Оценка эффективности проекта. Идея инвестиционного проекта
Идея инвестиционного проекта
Концепция проекта предусматривает создание цеха по производству нового вида продукции на предприятии ОАО «Хлебокомбинат № 2»
Новый вид продукции, производимой цехом, будет являться пирожное «Меланж».
Предприятие имеет свыше 30 торговых точек, которые широко известны нашему покупателю. Покупателями-партнерами являются частные предприниматели, такие магазины в центре города, как магазины «Каравай», «Славянка», крупнейшие магазины города и области, среди них сети магазинов «Пятерочка», «Виват», «Семья».
Пирожное «Меланж» в отличии от других пирожных обладает рецептом соблюдения определенной пропорции количества сахара, что приводит к мягкому приятному сливочному вкусу и неприторности изделия в отличии от других пирожных. Также пропорции белка значительно выше по сравнению в жирами по сравнению с другими пирожными, для тех покупателей, которые соблюдают правильное питание, но иногда хотят полакомится кондитерскими изделиями.
Маркетинговый анализ
На сегодняшний день ситуацию на рынке в целом можно назвать довольно благоприятной. Сохраняются ниши, в которых конкуренцию импортным компаниям никто не составляет (например, элитное печенье в жестяных банках поставляют английские и швейцарские фирмы), при этом доля импорта за прошедший 2014 год выросла, теперь она составляет 3,3 %. По-прежнему наблюдается четкая сегментированность рынка, наличие большого количества игроков и отсутствие ярко выраженного лидера. Несмотря на то, что во время кризиса покупатель повсеместно переориентировался на продукцию низкого ценового сегмента, на кондитерской площадке соотношение дешевой и элитной продукции практически не изменилось.
Целью выпуска данного вида изделия обусловлено повышением ассортимента продукции предприятия, направленного на удовлетворение вкусовых потребностей нового сегмента рынка. И таким образом расширение доли постоянных покупателей с определенными вкусами.
Целевая аудитория – женщины 20-30 лет, относящиеся к среднему классу, проживающие в городе, находящиеся в браке.
Конкурентными преимуществами пирожного компании Хлебокомбинат № 2 в сравнении с другими двумя конкурентами является доля рынка, свежесть, вкус, а также сравнительно лучшая упаковка. Слабыми сторонами являются цена пирожного и реклама.
Поскольку предприятие имеет свыше 30 торговых точек и также распространяет свою продукцию через крупные торговые центры, посчитаем, что сбыт составит как минимум 15 пирожных на одну торговую точку в день. Всего торговых точек составит 50 магазинов (min). Следовательно, суточный объем выпуска составит: 50*15=750шт. годовой: 750*365=273750
Таблица 1 - Прогнозный объем продаж.
Товар | Объем продаж в натуральном выражении, шт | Цена единицы продукции, руб./шт. | Прогнозный объем продаж, руб. |
пирожное "Меланж" , шт. | 8 212 500 | ||
Итого: | 8 212 500 |
3. Производственный план.
Производственный план рассчитан и предоставлен в таблице 2.
Таблица 2 - Производственная программа
Товар | Объем производства в натуральном выражении | Трудоемкость изготовления по операциям, н-час | Объем производства, н-час |
пирожное "Меланж" , шт. | 273 750 | 0,075 | 20 531 |
Объем производства, н-час = Объем производства в натуральном выражении * Трудоемкость изготовления по операциям, н-час.
Общий объем производства в н-час. на плановый год составил 20531 н-час.
Производственные помещения необходимы в размере 50кв.м. арендная ставка будет составлять 550руб./кв.м.
Фзд.оф.= 20* 750=15000руб. в месяц –180 000руб. в год
Фзд.произв..= 50* 550=27500руб. в месяц – 330 000руб. в год
Расчет материальных затрат на изготовление продукции проводится исходя из соответствующих норм расхода на единицу продукции и действующих цен.
Планируемая величина оборотных средств определяется как сумма по всем видам оборотных средств и оформляется в табл. 3.
Таблица 3 - Расчет потребности в оборотных средствах.
