Организация работы по охране труда. Система управления охраной труда, ее функции и задачи

Руководители предприятий в вопросах организации работы по ОТ должны исходить из признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности. При этом безопасность труда должна учитываться при принятии решений по всем вопросам производства и на всех его уровнях. Это значит, что на всех стадиях, начиная от проектир., строит. и эксплуатац. про­изводства вплоть до выпуска и отгрузки готовой продукции, должны соблю­даться требования по ОТ.

Обеспечение безопасности и надлежащих условий труда работников должно быть первоочередной задачей нанимателя.

В целях реализации данной задачи наниматель должен выработать систему мер по организации работы в этой области.

Принятые в РБ стандарт СТБ 18001-2009 «Система уп­равления охраной труда. Требования» предусматривает следующие элементы такой системы:

политика в области охраны труда; планирование; внедрение и функционирование; контролирующие и корректирующие действия; анализ со стороны руководства.

В организациях должна быть разработана политика в области ОТ, одобренная руководством организации. Политика в области ОТ определяет общую направленность и принципы деятельности организа­ции. Политика должна быть документально оформлена и доведена до сведе­ния всех работников с тем, чтобы каждый знал и добросовестно исполнял свои обязанности.

В рамках элемента «Планирование» должны быть разрешены вопросы:

по планированию идентификации опасностей, оценке рисков и уп­равлению рисками;

разработки и поддержания в рабочем состоянии процедур для иден­тификации и обеспечения доступности законодательных и других приме­няемых требований в области ОТ;

определения цели по ОТ для каждой соответствующей сту­пени и уровне в пределах управления охраной труда.

Элемент «Внедрение и функционирование» предполагает:

определение структуры управления и ответственности работников, решение вопросов их обучения, осведомленности и компетентности;

установление схем обмена информацией и проведения консультаций работников;

ведение соответствующей документации по СУОТ и управление доку­ментацией;

разработку мер по готовности к аварийным ситуациям и ответным действиям.

Элемент «Контролирующие и корректирующие действия» определяет:

порядок проведения мониторинга и измерения эффективности СУОТ;

полномочие и ответственность за несчастные случаи, инциденты, не­соответствия, а также разработку и реализацию корректирующих и пре­дупреждающих мер;

порядок ведения записей и управления ими, проведение аудита.

Руководство организации должно через определенные промежутки времени анализировать СУОТ с целью определения ее соответствия, це­лям и задачам управления и вносить при необходимости соответствую­щие изменения.

Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Планир. в сис-ме управлен. ОТ явл одним из осн. элемент.

Планы и программ. по ОТ им. свою классиф. они м.б.:

- перпективн. – целевые комплексн. план. и прогр. , кот. раздел обычн на 5 лет

- текущее планир. – раздел. на срок до 1 года

- оперативн планир. – на месяц или квартал.

В планы и программ. вкл. меропр. направл. на решен. след. задач:

1) устран. или сниж. проф. риск, а такж. улучшу слов. труд;

2) сокр. числ. раб., занят в опасн. и вредн. усл., а такж тяж. физ. труд.;

3) доведен. обеспече. работн. сан-быт. помещ. и ср-р защ.до устан. норм.;

4) обесп в устан порядк обучен, инструкт и пров знан по вопр ОТ;

5) внедр передов опыт и научн технолог.

Исходн данн для разраб планир и прогр. ОТ явл-ся:

- анализ произв. травмат. и усл. труд;

- результ аудит сис-м упр ОТ;

- аттестац. раб мест по ОТ(результ аттестац)

- результ техн. осмотр., экспертиз техн. сост, испыт и осведетельст-й объектов.

- предпис. орган. гос. надзора.

Источн. финансир-я:

- ср-ва, затраты по кот относ-ся на себестоимость(эти меропр. носят некапитальн характ. и непосредств связ с работ(закупк спеодежды, мыла и др. смыв ср-в.))

- ср-ва аммортиз фонда, если раб. вып-ся одновр с капит ремонтом и реконстр объект

- банковс кредит, если меропр вкл в перечень, кредитир. банком.;

- инвест в осн капит, вкл фонд накопл, если меропр носят капит характ (приобрет оборудов и др.)

Все виды планир/прогр. разреш. и утвержд. в устан. порядке, а такж оормл. соотв

образом. При этом указывается:

- наименован мероприятия

- сроки выполнения

- стоимость выполнения мероприятия (планир. и фактич.)

- ответств за выполн кажд меропр.

- ожидаемая эффективность

9. Организация обучения безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.

