Таможенная политика: сущность, элементы, виды и функции
Таможенная политика – элемент внешнеторговой деятельности государства, регламентирующий объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Таможенная политика может осуществляться в виде установления высокого уро
вня таможенной пошлины и других ограничений на ввозимые товары (политика протекционизма) или минимального набора таможенных ограничений, низкого уровня таможенной пошлины (политика свободной торговли).
Регулирование внешнеторговой деятельности компаний осуществляется тарифными и нетарифными методами.
Тарифные методы регулирования внешней торговли – воздействие на потоки товаров с помощью налоговых ограничений. Сюда относятся таможенные сборы, пошлины, акцизы и др., непосредственно влияющие на цену товара, а также косвенные налоги.
Рассмотрим вышеперечисленные инструменты таможенной политики, их содержание и назначение.
Таможенный тариф- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при взаимодействии его с мировым рынком – осуществление экспортно-импортных операций.
Таможенный тариф любой страны – систематизированный перечень конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются в целях налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Таможенные тарифы могут быть импортные и экспортные, простые и сложные.
Импортные - накладываются на товары, ввозимые в страну, и служат основным механизмом зашиты отечественного производителя.
Экспортные – накладываются на товары, вывозимые из страны. Используются редко, обычно в тех случаях, когда цена на определённый товар на внутреннем рынке существенно ниже мировых. Целью экспортных тарифов является сокращение объёмов экспорта и пополнение бюджета.
Простой таможенный тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку таможенной пошлины, применяемую вне зависимости от страны происхождения. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.
Что же касается сложного таможенного тарифа, то в нем для каждого товара в зависимости от различных торгово-политических режимов устанавливаются две или более ставок таможенных пошлин. Переход простого тарифа к сложному происходит в результате заключения международных торговых договоров, предусматривающих взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, а также предоставления отдельным странам особо льготного режима в торговле.
Простой таможенный тариф называют одноколонным, а сложный – многоколонным.
Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием экспорта или импорта.
Начисление таможенной пошлины на товары, подлежащие обложению, производятся на основе их таможенной стоимости. Таможенная пошлина взимается с реальной таможенной стоимости и независимо от ее соответствия указанной при декларировании.
Виды таможенных пошлин:
Адвалорная таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости). Данный вид таможенной пошлины схож с пропорциональным налогом на продажу и применяется при необходимости взимания пошлины с качественно неоднородных товаров одной товарной группы. Адвалорная пошлина позволяет поддерживать одинаковый уровень поддержки отечественного производителя вне зависимости от рыночной цены товара. Таким образом, при ставке адвалорной пошлины, равной 40%, мы имеем следующее: при цене товара в 100 долларов взимается 40 долларов, а при цене товара в 200 долларов взимается 80 долларов. Однако, вне зависимости от цены, адвалорная пошлин поднимает цену импортного товара на 40%. Недостатком данной пошлины является тот факт, что оценить цену товара не всегда просто, также цена может подвергаться постоянным колебаниям. Всё это может приводить к злоупотреблениям как со стороны импортёров, так и со стороны представителей таможенных органов.
Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно, нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.
Комбинированная пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).
Основные функции таможенных пошлин - это протекционистская, фискальная и балансировочная.
Протекционистская функция связана с повышением цены импортного товара на внутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менее конкурентоспособным, и соответственно защищает национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность отечественных товаров.
Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Наконец, балансировочная функция относится к экспортируемым товарам и её целью является предотвращение нежелательного экспорта товаров, в частности в том случае, если цены на них на внутреннем рынке ниже мировых.
Все товары во внешнеэкономической деятельности систематизированы в НГС.
Номенклатура гармонизированной системы (НГС) - новая многоцелевая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Представляет собой обновленный, унифицированный и детализированный классификатор товаров, обеспечивающий сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, решение других задач, отвечающих потребностям статистических служб, таможенных органов и коммерческой деятельности. Является неотъемлемой частью Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Разработка НГС началась в 70-е годы Советом таможенного сотрудничества (СТС). В ней также участвовали эксперты 59 стран и многих межправительственных и неправительственных экономических организаций, в том числе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международной торговой палаты (МТП), Международной организации по стандартизации (ИСО), Статистического бюро ООН. Подготовительная работа была завершена к 1981 году. С 1 января 1988 г. НГС вступила в силу. В основу НГС были положены номенклатура СТС (последняя редакция), известная в мировой практике как Брюссельская таможенная номенклатура (БТН), Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК ООН), а также 12 других международных и национальных классификационных систем. НГС, как и любой экономический классификатор, имеет свою структуру. К основным элементам последней относятся системы классификации и кодирования.
Сама Гармонизированная система (ГС) - это номенклатура, приведенная в приложении к Конвенции о гармонизированной системе. Номенклатура ГС включает в себя следующие элементы:
- товарные позиции, субпозиции;
- относящиеся к товарным позициям и субпозициям цифровые коды;
- примечания к разделам, группам и субпозициям;
- основные правила классификации для толкования Гармонизированной системы (Основные правила интерпретации ГС).
В НГС объектом классификации являются все товары, обращающиеся в международной торговле. Система содержит 21 раздел (живые животные и продукция животноводства; продукты растительного происхождения; древесина и изделия из древесины и т.д.), в которых перечислены укрупнено номенклатуры товарной продукции. Затем товары детализированы в группы (99 групп), подгруппы (333), позиции, подпозиции, субпозиции.