Виды оборотных средств | Цена за ед., руб. | Средне-дневной расход в натуральном выражении | Средне-дневной расход в руб. | Норма запаса в днях | Норматив оборотных средст, руб. |
1.Производственные запасы: | |||||
Мука пшеничная в/сорт | |||||
Сахар – песок | |||||
Маргарин | |||||
Меланж | 54,75 | 930,75 | 83767,5 | ||
Соль | 1,4 | ||||
Дрожжи прессованные | 9,4 | 8,25 | 77,55 | 6979,5 | |
Итого: | 4 410,30 | 396 927,00 |
Общая величина производственного капитала (ПК)=2075+397=2472 тыс.руб.
На основании численности работников и принятой на предприятии системы оплаты труда определим заработную плату каждого работника и сформируем годовой фонд заработной платы. Результаты расчета представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Расчет фонда заработной платы.
Профессиональные группы | Число работников, чел. | Тарифная заработная плата, руб. | Районный коэффициент | Годовая заработная плата | |
% | руб. | ||||
Начальник производства | 15% | 3 750 | 345 000 | ||
Замеситель теста | 15% | 2 250 | 414 000 | ||
рабочий 1 разряда | 15% | 2 550 | 469 200 | ||
рабочий 2 разряда | 15% | 2 850 | 1 048 800 | ||
Итого: годовой фонд зарплаты. | 2 277 000 |
Общий плановый фонд заработной платы составит 2277000руб. в т.ч страховые вносы -683 100руб.
В данной подглаве определим постоянные и переменные затраты на производство в таблице 5.
Таблица 5 - Калькуляция себестоимости.
Наименование статей | затраты | |
на единицу | на годовой объем | |
1. Сырье, материала. | 5,88 | 1609759,5 |
Итого: Переменные затраты. | 5,88 | 1609759,5 |
амортизационные отчисления; | 1,52 | |
ремонт и обслуживание оборудования; | 0,22 | |
2. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. | 1,74 | |
содержание производственных помещений; | 0,26 | 72 000 |
заработная плата | 5,82 | 1 593 900 |
налоги с фот | 2,50 | 683 100 |
3. Общепроизводственные расходы. | 8,58 | 2 349 000 |
арендная плата за помещение | 1,86 | 510 000 |
коммунальные услуги; | 0,44 | |
услуги связи; | 0,09 | |
административные расходы; | 0,66 | |
4. Общехозяйственные расходы. | 3,05 | 834 000 |
Итого: производственная себестоимость. | 19,24 | 5 267 760 |
затраты связанные со сбытом продукции (транспортировка, погрузка); | 0,24 | |
представительские расходы; | 0,11 | |
реклама; | 0,66 | 180 000 |
5. Внепроизводственные расходы | 1,01 | 276 000 |
Итого: полная себестоимость. | 20,25 | 5 543 760 |
Определение цены: по таблице 5 определили себестоимость продукции равной 20,25руб. В проекте рассчитаем стоимость пирожного исходя из себестоимости товара и рентабельности 40%. Таким образом стоимость составит 20,25*1,4=28,5 в среднем округлим до 30руб. за пирожное
4. Финансовый план.
Прогноз финансовых результатов представлен в форме, утвержденной распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротства) в соответствии с табл. 6. Горизонт планирования составляет четыре года.
Таблица 6 - Прогноз финансовых результатов.
Показатели | Годы | |||
Выручка от реализаций, руб. в том числе: | 8 212 500 | 9 033 750 | 9 937 125 | 10 930 838 |
собственная сеть | 5 475 000 | 6 022 500 | 6 624 750 | 7 287 225 |
сторонняя сеть | 2 737 500 | 3 011 250 | 3 312 375 | 3 643 613 |
Себестоимость реализованной продукции, руб. в том числе: | 5 543 760 | 5 820 947 | 6 111 995 | 6 417 595 |
сырье и материалы | 1 609 760 | 1 690 247 | 1 774 760 | 1 863 498 |
расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | 475 000 | 498 750 | 523 688 | 549 872 |
общепроизводственные расходы | 2 349 000 | 2 466 450 | 2 589 773 | 2 719 261 |
общехозяйственные расходы | 834 000 | 875 700 | 919 485 | 965 459 |
внепроизводственные расходы | 276 000 | 289 800 | 304 290 | 319 505 |
Прибыль до налогообложения, руб. в том числе: | 2 668 741 | 3 212 803 | 3 825 130 | 4 513 243 |
Налоги, руб. в том числе: | 1 700 089 | 1 905 498 | 2 131 705 | 2 381 791 |
НДС, руб. | 1 478 250 | 1 626 075 | 1 788 683 | 1 967 551 |
налог на имущество 2,2% | 44 158 | 39 622 | 32 394 | 23 264 |
налог на прибыль 15,5% | 177 682 | 239 801 | 310 628 | 390 976 |
6. Чистая прибыль, руб. | 968 651 | 1 307 304 | 1 693 425 | 2 131 452 |
Чистая прибыль за четыре года составит 6100тыс. руб.
