Реального влияния новатора на процесс принятия решений, от которых зависит внедрение инноваций в производство
Чем выше должность работника в иерархии управления на предприятии, тем больше у него возможностей самому определять свои обязанности, распоряжаться ресурсами и влиять на решения. Поэтому желание заниматься деятельностью, связанной с нововведениями на предприятии, порождает, как правило, стремление к власти. Это особенно справедливо для организационных нововведений.
Наказание, как и всякое принуждение, может выступать в самых различных, как правило, скрытых замаскированных формах. О принуждении как об основном стимуле в поведении людей имеет смысл говорить всегда, когда люди поставлены в такие условия, в которых возможность выбора линии поведения у них практически отсутствует, хотя часто формально она декларируется. Роль наказания в управлении двойственна, с одной стороны - это весьма эффективный метод пресечения нежелательных действий. Установлено, что желание сохранить какое-либо благо гораздо более сильный стимул, чем стремление к его получению. С другой стороны, принуждение парализующе действует на активность принимающего решения. В системах, где элемент принуждения велик, принимающий решения обычно тяготеет к вариантам действий, связанным с минимумом риска. Естественно, что для совместного производства с его большой неопределенностью, такое поведение руководителей крайне нежелательно.
В целом, механизм причинно-следственной связи индивидуальных потребностей, мотивов к производственной деятельности людей понятен. Сложнее дело обстоит с групповыми, коллективными, общественными и другими системными потребностями. Удовлетворение потребностей требует действия, а действие невозможно без субъекта. Поэтому общественные, коллективные, групповые и другие системные интересы, отражающие соответствующие потребности, могут быть реализованы тоже лишь через посредство субъекта.
В неформальных группах роль субъекта групповых интересов берут на себя обычно лидеры, в общественных организациях - коллегиальные органы управления, а внутри последних - их руководители. В формальных производственных организациях в роли субъектов их интересов выступают руководители. Предполагается, что в процессе управления производством, принимая решения и отдавая соответствующие распоряжения, они и реализуют общие интересы системы. Это, безусловно, справедливо для случая совпадения личных интересов руководителей с интересами системы. Однако, учитывая наличие у руководителей весьма значимого мотива приспособления целей, естественно предположить, что в той части, в какой их интересы расходятся с общими интересами, в практике управления будут реализовываться именно интересы руководителей. Апостериорное исследование фактических интересов, реализованных в принятых в подобных ситуациях решениях, полностью подтверждает справедливость высказанного выше предположения.
Воздействие на работников в целях управления с помощью рассмотренных пяти видов стимулов осуществляется на производстве практически по двум каналам:
• через систему морального и материального стимулирования, посредством премий разного рода, награждений грамотами и знаками отличия, объявления благодарности и выговоров и т.п.;
• через организационную деятельность, изменением статуса работника, достигаемого посредством приема на работу и увольнения, назначения на должность, установлением оклада, переводом из одного подразделения в другое и т.п.
Для разных работников указанные два направления обладают различной стимулирующей силой. Как показали исследования, для работников, стремящихся занять, а также занимающих руководящие посты на предприятии, основой их личной мотивации, определяющей в значительной степени все их поведение на производстве, является достижение либо сохранение достигнутого высокого положения. Структура, действие и роль в системе управления производством указанных механизмов также существенно различаются. Система стимулирования отличается высоким уровнем формализации, основывается на четких положениях, хорошо согласованных между собой и в системе хозяйственного расчета, а через нее - со всей системой управления организацией. Воздействие посредством изменения статуса, наоборот, практически не формализовано и основано на сложившемся у руководителя мнении о данном работнике. Само же это мнение формируется в зависимости от исполнительности данного работника. Очевидно, что в идеале организации желательно было бы иметь работников, в максимальной степени побуждаемых к хозяйственной активности мотивом отождествления целей. И хотя не существует стимулов, прямо и однозначно вызывающих у персонала принятие целей организации как своих собственных, установлено, что целый ряд обстоятельств, зависящих от администрации, может способствовать увеличению действенности этого мотива. Среди таких обстоятельств можно назвать:
• высокую общественную значимость целей самой организации;
• отсутствие конкуренции среди работников организации;
• участие работников в выработке целей организации, т.е. наличие мотива приспособления целей:
• максимальное непосредственное удовлетворение потребностей работников самой организацией.
Очевидно, что все названные факторы являются для администрации предприятия регулируемыми. Причем эффективность действия последнего из них целиком определяется эффективностью функционирования социальной инфраструктуры предприятия.
Понятно, что каждый из мотивов влияет на поведение персонала не сам по себе, а лишь в совокупности со всеми. При этом стимулирующее значение каждого из них зависит от степени согласованности их между собой, а также влияния различных мотивов друг на друга. Из этого вытекает настоятельная необходимость единства мотивационной политики и единого руководства процессом формирования системы мотивов персонала на предприятии.
Сфера прямого и косвенного принуждения в качестве стимула, актуализирующего страх как мотив хозяйственного поведения, достаточно локальна и определена на современных предприятиях. Поэтому главными мотивами, на которых администрация предприятия может строить систему управления персоналом, являются стремление к денежному вознаграждению и отождествление целей, подкрепляемое и усиливаемое мотивом приспособления целей. Таким образом, для администрации является актуальной проблема выбора направления расходования ресурсов: на материальное стимулирование и/или отождествление работниками целей организации.
Такой выбор не есть элемент текущего управления хозяйственной жизнью, осуществляемый более или менее регулярно при решении каждой конкретной задачи. Данный выбор является стратегическим, в значительной степени определяющим цели предприятия и политику управления персоналом, заработной платы, капиталовложений и т.п. на несколько лет вперед. Это является следствием следующих причин:
1. Результат всякого внешнего воздействия на структуру мотивов хозяйственного поведения человека обычно проявляется со значительным отставанием во времени от момента воздействия.
2. Сколько-нибудь существенную значимость с смысле усиления отождествления персоналом целей организации такие воздействия приобретают лишь в случае своего постоянства на достаточно длительном (измеряемом многими месяцами и даже годами) промежутке времени.
3. Сами инструменты подобного воздействия (например, системы рекреации, медицинского обслуживания и т.п.) требуют для своего создания больших капиталовложений.
4. Поскольку потенциальная склонность к отождествлению целей у различных групп населения существенно отличается в зависимости от национально-религиозного, профессионального, социально-культурного и др. факторов, то стратегическая ориентация на соответствующую мотивацию требует длительного и целенаправленного отбора персонала и соответствующей постоянной пропагандистско-воспитательной работы с ним.
Таким образом, проектированию всякой системы управления должен предшествовать выбор ведущего мотива, который определяет основную направленность всей системы управления хозяйственной системой.