Расчётные методы ценообразования

Факторы, учитываемые в рыночном ценообразовании

Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать товар, а покупатель готов купить этот товар, т.е. денежная стоимость товара.

Ценообразование – это процесс формирования цен на товары и услуги. Процесс ценообразования на конкретном предприятии должен базироваться на учете именно тех факторов, которые формируют рыночные цены.

  1. Факторы спроса – формирующие цену спроса на товар, которую готов заплатить покупатель:
    1. платежеспособный спрос – спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами их покупателей.
    2. уровень сбережений
    3. объем спроса
    4. полезность товара
    5. потребительские свойства товара (свойства товара)
  2. Факторы потребительского выбора, определяющие уровень конкурентоспособности данного товара на рынке аналогичных товаров:
    1. структура потребностей потенциальных покупателей и конкурирующих товаров;
    2. принципиальная замещаемость данного товара другими;
    3. предельная норма замешения данного товара другими;
    4. комплиментарные товары.
  3. Факторы предложения – определяющие цену товара, на которую претендует продавец:
    1. общее количество товара на рынке;
    2. запасы данного товара у всех возможных производителей и запасы у данного продавца;
    3. уровень издержек производства и обращения;
    4. уровень прибыльности товара.
  4. Факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями:
    1. предельная замещаемость предметов труда при производстве данного товара;
    2. предельная замещаемость альтернативных технологий;
    3. предельная замещаемость производственных факторов (труда и др.)
  5. Факторы эффективности производства и реализации товара:
    1. рентабельность товара – отношение прибыли от реализации продукции к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения.
    2. уровень ликвидности товара – способность товаров быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги.

Стратегии рыночного ценообразования



  1. Стратегия сохранения стабильного положения на рынке

Применяется при достаточно стабильных экономических условиях и при удовлетворительных показателях хозяйственной деятельности предприятия. Данная стратегия означает, что цена на товар устанавливается исходя из среднеотраслевых затрат на производство данного продукта, а уровень прибыли, закладываемый в цену, составляет примерно величину банковского кредита под долгосрочную ссуду (2-10%).

  1. Стратегия расширения доли рынка

Может быть характерна как для уже действующих предприятий, так и для вновь созданных.

Суть этой стратегии – за счет ценовых усилий обеспечить большую приверженность покупателей к своим товарам и снизить приверженность покупателей к товарам конкурентов. Цена устанавливается на таком минимальном уровне, который, с одной стороны ощутимо ниже аналогичных товаров, а с другой – обеспечивает процесс простого воспроизводства на данном предприятии.

  1. Стратегия максимизации текущей прибыли

Применяется только конкурентоспособными предприятиями, способными предложить рынку что-то новое.

Цель – максимально повысить доходность либо для расширения производства, либо для увеличения выплаты дивидендов.

  1. Стратегия обеспечения и поддержания ликвидности

Касается не конкретного товара, а политики всего предприятия. Эта стратегия актуальна всегда, так как направлена на обеспечение надежности и своевременной платежеспособности между партнерами. Она предполагает справедливое ценообразование, включающее разнообразные системы выгодных форм взаиморасчетов (скидки…).

  1. Стратегия завоевания ценового лидерства

Она может быть использована только крупными предприятиями, которые исторически являются доминирующими в данной области. Ценовое лидерство предполагает, что данное предприятие проявляет себя наиболее активно:

    • одним из первых меняет цену на товар;
    • влияет на уровень биржевых цен.

Расчётные методы ценообразования

Суть этой группы методов состоит в том, что они основываются на учёте внутренних и индивидуальных условий деятельности предприятия, т.е. эти методы базируются на учёте индивидуальных издержек производства и распространения продукции.

Ценовой метод полных издержек: цена формируется на основе всех затрат, которые вне зависимости от их происхождения списываются на единицу товара; расчёт цены выполняется в табличной форме на основе данных о бухгалтерских издержках и планируемой предпринимательской прибыли (цена = сумма_затрат + прибыль). Достоинства: основой определения цены являются затраты на производство единицы продукции, всегда можно установить минимальный предел цены, простота и логичность расчёта, а также наличие полной достоверной информации. Недостатки: индивидуальные издержки производства не отражают общественно необходимые затраты на производство данного товара, цена не отражает рыночный спрос. Применение данного метода возможно в тех случаях, когда существует законодательно установленная монополия на производство и распространение товара, либо состояние острого товарного дефицита.

Ценовой метод нормативных издержек: это попытка отойти от использования индивидуальных затрат и применять среднеотраслевые, которые приравниваются к нормативным. Методика расчёта цены аналогично предыдущему методу, за исключением того, что в таблицу записываются не индивидуальные значения затрат, а нормативные. Таким образом, определяется плановая цена товара. Эта цена корректируется в соответствии с индивидуальными характеристиками конкретного предприятия. Достоинства: за базу принимаются общественно необходимые затраты, методически существует возможность учитывать раздельно факторы, контролируемые предприятием и не контролируемые им, управление затратами с точки зрения приближения их к среднеотраслевым. Недостатки: рыночный спрос не отображается.

Ценовой метод прямых издержек: представляет собой попытку увязывания затратного механизма с рыночными реализациями. Цена формируется с учётом известных прямых издержек на производство и реализацию товара и ожидаемых рыночных цен продажи данного товара, при этом косвенные затраты должны покрываться за счёт полученного финансового результата. Расчёт ведётся в табличной форме. Особенность данного метода заключается в том, что прямые затраты всегда можно посчитать для любой единицы продукции. Все косвенные затраты есть сумма денег, необходимая для нормальной жизнедеятельности предприятия в целом. Их достаточно трудно отнести на единицу продукции. Важно чтобы косвенные затраты покрывались за счёт валовой прибыли. Достоинства: ориентировано на рыночный спрос, позволяет выявить наиболее выгодные с точки зрения финансового результата виды продукции, управление косвенными затратами.

Ценовой метод стандартных прямых издержек: синтез второго и третьего методов.

Наши рекомендации