Виды сервисного обслуживания
В качестве видов сервисного обслуживания выделяют:
• сервис удовлетворения потребительского спроса, представляющий собой комплексную характеристику уровня обслуживания потребителей. Он определяется следующими показателями: время, частота, готовность, безотказность и качество поставок, готовность обеспечения комплектности и проведения погрузочно-разгрузочных работ, метод заказа;
• сервис оказания услуг производственного назначения, представляющий собой совокупность предлагаемых видов сервисного обслуживания выпускаемой продукции, т.е. набор услуг, предоставляемых потребителю с момента заключения договора на покупку до момента поставки продукции;
• сервис послепродажного обслуживания, включающий совокупность всех предоставляемых услуг, необходимых для обеспечения эффективного функционирования продукции в существующих экономических условиях в течение всего предусмотренного жизненного цикла продукции. Он осуществляется как до, так и после продажи продукции и включает следующие основные мероприятия:
а) определение требований к послепродажному обслуживанию
продукции на стадии его разработки совместно с потребителем;
б) определение услуг, предоставляемых потребителю после продажи продукции;
в) установление порядка послепродажного обслуживания продукции в процессе обсуждения условий ее поставки;
г) подготовка кадрового состава для проведения эксплуатационных и ремонтных работ; подготовка и выпуск необходимой технической документации;
д) организация обеспечения запасными частями и инструмента
ми, необходимыми для осуществления послепродажного обслуживания;
е) подготовка необходимой инфраструктуры для обеспечения
послепродажного обслуживания;
ж) разработка системы замены продукции на ее современные модификации:
• сервис информационного обслуживания, представляющий
собой совокупность информации, предоставляемой потребителю, о
продукции и ее обслуживании, методов и принципов, а также технических средств, используемых для обработки и передачи информации;
• сервис финансово-кредитного обслуживания, представляющий
собой совокупность всевозможных вариантов оплаты продукции,
систему скидок и льгот, предоставляемых потребителям.
Виды сервисного обслуживания продукции характеризуются показателями, которые можно объединить в группы по следующим критериям: номенклатура и количество; качество; время; цена; надежность предоставления сервиса (по показателям качества, времени и количества).
В качестве примера рассмотрим критерии сервисного обслуживания для удовлетворения потребительского спроса.
Критерий «номенклатура и количество» включает:
1. количество отказов по объемам продаж N, по каждому i-му виду
номенклатуры продукции в связи с отсутствием производственных
ресурсов в рассматриваемый период времени;
2. количество отказов по объемам продаж N, по каждому i-му виду
номенклатуры продукции в связи с неэффективностью их выполнения в рассматриваемый период времени.
Критерий «качество» предполагает возможность удовлетворения потребительского спроса по каждому i-му виду продукции с позиции качества, т.е. его соответствия потребительским требованиям. При этом учитывается, что вся продукция, предлагаемая производителями, условно делится в зависимости от уровня качества на четыре группы:
1) продукция высшего качества — превосходит по своим технико-экономическим показателям аналогичную продукцию конкурентов. Как правило, это принципиально новая продукция;
2) конкурентоспособная продукция — в основном соответствует
высокому уровню качества, но может иметь и средний уровень качества среди аналогичной продукции на данном рынке;
3) продукция с пониженным уровнем качества — имеет в целом
несколько худшие потребительские свойства, чем продукция большинства конкурентов;
4) продукция с низким уровнем качества — неконкурентоспособна; в ней нет потребности либо она может быть реализована по очень низким ценам.
