Характеристика продукции
ООО «Комбинат» планирует производство пахлавы.
Восточная сладость и популярное кондитерское изделие пахлава хорошо знакома большинству жителей постсоветского пространства. Второе название сладости баклава происходит из турецкого языка. Пахлаву считают своим национальным блюдом такие страны как Узбекистан, Иран, Турция, Азербайджан и Туркменистан. В Болгарии и Греции так же готовят сладость пахлаву из слоеного теста, в которое добавляют орехи, сахарный сироп, мед или патоку.
Рецепт ассирийской пахлавы был найден исследователями в поваренной книге, которая хранится в османском музее (дворец Тоаканы) и датирована XV столетием. Уникально то, что в поваренной книге указан месяц и год (август 1453) производства первой пахлавы для султана Фатиха. По другой версии еще в VIII веке до нашей эры пахлава или баклава была придумана на современной турецкой территории, откуда греческие торговцы и привезли сладость на родину.
С тех времен афинский или греческий вариант пахлавы популярен в Греции. Древние греки внесли некоторые изменения в первоначальный рецепт теста для пахлавы, который успешно используется и в наше время для приготовления сладости. Пахлава относится к особенным кондитерским изделиям и не только из-за состава исходных ингредиентов. Уникален процесс производства сладости, при котором тесто для пахлавы раскатывают до очень тонкого листа. Причем для изготовления пахлавы требуется специальная сноровка и необычайно длинная скалка.
В Турции тесто раскатывают двухметровыми скалками из дерева тут. Тончайшее тесто турецкие кондитеры мастерски наматывают на скалку, а затем скидывают и повторяют процесс несколько раз. В это время орехи (фисташки, миндаль и грецкий орех) варят в меду, сахарном сиропе на основе розовой воды или патоке. В настоящую восточную пахлаву обязательно добавляют специи и пряности. В итоге получается восточная сладость в виде тончайших листов из теста, с мелко нарубленными орехами между слоями, которые пропитаны сахарным сиропом со специями и лимонным соком.
Наиболее часто для пахлавы в Турции используют фисташки, однако ничего не мешает использовать для приготовления сладости орехи на любой вкус. Калорийность пахлавы находится на достаточно высоком уровне, это связано прежде всего с составом продукта. Средний уровень калорийности пахлавы, которая была приготовлена по классическому рецепту на меду составляет 406 Ккал на 100 грамм сладости. Однако, на то пахлава и восточная сладость, которые издавна ценились не только за отменные вкусовые качества, но и за питательность, а так же пользу, которую приносят здоровью человека. Пахлава станет отличным и нестандартным десертом для особенных случаев.
1 единица пахлавы (100 гр) имеет следующие характеристики:
· протеин 4,3 гр,
· углеводы 43,6 гр,
· жиры 26,6 гр.
По прогнозам, в период с 2013 по 2014 год российский рынок пахлавы будет расти в среднем на 14% ежегодно в денежном выражении и на 5,4% − в товарном.
План маркетинга
Расширение ассортимента – это то условие, без которого сегодня вряд ли может нормально работать любой производитель. Работа ведется не только в направлении выпуска новой продукции лучшего качества, но и разработке такой продукции, которая могла бы удовлетворить спрос практически любых слоев населения. В расчет берутся молодежь, люди средних лет и пенсионеры. Но не все из них имеют достаточно большие доходы. Чтобы покупать дорогую продукцию. Поэтому на предприятии будет производиться такая продукция, которая не будет уступать по качеству ведущим предприятиям и будет по приемлемым ценам.
Маркетинговая стратегия ООО «Комбинат» − проникновение с товаром на рынок и завоевание части рынка за счёт стратегии низких цен. В настоящее время компания имеет два отдела продаж в городе Марксе. 75% производимой продукции реализуется по схеме производитель - розничный торговец – потребитель, данная схема реализуется путём заключения договоров с различными оптово – розничными магазинами (например Магнит, Пятёрочка, Гроздь).
Процесс обоснования решений по объему продаж можно представить в виде последовательности этапов и процедур имеющих между собой прямые и обратные связи (рис.1).
