Расчётные методы ценообразования
Факторы, учитываемые в рыночном ценообразовании
Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать товар, а покупатель готов купить этот товар, т.е. денежная стоимость товара.
Ценообразование – это процесс формирования цен на товары и услуги. Процесс ценообразования на конкретном предприятии должен базироваться на учете именно тех факторов, которые формируют рыночные цены.
- Факторы спроса – формирующие цену спроса на товар, которую готов заплатить покупатель:
- платежеспособный спрос – спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами их покупателей.
- уровень сбережений
- объем спроса
- полезность товара
- потребительские свойства товара (свойства товара)
- Факторы потребительского выбора, определяющие уровень конкурентоспособности данного товара на рынке аналогичных товаров:
- структура потребностей потенциальных покупателей и конкурирующих товаров;
- принципиальная замещаемость данного товара другими;
- предельная норма замешения данного товара другими;
- комплиментарные товары.
- Факторы предложения – определяющие цену товара, на которую претендует продавец:
- общее количество товара на рынке;
- запасы данного товара у всех возможных производителей и запасы у данного продавца;
- уровень издержек производства и обращения;
- уровень прибыльности товара.
- Факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями:
- предельная замещаемость предметов труда при производстве данного товара;
- предельная замещаемость альтернативных технологий;
- предельная замещаемость производственных факторов (труда и др.)
- Факторы эффективности производства и реализации товара:
- рентабельность товара – отношение прибыли от реализации продукции к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения.
- уровень ликвидности товара – способность товаров быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги.
Стратегии рыночного ценообразования
- Стратегия сохранения стабильного положения на рынке
Применяется при достаточно стабильных экономических условиях и при удовлетворительных показателях хозяйственной деятельности предприятия. Данная стратегия означает, что цена на товар устанавливается исходя из среднеотраслевых затрат на производство данного продукта, а уровень прибыли, закладываемый в цену, составляет примерно величину банковского кредита под долгосрочную ссуду (2-10%).
- Стратегия расширения доли рынка
Может быть характерна как для уже действующих предприятий, так и для вновь созданных.
Суть этой стратегии – за счет ценовых усилий обеспечить большую приверженность покупателей к своим товарам и снизить приверженность покупателей к товарам конкурентов. Цена устанавливается на таком минимальном уровне, который, с одной стороны ощутимо ниже аналогичных товаров, а с другой – обеспечивает процесс простого воспроизводства на данном предприятии.
- Стратегия максимизации текущей прибыли
Применяется только конкурентоспособными предприятиями, способными предложить рынку что-то новое.
Цель – максимально повысить доходность либо для расширения производства, либо для увеличения выплаты дивидендов.
- Стратегия обеспечения и поддержания ликвидности
Касается не конкретного товара, а политики всего предприятия. Эта стратегия актуальна всегда, так как направлена на обеспечение надежности и своевременной платежеспособности между партнерами. Она предполагает справедливое ценообразование, включающее разнообразные системы выгодных форм взаиморасчетов (скидки…).
- Стратегия завоевания ценового лидерства
Она может быть использована только крупными предприятиями, которые исторически являются доминирующими в данной области. Ценовое лидерство предполагает, что данное предприятие проявляет себя наиболее активно:
- одним из первых меняет цену на товар;
- влияет на уровень биржевых цен.
Расчётные методы ценообразования
Суть этой группы методов состоит в том, что они основываются на учёте внутренних и индивидуальных условий деятельности предприятия, т.е. эти методы базируются на учёте индивидуальных издержек производства и распространения продукции.
Ценовой метод полных издержек: цена формируется на основе всех затрат, которые вне зависимости от их происхождения списываются на единицу товара; расчёт цены выполняется в табличной форме на основе данных о бухгалтерских издержках и планируемой предпринимательской прибыли (цена = сумма_затрат + прибыль). Достоинства: основой определения цены являются затраты на производство единицы продукции, всегда можно установить минимальный предел цены, простота и логичность расчёта, а также наличие полной достоверной информации. Недостатки: индивидуальные издержки производства не отражают общественно необходимые затраты на производство данного товара, цена не отражает рыночный спрос. Применение данного метода возможно в тех случаях, когда существует законодательно установленная монополия на производство и распространение товара, либо состояние острого товарного дефицита.
Ценовой метод нормативных издержек: это попытка отойти от использования индивидуальных затрат и применять среднеотраслевые, которые приравниваются к нормативным. Методика расчёта цены аналогично предыдущему методу, за исключением того, что в таблицу записываются не индивидуальные значения затрат, а нормативные. Таким образом, определяется плановая цена товара. Эта цена корректируется в соответствии с индивидуальными характеристиками конкретного предприятия. Достоинства: за базу принимаются общественно необходимые затраты, методически существует возможность учитывать раздельно факторы, контролируемые предприятием и не контролируемые им, управление затратами с точки зрения приближения их к среднеотраслевым. Недостатки: рыночный спрос не отображается.
Ценовой метод прямых издержек: представляет собой попытку увязывания затратного механизма с рыночными реализациями. Цена формируется с учётом известных прямых издержек на производство и реализацию товара и ожидаемых рыночных цен продажи данного товара, при этом косвенные затраты должны покрываться за счёт полученного финансового результата. Расчёт ведётся в табличной форме. Особенность данного метода заключается в том, что прямые затраты всегда можно посчитать для любой единицы продукции. Все косвенные затраты есть сумма денег, необходимая для нормальной жизнедеятельности предприятия в целом. Их достаточно трудно отнести на единицу продукции. Важно чтобы косвенные затраты покрывались за счёт валовой прибыли. Достоинства: ориентировано на рыночный спрос, позволяет выявить наиболее выгодные с точки зрения финансового результата виды продукции, управление косвенными затратами.
Ценовой метод стандартных прямых издержек: синтез второго и третьего методов.