В соответствии со статьей 13 Закона РБ«Об охране труда» работодатель (по статье 226 ТК РБ — наниматель) обязан осуще­ствлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.

Обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на курсах целевого назначения в организациях организуют кадровые службы или инженер по подготовке кадров, или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей в организациях. Лица, совмещающие несколько профессий (должн.), проходят обу­чение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по ос­новной и совмещаемым профессиям (должн.).Лица, замещающие временно отсутств. раб., дополни­т. проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований по замещаемым должностям (профес.).

Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда работодателем при необходимости организуются семинары, лекции, консультации и дру­гие занятия. О дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда работающие уведомляются не позднее чем за 15 дней. Комиссии структурных подразделений возглавляют руководители струк­турных подразделений организации или их заместители.Если организация не находится в подчинении республ. орга­на гос. управления, иной гос. организации, под­чиненной Правительству РБ, др. организации, то проверка знаний по вопросам охраны труда лиц проводится в комиссиях местных исполн. и распорядит. органов для проверки знаний по вопросам ОТ.В комиссии структурного подразделения проходят проверку знаний по вопросам охраны труда работники данного структурного подразделе­ния, за исключением руководителя структурного подразделения, его за­местителей и членов комиссии структурного подразделения, которые про­ходят проверку знаний в комиссии организации.Решение комиссии организации о результатах проверки знаний по вопросам ОТ принима­ется большинством голосов присутств. членов комиссии и оформ­ляется соответств. протоколом, который подписывается председа­телем и членами комиссии, принимавшими участие в ее работе. Протокол хранится в течение 5 лет. Запись о прохождении проверки знаний по вопросам ОТ вносится в удостоверение по охране труда и личную карточку прохожде­ния обучения по вопросам ОТ.

Внеочередная проверка знаний по вопросам ОТ работающих проводится:

— при вводе в эксплуатацию новых (реконструированных) производ­ств. объектов, внедрении и применении новых технолог. про­цессов, сырья и мат-лов;

— по требованию представителей специально уполномоченных гос. органов надзора и контроля, руководителя организац. или должностного лица организации, от­ветственного за организацию охраны труда, при нарушении работающими требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям.

При невозможности создания комиссии организации проверка зна­ний работающих по вопросам ОТ проводится в комиссиях мес­тных исполн. и распорядит. органов для проверки знаний по вопросам ОТ.
10. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда: гос. надзор и контроль, ведомственный и общественный контроль.

В соответствии с действующим законодат-вом в РБ надзор и контроль является важнейшим компонентом СУОТ и осуществляется по 3 направлениям:

- государственный надзор и контроль

- ведомственный контроль

- общественный контроль

Общ. контроль за состоянием ОТ осуществляют профсоюзные организации в соответствии с постановлением Сов. мин., а также в соответствии с инструкцией о порядке такого контроля уполномоченными по ОТ работниками организации.

Выборы уполномоченных проводятся на общих собрания от 2 до 5 лет. Такие лица имеют право:

- осуществлять проверки

- запрашивать и получать от руководителя информацию о состоянии ОТ

- выдавать представления об устранении нарушений

- принимать участие в расследовании несчастных случаев.

Гос.надзор и контроль за соблюдением законодательства об ОТ осуществляют специальные уполномоченные гос. органы и инспекция, которые действуют в рамках соответствующего закона или положения об этих органах:

1. прокуратура РБ

2 .в структуре Мин.труда и соц.защиты:

2.1. департамент государственной инспекции труда РБ

2.2 государственная экспертиза условий труда

3. в структуре МЧС РБ:

3.1 государственный пожарный надзор

3.2 государственный промышленный надзор

3.3 государственный атомный надзор

3.4 ГАИ

3.5 госэнергонадзор

3.6 государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Ведомств. контроль осуществляется в пределах ведомств в следующих формах:

- проверки состояния ОТ

- обследования и осмотре объектов

- систематический учет показателей, характеризующих ОТ

- за требование необходимой информации

- рассмотрение жалоб и заявлений

Задачи:

- выявление и предупреждение нарушений гос. нормат. требований ОТ

- оценка состояния условий труда

- выполнение работниками должностных обязанностей

Ведомств. контроль вкл.:

контроль, который осуществляют руководители, специалисты, должностные лица в соответствии с их должностными обязанностями;контроль, кот. осущ.служба ОТ организации в соответствии с Положением о такой службе;контроль, производимый за соблюдением требований промышленной безопасности;периодический контроль за состоянием ОТ

Наши рекомендации