Одним из основных способов продвижения товара на рынок будет реклама – самый мощный стимулятор спроса. ООО «Комбинат» планирует использовать следующие каналы распространения рекламы: рекламный ролик на телевидении, рекламные объявления. Но можно снять рекламный ролик не только нового продукта и еще по некоторой продукции предприятия. Можно расклеить плакаты в магазинах, куда будет поставляться продукция. Также возможно использовать логотип на пакетах-майках в универмагах. Затраты на рекламу представлены в таблице 5.
Рис. 1. Планирование объёма продаж и ассортимента продукции.
Таблица 5
Расходы на рекламу.
Вид рекламы | Расходы, руб. |
Рекламный ролик | |
Рекламные объявления | |
Изготовление пакетиков с логотипом предприятия | |
Изготовления плакатов с рекламой продукта | |
Всего |
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что затраты на рекламу минимальные, при этом вероятность того, что потребитель заинтересуется новым продуктом. Учитывая тот факт, что продукт рассчитан на средние слои населения и имеет приемлемую цену.
В течении первого месяца планируется сформировать у потенциальных потребителей мнение о товаре и предприятии, в связи с чем в этот период целесообразна наиболее интенсивная реклама в средствах массовой информации, т.е. рекламные объявления будут выходить наиболее часто. Затем в течении всего года необходимо постоянно поддерживать в сознании потребителей заинтересованность в данном продукте, в связи с чем реклама будет появляться постоянно, но немного реже.
План производства
Пахлава − изделие в виде ромбиков из дрожжевого теста с ореховой начинкой, пропитанное маслом и медом. Поверхность смазана желтком.
В 1 кг содержится не менее 7 шт. Влажность − 12,0 ±2,0%. Для производства пахлавы применяют муку высшего сорта, масло топленое, яйца, дрожжи, сахарный песок, ядро грецкого ореха, кардамон, мед, желтки.
Приготовление теста: муку, яйца и топленое масло смешивают с дрожжами, предварительно разведенными в небольшом количестве теплой воды (29 - 31°С). Общий расход воды на приготовление теста составляет 20-25% по отношению к количеству муки, идущей на замес.
Технологическая схема производства представлена на рисунке 2.
Рис 2.Схема производства пахлавы
Температура теста должна быть 18-20°С, влажность – 25- 27%. Замешенное до однородной консистенции тесто оставляют для брожения при температуре 29 ЗГС на 1 - 1,5 час.
Приготовление начинки: предварительно измельченное ядро грецкого ореха перемешивают с сахарным песком и кардамоном. Влажность начинки - не более 4%.
Разделка теста и расстойка заготовок: готовое тесто делят на порции по 0,8 кг и раскатывают в пласты толщиной 10-15 мм. На предварительно смазанный маслом лист укладывают пласт теста, на который ровным слоем толщиной 25-30 мм раскладывают начинку и накрывают другим пластом теста. Края верхнего и нижнего пластов соединяют и защипывают. После этого заготовки оставляют для расстойки в помещении цеха на 10-12 мин.
Перед посадкой в печь поверхность пахлавы сдобной смазывают яичным желтком, затем изделие разрезают на части по 100-150 г в форме ромбиков.
Выпечка и упаковка изделий: выпечку пахлавы осуществляют при температуре 180-200°С в течение 35 - 40 мин в два приема. Через 10-12 мин после посадки в печь листы с изделиями вынимают и по линиям разреза заливают растопленным маслом (50-60 г на 1 кг изделий), затем снова сажают в печь.
Выпеченные изделия заливают по линиям разреза подогретым медом (80-85 г на 1 кг изделий). После остывания в помещении цеха пахлаву направляют на упаковку.
Норма расхода сырья на производство пахлавы представлена в табл. 6.
Таблица 6
Рецептура пахлавы
Наименование сырья | Расход сырья на 1 т готовой продукции (без заверточных материалов), кг |
Мука пшеничная высшего сорта | 337,5 |
Масло топленое | 82,7 |
Масло топленое на заливку | 47,9 |
Яйцо куриное | 32,6 |
Дрожжи прессованные | 2,4 |
Сахар-песок в начинку | 217,8 |
Ядро грецкого ореха измельченное в начинку | 217,9 |
Кардамон в начинку | 3,3 |
Мед на заливку | 76,3 |
Яичный желток на отделку | 21,7 |
Итого | 1040,1 |
Плановые объемы производства пахлавы представлены в таблице 7.