Таблица 7. Отчет о движении денежных средств
Таким образом выявлено, что на реализацию проекта необходимо первоначальное финансирование в размере 2472тыс. руб.
Оценка эффективности проекта.
Требуемая норма доходности равна 20%, следовательно, ставку дисконтировании примем равную 20%
Расчет коэффициент дисконтирования:
0год: 1/(1+0,2)0=1
1год: 1/(1+0,2)1=0,83
2год: 1/(1+0,2)2=0,69
3год: 1/(1+0,2)3=0,58
4год: 1/(1+0,2)4=0,48
NPV 1год: = 1 296 473*0,83= 1 080 394
NPV 2год: = 1 604 647*0,69= 1 114 338
NPV 3год: = 1 956 017*0,58= 1 131 954
NPV 4год: = 2 354 621*0,48= 1 135 523
PI = 4 462 209/2472000=1,81
PР =2472000/4 462 209=0,55
Внутренняя норма рентабельности (IRR) – это значение ставки дисконтирования, при котором чистый приведенный доход проекта равен нулю.
IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0,
для расчета использовалась функция в Excel: =ВСД(B16:E16), где
B16:E16– года от 0 до 4.
В Microsoft Excel для вычисления ВСД используется метод итераций. Функция ВСД выполняет циклические вычисления, начиная со значения аргумента "предположение", пока не будет получен результат с точностью 0,00001%.
Внутренняя норма доходности : 28%
Приведем дынные расчетов в таблице 8.
Таблица 8 - Модель дисконтированных денежных потоков
Показатели | Год | ||||
1. Чистый денежный поток – всего: | 1 296 473 | 1 604 647 | 1 956 017 | 2 354 621 | |
1.1. Чистая прибыль. | 968 651 | 1 307 304 | 1 693 425 | 2 131 452 | |
1.2. Амортизационные отчисления. | 415 000 | 415 000 | 415 000 | 415 000 | |
1.3. Выплата дивидендов. | 87 179 | 117 657 | 152 408 | 191 831 | |
2. Коэффициент дисконтирования денежных потоков (Kд).15% | 0,83 | 0,69 | 0,58 | 0,48 | |
3. Текущие (дисконтированные) денежные потоки (стр. 1 стр. 2). | 1 080 394 | 1 114 338 | 1 131 954 | 1 135 523 | |
4. Сумма текущих (дисконтированных) денежных потоков. | 1 080 394 | 2 194 732 | 3 326 686 | 4 462 209 | |
5. Остаточная (ликвидационная) стоимость за пределами планируемого периода (Тлет), Фост, (Kл). | 415 000 000 | ||||
6. Сумма инвестиций (K). | |||||
7. Капиталовложения. | -2 472 000 | ||||
8. Чистый дисконтированный доход (ЧЧД) накопленным итогом | -2 472 000 | -1 391 606 | -277 268 | 854 686 | 1 990 209 |
9. Индекс доходности (ИД). | 1,81 | ||||
10. Срок окупаемости (Ток). | 0,55 | ||||
11. Внутренняя норма доходности в процентах. | 28% |
Показатели срок окупаемости и индекс доходности показываю об эффективности инвестиций в производство.
Период окупаемости - это время, требуемое для покрытия начальных инвестиций за счет чистого денежного потока, генерируемого инвестиционным проектом. В нашем случае он составляет 2года и 3 месяца, что меньше длительности нашего проекта.
Чистый приведенный доход – это критерий целесообразности реализации инвестиций. Инвестиционный проект, по которому показатель чистого приведенного дохода является отрицательной величиной или равен нулю, должен быть отвергнут, так как он не принесет предприятию дополнительный доход на вложенный капитал. Наш проект имеет положительное значение данного показателя, что позволяет увеличить капитал предприятия и его рыночную стоимость.
