Характеристика предприятия. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Турчин П.

Алтайская академия экономики и права

Барнаул, Россия

BUSINESS PLANNING

Turchin P.

Altai Academy of Economics and Law

Barnaul, Russia

Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности.

Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей,

обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития

рынка, контроль за реализацией планов [8]. Процесс планирования базируется на знании и

использовании объективных экономических законов, законов товарного производства

(закон стоимости), законов рыночной экономики.

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что

необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого

плана зависит от [18]:

· Качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на

основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее

реагирования на изменения в окружающей среде;

· Качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации

и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.;

· Правильной оценки конкурентоспособности организации;

· Выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность

организации.

Основное содержание планирования как функции управления организацией состоит в

обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего

развития с учетом материальных источников и спроса рынка [11].

Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса

мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом

возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей

организации в целом [12].

Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям,

развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный

анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней

среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки

последовательности действий по постановке целей и их реализации.

Объект исследования: система планирования в организации.

Предмет исследования: процесс планирования в ООО «Скайвэй».

Цель работы: проведение всестороннего анализа процесса планирования деятельности

организации и разработка рекомендаций по совершенствованию системы планирования на

примере ООО «Скайвэй».

Задачи курсовой работы:

· Рассмотреть общетеоретические вопросы выбранной темы;

· Дать общую характеристику выбранной организации;

· Рассмотреть основные элементы планирования организации;

· Показать преимущества организации, раскрыть проблемы и пути их решения.

При написании данной работы использовались научные труды, журналы, учебники и

научная литература, WEB-сайты.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность и цели планирования

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс

выбора целей организации и путей их достижения [14]. Именно посредством

планирования руководство организации стремится установить основные направления

усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В

управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее

начало всего процесса реализации целей организации [1].

В широком смысле слова планирование - это задание целей любой системе или

подсистеме [4]. Важность планирования деятельности предприятия выражена в известном

афоризме: «Планировать или быть планируемым», то есть предприятие, которое не умеет

или не считает нужным планировать свою деятельность, само становится объектом

планирования, средством достижения чужих целей. Планирование как экономическую

категорию можно рассматривать с общеэкономической и управленческой позиций.

С общеэкономической позиции планирование – это один из методов регулирования

пропорций производства. Долгие годы централизованное планирование было основным

регулирующим механизмом в экономике нашей страны. Однако в условиях действия

рыночных отношений выступает закон стоимости. Сегодня в разных странах в

зависимости от конкретной экономической ситуации использование механизма

планирования для регулирования экономики осуществляется по-разному. В масштабах же

предприятия планирование было и остается основным механизмом регулирования

пропорций производства, поскольку его подразделения вступают в отношения друг с

другом не как независимые товаропроизводители, а как участники единого

производственного процесса [10].

С позиций управления производством, планирование - одна из важнейших основных

функций. Таких функций семь [2]:

· Планирование;

· Регулирование;

· Стимулирование;

· Учет;

· Анализ;

· Контроль;

· Организация.

По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три

вопроса [6]:

1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?

2. В каком направлении хочет двигаться организация?

3. Каким образом организация собирается сделать это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на

основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и

способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления

их взаимодействия [15].

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как

правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке [20]. На

нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью

планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования

руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников,

участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение

поставленных целей.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы

ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;-

обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить

предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или

создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;- определение

потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и

сроков их поступления; проектирование внедрения разработанных планов и контроль за

их выполнением [3].

В качестве предмета планирования, как науки, выступают отношения, которые

складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и

реализации приоритетов, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их

достижение.

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой

понимается выполнение им своих функций. А основными функциями (видами

деятельности) являются: хозяйственная деятельность (главной задачей которой является

получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей

собственника и членов трудового коллектива);социальная деятельность (обеспечивает

условия для воспроизводства работника и реализации его интересов: оплата труда,

безопасность условий труда и т.д.);экологическая деятельность (направлена на снижение

и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду) [5].

1.2 Классификация планирования

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования

и виды планов [13].

С точки зрения обязательности плановых заданий:

- директивное;

- индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих

обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического

народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер.

Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители предприятий несли

дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как

правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем

мире форму государственного планирования макроэкономического развития.

Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что

индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом

индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.

В процессе деятельности при составлении перспективных планов используется

индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Два этих

планирования должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степень детализации

плановых расчетов принято различать:

- долгосрочное планирование (перспективное);

- среднесрочное планирование;

- краткосрочное планирование (текущее).

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10,15 и 20 лет.

Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая

социальное, экономическое, научно-технологическое развитие. Перспективное

планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой

один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование – это процесс

предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о

перспективах развития предприятия в будущем, его возможном состоянии.

Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого

процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле

прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.

Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гадание, а не научным

предвидением.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых

предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае

составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год

детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела

краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное,

месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют:

- стратегическое планирование;

- тактическое планирование;

- оперативно-календарное планирование;

- бизнес-планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную

перспективу и определяет основные направления развития предприятия.

Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить

деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс

удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения

рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или

какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для

выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней

среды, порождающей неопределенность перспективы.

Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск

новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать

процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а

оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.

В результате тактического планирования составляется план экономического и

социального развития фирмы, представляющий программу производственной,

хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.

Оперативно - календарное планирование является завершающим этапом в планировании

хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации

показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и

ритмичной работы предприятия, и его структурных подразделений.

В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые

функции:

Определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению сборочных единиц

изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов

цехами-поставщиками их потребителями;

Осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставка на рабочие

места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснасткой,

необходимой для выполнения плана производства продукции;

Ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного

процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового.

Оперативно-календарное планирование увязывает все эти элементы предприятия в

единый производственный организм, включая техническую подготовку производства,

материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание

необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.д.

