продукцию, каждая последующая модификация которой не заменяет и не отменяет предыдущую модель, а дополняет ее.
Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
Анализ производственных затрат позволяет установить, что нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, как правило, изменяются при корректировке технико-экономических параметров.
В связи с этим создается возможность распространять эту зависимость и на ценностные соотношения.
Существует ряд методов установления цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие методы получили название нормативно-параметрических.
К данной группе методов ценообразования можно отнести:
ü метод удельных показателей;
ü метод регрессионного анализа;
ü агрегатный метод;
ü балловый метод.
Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена Цуд:
,
где Цб - цена базисного изделия;
Пб - величина параметра базисного изделия.
Затем рассчитывается цена нового изделия Цн:
,
где Пн - значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
Данный метод можно применять для обоснования уровня и соотношений цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующихся одним параметром. Он крайне несовершенен, поскольку не учитывает все другие потребительские свойства изделия, альтернативные способы использования продукции, а также полностью игнорирует спрос и предложение.
2. Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений.
,
где - параметры изделия.
Количественная зависимость между изменениями результативного (Ц) и факторных (X.) признаков находится на основе метода регрессионного анализа. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии:
ü линейное: ;
ü степенное: ;
ü параболическое: .
Если цены на уже включенные в параметрический ряд изделия были получены таким же методом, то мы занимаемся самообманом, поскольку грубо нарушается одно из условий применения регрессионного анализа, а именно условие независимости наблюдений. Тем не менее, данный метод может весьма успешно применяться в рыночной экономике.
3. Агрегатный метод. Согласно данному методу суммируется стоимость конструктивных частей изделия, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.
Данный метод применяется при определении цен товаров, которые состоят из сочетания отдельных элементов, деталей, узлов, а также товаров, которые продаются вместе.
Достоинством метода является простота расчетов, в случае когда предприятие ведет учет издержек на производство каждого изделия или элемента; недостаток – возможность перенесения ошибки исчисления себестоимости изделия на цену всего товара.
4. Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается так:
ü Определяется цена одного балла:
.
ü Определяется цена нового изделия:
,
где Цб - цена базового изделия-эталона,
Ббi - балловая оценка i-го параметра базового изделия,
Бi. - балловая оценка i-го параметра нового изделий,
Ц' - цена одного балла,
Vi - весомость параметра.
Данный метод применяется при обосновании цен на парфюмерно-косметические изделия, вина, сыры, животные масла и т.д., то есть в том случае, когда важно оценить надежность работы, внешний вид товара и т.п.
Применение данного метода связано с большим количеством субъективных оценок.