Предприятие планирует ежегодно увеличивать объемы производства на 15-20% в связи с ожидаемым увеличением емкости рынка.
Таблица 7
Производственная программа предприятия на 2014-2016 гг.
Объем выпуска продукции | |||||
Объем выпуска продукции, т | Коэффици-ент роста объемов выпуска продукции | Объем выпуска продукции с учетом коэффи-циента роста, т | Коэффици-ент роста объемов выпуска продукции | Объем выпуска продукции с учетом коэффи-циента роста, т | |
Пахлава | 1,4 | 1,2 | 16,8 |
Расчеты необходимой массы сырья представлены в таблице 8.
Таблица 8
Расчет необходимой массы исходного сырья для производства пахлавы
Годы | Всего | |
Чистый вес продукции, кг | Масса необходимого исходного сырья, кг | |
14561,4 | ||
17473,7 |
Разница между массой необходимого сырья и чистым весом готовой продукции объясняется естественными процессами во время некоторых технологических операций.
Расчет общей потребности оборудования по годам представлен в таблице 9.
Как видно из таблицы, в последующие годы не потребуется закупать дополнительные единицы оборудования в связи с относительно большим запасом мощности оборудования.
Таблица 9
Расчет общей потребности оборудования для пахлавы по годам
№ п/п | Наименование оборудования | Необходимая масса исходного сырья | Годовой фонд эффективного рабочего времени, ч | Произ-води-тель-ность кг/ч | Количество единиц оборудования | Наличие у пред-приятия | ||||
1. | Мукопросеиватель | да | ||||||||
2. | Мельница для сахарной пудры | да | ||||||||
3. | Тестораскаточная машина | да |
Для реализации производственной программы у предприятия уже имеется все необходимое оборудование.
Расчет стоимости основных производственных фондов, стоимости сырья и вспомогательных материалов приведен в таблицах 10 и 11.
Таблица 10
Стоимость основных производственных фондов на 2014-2016 гг.
Виды и наименование ОПФ | Количество, шт. | Стоимость, руб. | Наличие у предприятия |
1. Мукопросеиватель | да | ||
2.Измельчитель для орехов | да | ||
3.Ёмкость для приготовления начинки | да | ||
4.Миксер для теста | да | ||
5.Мельница для сахарной пудры | да | ||
6.Тестораскаточная машина | да | ||
7.Конвекционная печь с протвинями | да | ||
8.Ванна моечная односекционная | да | ||
9.Стеллаж для протвиней | да | ||
10.Стол рабочий | да | ||
Итого: |
Для реализации производственной программы потребуются доплаты работникам за производство пахлавы (см. таблицу 12). Рост заработной платы работников исходя лишь из одного роста цен объясняется тем, что изначально заработная плата должна была быть ниже, но из-за того, что это производство на предприятии является новым, она была завышена.
Калькуляция себестоимости представлена в таблице 13.