Критерий «время» предусматривает возможность удовлетворения потребительского спроса по времени поставок относительно среднерыночного времени поставок по каждому виду продукции. Выделяются пять возможных отношений (10%-ный «коридор» приведен достаточно условно):
1) время поставок tn меньше среднего времени поставок для данного вида продукции tcp более чем на 10% {tn < 0,9 • tcp); i 2) время поставок меньше среднего времени не более чем на
f(0,9 •/„£/„< у;
3) время поставок соответствует среднему времени поставок
'('„ = £>;
4) время поставок превышает среднее время не более чем на
5) время поставок превышает среднее время более чем на
Критерий «цена» предусматривает количество потребительских отказов в связи с отклонением цен от среднерыночных. Аналогично предыдущему критерию задается «коридор» отклонений, например 5%. Здесь также выделяется пять возможных соотношений:
1) цена Цф ниже средней цены Цср для данного вида продукции
более чем на 5% (Цф < 0,95 • Цср);
2) цена ниже средней не более чем на 5% (0,95■ Цср<Цф< Цср);
3) цена равна средней цене (Цф = Цср);
4)цена превышает среднюю не более чем на 5% (Цср < Цф <
С точки зрения анализа интересны первые два случая, поскольку
здесь причинами отказа могут быть либо недостаточный уровень качества продукции (цены отражают качество), либо изменение структуры спроса.
Критерий «надежность предоставления сервиса» предполагает вероятностную оценку безотказности выполнения принятого заказа по времени, количеству и^ качеству:
1) вероятность ДМ*) отказов в связи с несоответствием продукции требуемому качеству;
2) вероятность P(N,V) отказов в связи с несоответствием возможных поставок (по объему) продукции требуемым объемам;
3) вероятность P^Nf) отказов в связи с невозможностью выполнения заказов по временным характеристикам.
Критерии остальных видов сервисного обслуживания продукции рассматриваются по аналогичной схеме.
Классификация сервисного обслуживания представлена в табл. 3.1.
Оценка сервисного обслуживания продукции
В соответствии с классификацией объектов деятельности предприятия в качестве одного из них выделяется сервисное обслуживание продукции. Для формализации показателей сервисного обслуживания вводится комплексный показатель уровня U сервиса обслуживания продукции, который определяется по формуле
Где— соответственно показатели уровня сервиса удовлетворения потребительского спроса, оказания услуг производственного назначения послепродажного обслуживания, информационного обслуживания и финансово-кредитного обслуживания;
— показатели степени, характеризующие весомость соответствующего показателя уровня сервиса соответственно.
Предлагаемая методика формирования всех показателей имеет аналогичный характер. Поэтому в качестве примера подробно рассматривается система оценки уровня сервиса удовлетворения потребительского спроса.
Сервис удовлетворения потребительского спроса представляет собой комплексное понятие, которое можно описать следующими характеристиками: время, частота, готовность, безотказность и качество поставок, готовность обеспечения комплектности и проведения погрузочно-разгрузочных работ, метод заказа. Указанные характеристики являются как количественными, так и качественными показателями и определяются следующим образом.
Время поставок — период времени между поступлением заказа в систему и получение потребителем готовой продукции
Частота поставок, для каждого вида продукции — число возможных поставок в течение одного условного периода времени.
Готовность L, поставок — доля поставляемой продукции за определенный период времени от общего объема заказа на тот же период определяется за несколько условных периодов по всей выпускаемой предприятием номенклатуре:
Где — показатель готовности и количество поставленной потребителю продукции i-го вида за j-й период;
— количество заказанной продукции /-го вида к поставке в у-й период времени;
— число условных периодов в рассматриваемом периоде времени.
Безотказность L2 поставок, представляющая собой долю заказов, выполненных с требуемыми временными характеристиками за период времени Т в общем количестве заказов на тот же период времени, определяется как в разрезе каждой номенклатуры l2, так и в целом по предприятию:
где Pi — количество заказов по i-му виду продукции, выполненных с требуемыми временными характеристиками i= 1, n;
— количество заказов на поставку /-го вида продукции в течение T(i= 1, n).
Качество поставок зависит от доли выполненных заявок, полностью соответствующих требуемым количественным и качественным характеристикам за период времени Т в общем количестве выполненных заявок за тот же период времени. Показатель также определяется как в разрезе каждой номенклатуры /3(, так и в целом по предприятию:
где — количество выполненных заказов по i-му виду продукции, полностью соответствующих требуемым количественным и качественным характеристикам за период времени T;
— общее количество выполненных заказов по /-му виду продукции за тот же период времени.
