Организация работы по охране труда. Система управления охраной труда, ее функции и задачи
Руководители предприятий в вопросах организации работы по ОТ должны исходить из признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности. При этом безопасность труда должна учитываться при принятии решений по всем вопросам производства и на всех его уровнях. Это значит, что на всех стадиях, начиная от проектир., строит. и эксплуатац. производства вплоть до выпуска и отгрузки готовой продукции, должны соблюдаться требования по ОТ.
Обеспечение безопасности и надлежащих условий труда работников должно быть первоочередной задачей нанимателя.
В целях реализации данной задачи наниматель должен выработать систему мер по организации работы в этой области.
Принятые в РБ стандарт СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования» предусматривает следующие элементы такой системы:
политика в области охраны труда; планирование; внедрение и функционирование; контролирующие и корректирующие действия; анализ со стороны руководства.
В организациях должна быть разработана политика в области ОТ, одобренная руководством организации. Политика в области ОТ определяет общую направленность и принципы деятельности организации. Политика должна быть документально оформлена и доведена до сведения всех работников с тем, чтобы каждый знал и добросовестно исполнял свои обязанности.
В рамках элемента «Планирование» должны быть разрешены вопросы:
по планированию идентификации опасностей, оценке рисков и управлению рисками;
разработки и поддержания в рабочем состоянии процедур для идентификации и обеспечения доступности законодательных и других применяемых требований в области ОТ;
определения цели по ОТ для каждой соответствующей ступени и уровне в пределах управления охраной труда.
Элемент «Внедрение и функционирование» предполагает:
определение структуры управления и ответственности работников, решение вопросов их обучения, осведомленности и компетентности;
установление схем обмена информацией и проведения консультаций работников;
ведение соответствующей документации по СУОТ и управление документацией;
разработку мер по готовности к аварийным ситуациям и ответным действиям.
Элемент «Контролирующие и корректирующие действия» определяет:
порядок проведения мониторинга и измерения эффективности СУОТ;
полномочие и ответственность за несчастные случаи, инциденты, несоответствия, а также разработку и реализацию корректирующих и предупреждающих мер;
порядок ведения записей и управления ими, проведение аудита.
Руководство организации должно через определенные промежутки времени анализировать СУОТ с целью определения ее соответствия, целям и задачам управления и вносить при необходимости соответствующие изменения.
Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Планир. в сис-ме управлен. ОТ явл одним из осн. элемент.
Планы и программ. по ОТ им. свою классиф. они м.б.:
- перпективн. – целевые комплексн. план. и прогр. , кот. раздел обычн на 5 лет
- текущее планир. – раздел. на срок до 1 года
- оперативн планир. – на месяц или квартал.
В планы и программ. вкл. меропр. направл. на решен. след. задач:
1) устран. или сниж. проф. риск, а такж. улучшу слов. труд;
2) сокр. числ. раб., занят в опасн. и вредн. усл., а такж тяж. физ. труд.;
3) доведен. обеспече. работн. сан-быт. помещ. и ср-р защ.до устан. норм.;
4) обесп в устан порядк обучен, инструкт и пров знан по вопр ОТ;
5) внедр передов опыт и научн технолог.
Исходн данн для разраб планир и прогр. ОТ явл-ся:
- анализ произв. травмат. и усл. труд;
- результ аудит сис-м упр ОТ;
- аттестац. раб мест по ОТ(результ аттестац)
- результ техн. осмотр., экспертиз техн. сост, испыт и осведетельст-й объектов.
- предпис. орган. гос. надзора.
Источн. финансир-я:
- ср-ва, затраты по кот относ-ся на себестоимость(эти меропр. носят некапитальн характ. и непосредств связ с работ(закупк спеодежды, мыла и др. смыв ср-в.))
- ср-ва аммортиз фонда, если раб. вып-ся одновр с капит ремонтом и реконстр объект
- банковс кредит, если меропр вкл в перечень, кредитир. банком.;
- инвест в осн капит, вкл фонд накопл, если меропр носят капит характ (приобрет оборудов и др.)
Все виды планир/прогр. разреш. и утвержд. в устан. порядке, а такж оормл. соотв
образом. При этом указывается:
- наименован мероприятия
- сроки выполнения
- стоимость выполнения мероприятия (планир. и фактич.)
- ответств за выполн кажд меропр.
- ожидаемая эффективность
9. Организация обучения безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.
