Анализ затрат на рубль выпускаемой продукции
Затраты на рубль произведенной продукции – важнейший обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию.
Для предприятий, выпускающих разнообразную продукцию данный показатель универсален. Он может рассчитываться в любой отрасли производства и устанавливать прямую связь между себестоимостью и прибылью.
В процессе анализа изучают:
- выполнение плана по данному показателю;
- динамику затрат на рубль продукции;
- проводят межхозяйственные сравнения по этому показателю;
- устанавливают влияние факторов на изменения результативного показателя;
Для расчета показателя «затраты на рубль товарной выпускаемой продукции» необходимо соблюдение следующих условий:
В плане по себестоимости выпуска продукции и в плане выпуска продукции в оптовых ценах должен быть принят один и тот же объем производства по составу, качеству и ассортименту.
Метод определения выпущенной продукции по себестоимости и в оптовых ценах должен быть единым.
Факторы, оказывающие влияние на данный показатель:
- изменение структуры выпускаемой продукции;
- изменение цен на выпускаемую продукцию;
- изменение себестоимости единицы выпускаемой продукции
Ситуация – иллюстрацияРасчет влияния факторов на уровень затрат на рубль выпускаемой продукции (руб.)
Изделия | Оптовая цена единицы изделия | Себестоимость единицы изделия. | Выпуск продукции предыдущего года | ||||
предыду-щий год | плановый год | предыду-щий год | плановый год | коли-чество, шт. | в оптовых ценах пре- дыдущего. года (гр.6 х гр.2) | по себе-стоимости предыду- щего года (гр.6 х гр4) | |
А | |||||||
Б | |||||||
Итого вы-пускаемой продукции | - | - | - | - | - |
Кол-во | Выпуск продукции планового года, руб. | Затраты на рубль товарной продукции, коп. | ||||||
В оптовых ценах | По себестоимости | предыду-щего года ( ) | плано- вого года | планово-го года по себест. и отпускной цене пре-дыдущего года | планово-го года по себест. планового года и отпускной цене пре-дыдущего года | |||
предыду-щий год | плано-вый год | предыду-щий год | плано-вый год | |||||
87,5 | 90,91 | 87,5 | 83,33 | |||||
100,0 | 83,33 | 100,0 | 83,33 | |||||
- | 93,75 | 89,29 | 90,0 | 83,33 |
Вывод: 1. Затраты на 1 рубль выпущенной продукции уменьшились (89,29 -93,75)= -4,46 коп.
2. Уменьшение произошло за счет следующих факторов:
а) за счет изменения структуры продукции (93,75 – 90,0)= +3,75 коп. (гр.14 – гр.16);
б) за счет изменения оптовых цен: (83,33 – 89,29)= - 5,96 коп. (гр.17-гр.15);
в) за счет снижения себестоимости единицы продукции: (90 – 83,33) = + 6,67 коп. (гр.16-гр.17).
Другим аналогичным показателем является показатель: затраты на 1 рубль выручки от продаж (без НДС, акцизов и других платежей). Дополнительно на данный показатель оказывают влияние управленческие расходы, соотношение управленческих и коммерческих расходов.