Бизнес – планирование предназначено для оценки целесообразности внедрения того или

иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей

реализации крупных инвестиций.

В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования,

охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса. В частности,

планирование можно классифицировать по следующим категориям [16]:

I. По степени охвата:

- общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

- частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры.

II. По объектам планирования:

- целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;

- планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных

целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы,

информация);

- программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных

программ, например программ производства и сбыта;

- планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров.

III. По сферам планирования:

- планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие

сбыта);

- планирование производства (производственной программы, подготовки производства,

хода производства);

- планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

- планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

- планирование инвестиций, финансов и т.д.

IV. По глубине планирования:

- агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например,

планирование цеха как суммы производственных участков;

- детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого

процесса или объекта.

V. По координации частных планов во времени:

- последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов

представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый

процесс, состоящий из нескольких этапов;

- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются

одновременно в одном единственном акте планирования.

VI. По учету изменения данных:

- жесткое планирования;

- гибкое планирование.

VII. По очередности во времени:

- упорядоченное (текущее) планирование, при котором о завершении одного плана

разрабатывается другой план, (планы чередуются последовательно один за другим);

- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного

срока план продлевается на следующий период;

- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется

по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.

1.3 Основные принципы планирования

Принципы планирования предприятие может выбирать самостоятельно. К основным

принципам планирования относятся следующие [17]:

Гибкость (адаптивность) - реакция на изменчивость условий, которая проявляется в

придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия

возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования

экономического объекта - это значит, что предприятие должно иметь некоторый запас

прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади).

Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в

рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс

разработки плана работников предприятия.

Холизм - объединяет два направления координацию и интеграцию. Принцип координации

устанавливает, что деятельность любой части организации нельзя планировать

эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип

интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно

обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем

должна действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен

быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно

принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать

одновременно и во взаимозависимости.

Оптимальность - выбор из альтернативных вариантов развития такого, который

обеспечит максимальную эффективность функционирования предприятия.

Комплексность - взаимосвязь взаимозависимость всех элементов системы планирования.

Целенаправленность - разработка планов для достижения намеченных целей.

Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в

такой степени, в какой это необходимо для успешной реализации плана и в какой

позволяют внутренние возможности.

1.4 Методы планирования

Методы планирования – основной инструмент плановиков. Современная теория и

практика располагают богатым инструментарием, позволяющим решать широкий круг

вопросов. Многие методы хорошо известны и применяются не только в планировании.

Часть методов формализована и доведена до уровня экономико-математических __________моделей,

другие имеют слабое описание. Все эти методы могут применяться отдельно и в

комплексе [7].

Практики могут все их и не знать, но желательно все же иметь о них представление, знать

их сущность, возможности применения.

К основным методам планирования относятся [19]:

· Балансовый;

· Опытно-статистический;

· Нормативный;

· Экономико-математический.

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и

способов расчета.

Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и

стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих

таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие

потребности.

С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и

показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс

рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.

Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией на фактически

достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план

искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко

используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как:

расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет

по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток

– плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его

погрешностями в прошлом.

Нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан на использовании

норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения

переменных величин.

Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-

экономических расчетов.

Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы

расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции,

ставка налогов и др.

Экономико-математические методы и модели. Сущность их состоит в том, что они

позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение

взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными

процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически

любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического

метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в

планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение

этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто

экспертной оценки полученных данных

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ООО «СКАЙВЭЙ»

Характеристика предприятия

Туристическая компания «Скайвэй» расположена по адресу: г. Барнаул, ул. Советская, 22.

Тел: (3852) 611-125 Факс: 612-830 E-mail: [email protected]

Описание деятельности туристической компании:

Туры по всем направления, индивидуальные, VIP, шоп, корпоративные туры, авиа, Ж/Д

билеты, экскурсионное обслуживание, услуги переводчика, кредиты на отпуск.

Основные виды деятельности:

· Отдых на побережье;

· Лечебный отдых;

· Экскурсии;

· Морские и речные круизы;

· Экзотика;

· Туры по России и за рубежом.

Компания «Скайвэй», была создана в 2002 году. С тех пор она поддерживает репутацию

надежной и успешной компании.

Коллектив «Скайвэй» уникален - здесь работают люди, влюбленные в туризм, и знающие

толк в хорошем отдыхе. Менеджеры имеют весомый багаж впечатлений из рекламных

поездок в зарубежные страны и активно участвуют в туристических семинарах,

выставках, на «воркшопах» и презентациях.

Имеется большой опыт отправки туристов в такие страны, как ОАЭ, Индонезия, Китай,

Вьетнам, Таиланд, Египет, Доминиканскую Республику, Кубу, страны Европы и

Скандинавии. Летом к этому списку автоматически добавляются Турция, Испания,

Болгария, Хорватия, Черногория.

Другим важным направлением является обслуживание корпоративных клиентов: подбор

тура любой сложности и проработка каждой детали, индивидуальный подход к каждому

клиенту. Сотрудники подскажут, как сократить затраты на мероприятие, но получить от

него максимум пользы и результата.

С 2005 года туристическая компания «Скайвэй» является членом Алтайской

Региональной ассоциации туризма (АРАТ). С 2009 по 2010 год директором компании

«Скайвэй» была Елена Чупина- президент АРАТ. В 2010 году прошла презентация

компании на международной туристической выставке в Праге. В начале 2010 года

компания получила фин. гарантии и реестровый номер туроператора (ВНТ 002800) по

внутреннему туризму (отдых в Горном Алтае, Белокурихе и ГорнойШории).

Персонал компании – это специалисты с высшим образованием – выпускники АГУ,

АлтГАКИ, РМАТ. Рассмотрим структуру персонала.

Таблица 2.1.

Структура персонала туристической фирмы "Скайвэй"

Наши рекомендации