В соответствии со статьей 13 Закона РБ«Об охране труда» работодатель (по статье 226 ТК РБ — наниматель) обязан осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.
Обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на курсах целевого назначения в организациях организуют кадровые службы или инженер по подготовке кадров, или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей в организациях. Лица, совмещающие несколько профессий (должн.), проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должн.).Лица, замещающие временно отсутств. раб., дополнит. проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований по замещаемым должностям (профес.).
Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда работодателем при необходимости организуются семинары, лекции, консультации и другие занятия. О дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда работающие уведомляются не позднее чем за 15 дней. Комиссии структурных подразделений возглавляют руководители структурных подразделений организации или их заместители.Если организация не находится в подчинении республ. органа гос. управления, иной гос. организации, подчиненной Правительству РБ, др. организации, то проверка знаний по вопросам охраны труда лиц проводится в комиссиях местных исполн. и распорядит. органов для проверки знаний по вопросам ОТ.В комиссии структурного подразделения проходят проверку знаний по вопросам охраны труда работники данного структурного подразделения, за исключением руководителя структурного подразделения, его заместителей и членов комиссии структурного подразделения, которые проходят проверку знаний в комиссии организации.Решение комиссии организации о результатах проверки знаний по вопросам ОТ принимается большинством голосов присутств. членов комиссии и оформляется соответств. протоколом, который подписывается председателем и членами комиссии, принимавшими участие в ее работе. Протокол хранится в течение 5 лет. Запись о прохождении проверки знаний по вопросам ОТ вносится в удостоверение по охране труда и личную карточку прохождения обучения по вопросам ОТ.
Внеочередная проверка знаний по вопросам ОТ работающих проводится:
— при вводе в эксплуатацию новых (реконструированных) производств. объектов, внедрении и применении новых технолог. процессов, сырья и мат-лов;
— по требованию представителей специально уполномоченных гос. органов надзора и контроля, руководителя организац. или должностного лица организации, ответственного за организацию охраны труда, при нарушении работающими требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям.
При невозможности создания комиссии организации проверка знаний работающих по вопросам ОТ проводится в комиссиях местных исполн. и распорядит. органов для проверки знаний по вопросам ОТ.
10. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда: гос. надзор и контроль, ведомственный и общественный контроль.
В соответствии с действующим законодат-вом в РБ надзор и контроль является важнейшим компонентом СУОТ и осуществляется по 3 направлениям:
- государственный надзор и контроль
- ведомственный контроль
- общественный контроль
Общ. контроль за состоянием ОТ осуществляют профсоюзные организации в соответствии с постановлением Сов. мин., а также в соответствии с инструкцией о порядке такого контроля уполномоченными по ОТ работниками организации.
Выборы уполномоченных проводятся на общих собрания от 2 до 5 лет. Такие лица имеют право:
- осуществлять проверки
- запрашивать и получать от руководителя информацию о состоянии ОТ
- выдавать представления об устранении нарушений
- принимать участие в расследовании несчастных случаев.
Гос.надзор и контроль за соблюдением законодательства об ОТ осуществляют специальные уполномоченные гос. органы и инспекция, которые действуют в рамках соответствующего закона или положения об этих органах:
1. прокуратура РБ
2 .в структуре Мин.труда и соц.защиты:
2.1. департамент государственной инспекции труда РБ
2.2 государственная экспертиза условий труда
3. в структуре МЧС РБ:
3.1 государственный пожарный надзор
3.2 государственный промышленный надзор
3.3 государственный атомный надзор
3.4 ГАИ
3.5 госэнергонадзор
3.6 государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Ведомств. контроль осуществляется в пределах ведомств в следующих формах:
- проверки состояния ОТ
- обследования и осмотре объектов
- систематический учет показателей, характеризующих ОТ
- за требование необходимой информации
- рассмотрение жалоб и заявлений
Задачи:
- выявление и предупреждение нарушений гос. нормат. требований ОТ
- оценка состояния условий труда
- выполнение работниками должностных обязанностей
Ведомств. контроль вкл.:
контроль, который осуществляют руководители, специалисты, должностные лица в соответствии с их должностными обязанностями;контроль, кот. осущ.служба ОТ организации в соответствии с Положением о такой службе;контроль, производимый за соблюдением требований промышленной безопасности;периодический контроль за состоянием ОТ