Таблица 11
Стоимость сырья и вспомогательных материалов
Виды и наименование сырья и вспомогательных материалов | Единицы измерения | |||||||||||
Кол-во | Цена. Руб. | Стоимость, тыс. руб. | Коэффициент роста объема выпуска продукции | Количество с учетом коэффициента роста объема | Индекс цен на сырье, материалы, топливо и энергию | Цена с учетом индекса на сырье, материалы, топливо и энергию, руб. | Стоимость, тыс. руб. | |||||
1.Сырье: | ||||||||||||
1.1.мука пшеничная высшего сорта | кг | 121,5 | 1,4 | 1,1 | 160,4 | |||||||
1.2.масло топленое | кг | 2350,8 | 24,7 | 1,4 | 2820,9 | 1,1 | 115,5 | 325,8 | ||||
1.3.яйцо куриное | шт | 977,4 | 3,6 | 3,5 | 1,4 | 1172,9 | 1,1 | 3,96 | 4,6 | |||
1.4.дрожжи прессованные | кг | 43,2 | 1,4 | 1,4 | 51,8 | 1,1 | 35,2 | 1,8 | ||||
1.5.сахар | кг | 3920,4 | 101,9 | 1,4 | 4704,5 | 1,1 | 28,6 | 134,5 | ||||
1.6.орех (грецкий) | кг | 3922,2 | 1176,7 | 1,4 | 4706,6 | 1,1 | 1553,2 | |||||
1.7.кардамон | кг | 59,4 | 11,9 | 1,4 | 71,3 | 1,1 | 15,7 | |||||
1.8.мед | кг | 1373,4 | 30,2 | 1,4 | 1648,1 | 1,1 | 398,8 | |||||
Всего | 18721,8 | 1471,8 | 1,4 | 22466,1 | 2594,8 | |||||||
2.Вспомогательные материалы: | 1,4 | |||||||||||
ящик на 5 кг | шт | 6,6 | 23,7 | 1,4 | 1,1 | 7,26 | 31,4 | |||||
Всего: | 23,7 | 31,4 | ||||||||||
3.Энергозатраты | кВ/ч | 180,0 | 1,4 | 1,1 | 5,5 | 237,6 | ||||||
4.Газ | кВ/ч | 45,0 | 1,4 | 1,1 | 5,5 | 59,4 | ||||||
5.Водоснабжение холодной водой | м3 | 11,1 | 4,0 | 1,4 | 1,1 | 12,21 | 5,3 | |||||
6.Водоотведение после использования воды | м3 | 14,59 | 5,3 | 1,4 | 1,1 | 16,049 | 6,9 | |||||
Всего: | 258,0 | 340,6 | ||||||||||
Итого: | 1729,8 | 2935,4 | ||||||||||
Продолжение таблицы11 | ||||||||||||
Виды и наименование сырья и вспомогательных материалов | Единицы измерения | |||||||||||
Коэффициент роста объема выпуска продукции | Количество с учетом коэффициента роста объема | Индекс цен на сырье, материалы, топливо и энергию | Цена с учетом индекса на сырье, материалы, топливо и энергию, руб. | Стоимость, тыс. руб. | ||||||||
1.Сырье: | ||||||||||||
1.1.мука пшеничная высшего сорта | кг | 1,4 | 8,748 | 1,1 | 24,2 | 211,7 | ||||||
1.2.масло топленое | кг | 1,2 | 3385,08 | 1,1 | 127,05 | 430,1 | ||||||
1.3.яйцо куриное | шт | 1,2 | 1407,48 | 1,1 | 4,356 | 6,1 | ||||||
1.4.дрожжи прессованные | кг | 1,2 | 62,16 | 1,1 | 38,72 | 2,4 | ||||||
1.5.сахар | кг | 1,2 | 5645,4 | 1,1 | 31,46 | 177,6 | ||||||
1.6.орех (грецкий) | кг | 1,2 | 5647,9 | 1,1 | 2050,2 | |||||||
1.7.кардамон | кг | 1,2 | 85,56 | 1,1 | 20,7 | |||||||
1.8.мед | кг | 1,2 | 1977,7 | 1,1 | 266,2 | 526,5 | ||||||
Всего | 1,1 | 1096,9 | 3425,3 | |||||||||
2.Вспомогательные материалы: | ||||||||||||
ящик на 5 кг | шт. | 1,2 | 1,1 | 7,986 | 41,4 | |||||||
Всего: | 1,2 | 7,986 | 41,4 | |||||||||
3.Энергозатраты | кВ/ч | 1,2 | 1,1 | 6,05 | 313,6 | |||||||
4.Газ | кВ/ч | 1,2 | 1,1 | 6,05 | 78,4 | |||||||
5.Водоснабжение холодной водой | м3 | 518,4 | 1,1 | 13,431 | 6,9 | |||||||
6.Водоотведение после исп-ия воды | м3 | 1,2 | 518,4 | 1,1 | 17,65 | 9,1 | ||||||
Всего: | 449,5 | |||||||||||
Итого: | 3874,7 | |||||||||||
Таблица 12
Потребность в персонале и заработной плате
Наименование категории работников | ||||||||
Потреб-ность, чел. | Среднемесячная доплата к з/п, руб. | Затраты на доплаты в з/п за год, руб. | Начисления на доп. з/п. руб. | Затраты на доплаты в з/п за год, руб. | Начисления на доп. з/п. руб. | Затраты на доплаты в з/п за год, руб. | Начисления на доп. з/п. руб. | |