Особенностью рассмотренных показателей Lu Li, Ьг является стремление каждого из них к единице, предприятие представляет собой идеально функционирующую подсистему «предприятие — потребитель» с позиции организации поставок по показателям готовности, безотказности и качества.
Готовность обеспечения комплектности — показатель, представляющий собой вероятностную характеристику степени выполнения возможных требований к комплектности производимой продукции:
где — коэффициент, характеризующий степень выполнения возможных требований к комплектности производимой продукции;
Для определения коэффициента ____ следует рассмотреть взаимосвязь «предприятие — потребитель» с позиции определения вероятностных характеристик обеспечения комплектности выпускаемой продукции. Формализация взаимосвязи предприятия и потребителя предполагает существование двух совокупностей.
Первая совокупность представляет собой для каждого i-го вида продукции набор вариантов возможного обеспечения комплектности.
Для каждого варианта комплектности существуют оптимальные объемы обеспечения (Мi1, ..., Mij М„), полученные на основе обработки статистических данных периодов ретроспекций; Мп — оптимальные объемы обеспечения /-го вида продукции комплектностью вида J.
В этом случае можно определить вероятность Р(Ац) обеспечения заявки на i-й вид продукции с комплектностью вида J:
Полученные значения вероятностей используются при формировании производственных программ.
Вторая совокупность представляет собой для каждого i-го вида продукции набор вариантов комплектности, не обеспечиваемых предприятием в качестве требований потребителей:
где _________вид варианта комплектности для i-го вида продукции, не обеспечиваемой предприятием, но существующей в качестве требований потребителей;
_________ — число вариантов комплектности второй совокупности.
Тогда соответствующие им требуемые объемы обеспечения выразятся как:
где _____ — объемы возникшей потребности в i-м виде продукции с вариантом комплектности _____________
В этом случае определяется вероятность комплектности:
где ______ — вероятность появления (______)варианта комплектности i-го вида продукции в течение рассматриваемого периода;
________ — общее количество заявленной потребности на /-й вид продукции, полученной в течение того же периода времени.
Очевидно, чем меньше вероятность _______ для всех i и j тем выше коэффициент, характеризующий степень выполнения возможных требований к комплектности L4. Поэтому предприятие стремится свести эту вероятность к нулю для всех / и у, т.е.
Для каждого r-го вида продукции можно определить коэффициент:
При _________________ все возможные варианты требований к комплектности i-го вида продукции входят в первую совокупность комплектности, которая обеспечивается предприятием.
Готовность L5 проведения погрузочно-разгрузочных работ — показатель, представляющий собой вероятностную характеристику степени выполнения возможных требований, предъявляемых к погрузочно-разгрузочным работам:
где l5 — коэффициент, характеризующий степень выполнения возможных требований ко всем видам погрузочно-разгрузочных работ, предъявляемых к i-му виду продукции, определяется аналогично коэффициенту L4:
где ____________ — вероятность появления ________-гo вида погрузочно-разгрузочных работ, предъявляемых к i-му виду продукции;
К — количество видов погрузочно-разгрузочных работ, входящих f в совокупность, обеспечиваемую предприятием;
К1 — количество видов погрузочно-разгрузочных работ, не принадлежащих совокупности, обеспечиваемой предприятием, но появившихся в качестве требований потребителей.
При l5 = 1 все возможные варианты требований к погрузочно-разгрузочным работам для i-го вида продукции входят в совокупность,
^которая обеспечивается предприятием. Таким образом, из этих выражений и следует, что __________________________. Подобное положение формализует стремление предприятия к удовлетворению постоянно расширяющихся требований потребительского рынка, предъявляемых к
комплектности продукции и погрузочно-разгрузочным работам при реализации продукции.