Проект считается приемлемым, если рассчитанное значение показателя Внутренняя норма рентабельности не ниже требуемой нормы рентабельности. Значение требуемой нормы рентабельности определяется инвестиционной политикой компании. Наш показатель: 28% что является достаточным.
Наш проект является эффективным, поскольку данный показатель больше ставки дисконтирования, что является обязательным условием.
Выводы:
Анализируя финансово-экономические показатели бизнес-плана по производству нового вида продукции на предприятии ОАО «Хлебокомбинат № 2», пришли к выводу, что проект является перспективной с точки зрения инвестирования.
Рассматривая показатели инвестиций при относительно небольшом сбыте и цене на уровне суммарных издержек, можно заметить большой потенциал для расширении деятельности.
В-первых, внутренняя норма доходности (ВНД), которая представляет доходность проекта как отношение между среднегодовыми поступлениями от его реализаций и величиной начальных инвестиций, составляет 28%. Значение этого показателя говорит о рентабельности и доходности данного предприятия.
Во-вторых, такие показатели как срок окупаемости и индекс прибыльности показывают, что проект можно считать не только прибыльным, но и эффективным.
• Индекс прибыльности>1,
• Срок окупаемости < длительности проекта.
При задержке этапов производства показатели падают, но не на большое количество пунктом. Например, при увеличении длительности этапов, которые являются активом, падает рентабельность. При этом следует понимать, что чем дольше мы не производим/продаем продукцию, тем меньше будет эффективность данного проекта.
Рассчитывая точку безубыточности определили, что для того, чтобы предприятие было прибыльным необходимо продавать продукцию более 163тыс.шт. в год. В нашем случае только в первый год планируется сбыть 273тыс.шт., поэтому можно говорить о большом запасе финансовой прочности.
В итоге можно сделать вывод что бизнес-план по производству нового вида продукции на предприятии ОАО «Хлебокомбинат № 2» является эффективным проектом с возможностью расширения не только масштабов производства, но и доли на рынке.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации – Консультант Плюс
2. Гражданский кодекс Российской Федерации – Консультант Плюс
3. Авдеев В.В. Управление персоналом: Технология формирования команды.- М.: ФиС, 2010 – 234с..
4. Аничин В.Л. Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс / В.Л. Аничин. – Белгород: Типография БелГСХА, 2012. – 90 с.
5. Ветрова Е.Н.Стратегическое планирование инновационного развития : Практикум / Е.Н. Ветрова, В.В. Погодина ; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 74 с.
6. Жернова Н.А., Петухова Н.Ю. Инновационный менеджмент Учебное пособие по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии". – Кемерово: КузГТУ, 2012. – 92 стр.
7. Ильенкова, С.Д., Инновационный менеджмент: Учеб.пособие [Текст] / В.И. Кузнецов, С.Ю. Ягудин; - М.: МЭСИ, 2009. – 192 с.
8. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой; - М.: ИНФРА-М, 2011. – 238 с.
9. Крутова А.В. Бизнес-планирование с использованием программного продукта Project Expert. Методическое пособие для студентов заочного отделения. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2010. 44с.
10. Мишакова Н.А., Перекатиева Т.А. Инвестиционное бизнес-планирование. Учебно-методическое пособие /Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2010. — 72 с.
11. Подбор персонала: Кратко и ясно/Под ред. Шульпиной Н.В., пер. с англ. Квасницкой Л.В., 2010. – 80с.
12. Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям [Текст] / Сов.публ. ОЭСР и Евростата, пер. с англ. - 3-е изд.; - М.: «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН), 2010. – 32 с.
13. Управление инновационными проектами и программами : учебное пособие / В.В. Быковский, Е.С. Мищенко, Е.В. Быковская и др. – Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011г.. – 104 с.
14. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник [Текст] – 6-е изд.; - СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
15. Шарафанова Е.Е. и др. Бизнес-планирование в сфере сервиса. Экономические расчеты. Учебное пособие/ проф. Шарафанова Е.Е., ст.препод. Белякова Н.В., доц. Очирова Т.Б., ст.препод. Кугаро И.В., с.препод. Кучумов А.В. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. – 141с.