1.Размольщик сахара, переборщик, смесильщик, оператор тестораскаточной машины | 10514,4 | 11565,84 | 48932,4 | 12722,42 | ||||
2.Слесарь | 6536,4 | 7190,04 | 30419,4 | 7909,044 | ||||
3.Разнорабочий | 8018,4 | 8820,24 | 37316,4 | 9702,264 | ||||
Итого: | 25069,2 | 27576,12 | 116668,2 | 30333,73 |
Таблица 13
Калькуляция себестоимости
Показатели | 2014 г. при объеме производства 10000 кг. | 2015 г. при объеме производства 14000 кг. | 2016 г. при объеме производства 16800 кг. | |||
На единицу продукции (отпускная цена), руб. | Всего, тыс.руб. | На единицу продукции (отпускная цена), руб. | Всего,тыс. руб. | На единицу продукции (отпускная цена), руб. | Всего, тыс.руб. | |
1.Объем продаж, выручка от реализации | 210,56 | 2105,6 | 245,6 | 3438,4 | 266,37 | 4475,0 |
2.Себестоимость | ||||||
2.1.Сырье и материалы | 149,6 | 1495,5 | 187,6 | 2626,2 | 206,35 | 3466,7 |
2.2.Вода на технологические цели | 0,92 | 9,2 | 0,91 | 12,8 | 0,98 | 16,4 |
2.3. Электроэнергия на технологические цели | 16,97 | 237,6 | 18,7 | 313,6 | ||
2.4.Газ на отопление | 4,5 | 4,24 | 59,4 | 4,67 | 78,4 | |
2.5.Затраты на оплату труда | 9,64 | 96,4 | 7,58 | 106,1 | 6,95 | 116,7 |
2.6.Начисления на з/п | 2,51 | 25,1 | 1,97 | 27,6 | 1,8 | 30,3 |
2.7.Амортизация | 2,97 | 29,7 | 2,04 | 142,6 | 1,51 | 25,4 |
2.8.Расходы на рекламу | 3,8 | 2,86 | 2,44 | |||
2.9.Прочие затраты | 1,28 | 12,8 | 1,2 | 16,8 | 1,24 | 20,9 |
Полная себестоимость (итого по разделу 2) | 193,17 | 1931,7 | 225,36 | 3155,1 | 244,61 | 4109,5 |
Таким образом, розничная цена пахлавы в 2014 году составит около280 рублей, что значительно ниже цен основных конкурентов предприятия.
7. Организационный план.
На ООО «Комбинат» сочетаются такие основные методы управления, как:
― организационно-распорядительные (директивное воздействие);
― экономические (система материальной мотивации);
― социально–психологические (комфортные условия труда, моральные поощрения).
Управление на предприятии включает в себя такие функции, как: прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, учёт, анализ, стимулирование и контроль.
Необходимо отметить основные должностные обязанности персонала.
В должностные обязанности директора предприятия входят:
1) разработка проектов перспективного и годового планов в соответствии с установленными показателями, утверждение количественных и качественных показателей этих планов;
2) установка в соответствии с действующим законодательством цен и тарифов на отдельные виды продукции;
3) определение типа оплаты труда (сдельная, повременная или аккордная) для отдельных групп рабочих предприятия;
4) установка условий премирования рабочих и пр.
Начальник производства выполняет следующие функции:
1) организация производственных и технологических процессов, контроль соблюдения технологического режима в цехах, анализ производственной деятельности, работа по рационализации производства и техническому обучению рабочих;
2) контроль за оборудованием;
3) контроль за техникой безопасности на предприятии. В данном случае разрабатываются мероприятия по технике безопасности и охране труда. Проводится наблюдение за работой вентиляционных установок, проверяется степень загрязнения воздуха в цехах, правильность установки ограждений механизмов в местах их обслуживания рабочими. Также контролируется обеспечение рабочих надлежащей спецодеждой, проверяется правильность их использования и применения.
Главный бухгалтер ведет учет производства, готовой продукции, расхода сырья и вспомогательных материалов, определяет себестоимость, начисляет заработную плату рабочим и служащим. Также, в его обязанности входит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, реализация основных функций, принципов, методов управления на предприятии организована эффективно.
План по рискам
В ходе реализации бизнес-плана по производству пахлавы на ООО «Комбинат» могут возникнуть финансово-экономические риски потери прибыли.
В результате проведенного анализа все выявленные на предприятии возможные финансово-экономические риски проранжированы следующим образом:
- рост цен на сырье и материалы;
- недостаток оборотных средств;
- зависимость от поставщиков;
- снижение платежеспособности потребителей;
- неустойчивость спроса;
- изменение налогового законодательства;
- снижение цен конкурентов;
- увеличение производства у конкурентов и т.д.
Значительно снизить степень риска можно глубокой предпроектной проработкой соответствующих проблем.
Важным моментом в политике снижения отрицательного воздействия финансово-экономических рисков является привлечение компетентных партнеров. Также предусматривается усилить маркетинговые исследования рынка, т.е. развитие производства ориентировать на конечного потребителя и др.
9. Финансовый план
Планирование финансовых показателей с учетом реализации проекта является неотъемлемой частью финансового плана. Планирование финансовых результатов по проекту за 2014 – 2016 гг. представлены в табл. 14.
Таблица 14
Доходы и затраты
№ п/п | Показатели | |||
Доходы (выручка) от реализации (без НДС) | 2105,6 | 3438,4 | 4475,0 | |
Полная себестоимость – всего | 1931,7 | 3155,1 | 4109,5 | |
Прибыль от реализации продукции | 173,9 | 283,3 | 365,5 | |
Налог на прибыль | 34,8 | 56,7 | 73,1 | |
Чистая прибыль | 139,1 | 226,6 | 292,4 | |
Рентабельность продукции, % | ||||
Рентабельность продаж, % | 8,3 | 8,3 | 8,3 |
Рентабельность продаж и продукции являются приемлемыми и в дальнейшем предполагается их увеличение.
Далее необходимо рассчитать запас финансовой прочности предприятия (табл. 15).
Таблица 15
Расчет безубыточного объема продаж и запаса финансовой устойчивости предприятия
№ п/п | Показатель | |||
Объем реализации, т | 16,8 | |||
Цена, руб. за 1 кг | 210,56 | 245,6 | 266,37 | |
Выручка от продажи без НДС, тыс. руб. | 2105,6 | 3438,4 | 4475,0 | |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 1931,7 | 3155,1 | 4109,5 | |
Прибыль от реализации, тыс. руб. | 173,9 | 283,3 | 365,5 | |
Сумма переменных затрат, тыс. руб. | 1506,7 | 2476,1 | 3297,5 | |
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. | ||||
Критический объем продаж, т | 7,1 | 9,8 | 11,6 | |
Порог рентабельности, тыс. руб. | 1494,98 | 2406,88 | 3089,89 | |
Запас финансовой устойчивости, тыс, руб. | 610,62 | 1031,52 | 1385,11 | |
Маржа безопасности, т | 2,9 | 4,2 | 5,2 |
Как видно из последней таблицы, предприятие имеет достаточно большой запас финансовой устойчивости, что дает ему преимущества на рынке.
Список использованной литературы
1. Байкалова А.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Томск, 2013.
2. Бизнес-план. Методические рекомендации./Под ред. проф. Р.Г. Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Буров В. П. и др. Бизнес-план фирмы: теория и практика. М.: Тандем «ЭКМОС», 2009.
4. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование.2-е изд. –М.: Издательско- книготорговый «Маркетинг», 2012.
5. Синица Л.М. Организация производства: Учебник. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2008.
6. Сухова Л.Ф., Чернов Н.А. Практикум по разработке бизнес- плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие, М: Финансы и статистика, 2013.