Системы качества на предприятиях сферы услуг
Система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Потребитель занимает центральное место среди трех ключевых аспектов системы качества. На предприятиях сферы услуг, в том числе и на предприятиях общественного питания он также показывает, что удовлетворенность потребителя может быть достигнута только при наличии гармонии во взаимодействии ответственности руководства, персонала и материальных ресурсов, а также структуры системы качества. На рис.5 представлены ключевые аспекты системы качества.
Рис.5. Ключевые аспекты системы качества
Элементы системы качества на предприятиях сферы услуг формируются по основным этапам производственной деятельности предприятия и охватывают:
- маркетинг;
- проектирование;
- материально-техническое снабжение;
- предоставление услуг;
- контроль, проведение испытаний и обследований;
- реализацию услуг потребителю;
- сбор и обработку информации, полученной от потребителя.
Маркетинг включает в себя комплекс мероприятий от определения потребностей в услуге, требований заказчика, тенденций изменения рынка до обеспечения обратной связи с потребителем.
Проектирование предусматривает перевод краткого описания в технические условия (ТУ) на услугу, требования к технологическому процессу исполнения услуги, проведения контроля качества.
Например, 1) ключевые элементы качества ресторанного обслуживания - приготовление блюда и влияние времени его приготовления на скорость обслуживания заказчика;
2)характеристика для измерения и контроля - время, затраченное приготовление компонентов блюда;
3)метод оценки - контрольный хронометраж приготовления и пода блюда;
4)меры - рациональное расстановка персонала и размещение исходного сырья для приготовления блюда, которые могли бы обеспечить соблюдена норматива исполнения заказа.
Основным условием для достижения стабильного качества выпускаемой продукции и услуг в настоящее время является выполнение требований стандартов ИСО 9000 к системам качества предприятия.
Далее, рассмотрим вопросы, касающиеся сертификации, как процесса, направленного, главным образом, на повышение качества продукции и услуг.
Правила Системы добровольной сертификации услуг
Общие положения
Правила функционирования Системы добровольной сертификации услуг зарегистрированы в Государственном реестре Госстандарта России 21 августа 2003 г (регистрационный номер РОСС RU. 001.03УУОО) и разработаны в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации и Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федераций в развитие документов Системы сертификации ГОСТ Р для организации и проведения добровольной сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р.
Правила являются основополагающим документом Системы добровольной сертификации услуг (далее - Система), входящей в качестве подсистемы в Систему сертификации ГОСТ Р.
Правила устанавливают организационную структуру Системы, основные принципы сертификации, а также порядок добровольной сертификации услуг.
Объектами сертификации в Системе являются услуги (при наличии нормативных документов, содержащих требования к их качеству и безопасности), а также методы оценки, проверки и контроля.
Для целей сертификации в Системе используются: стандарты различных категорий, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, технические условия, рецептуры и другие документы, определяемые заявителем.
Сертификация услуг в Системе проводится органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном в Системе сертификации ГОСТ Р, по инициативе заявителей (исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям документов, определяемых заявителем.
Сертификаты соответствия оформляются на специальном бланке, определенным Положением о Системе сертификации ГОСТ Р.
Процедуры оценки соответствия услуг проводятся в соответствии со
схемами сертификации.
Сертификация услуг, оказываемых зарубежными исполнителями. осуществляется по тем же правилам и схемам, что и отечественными исполнителями.
Объективность и достоверность сертификации в Системе обеспечивается аккредитацией органов по сертификации, а также аттестацией экспертов в установленном порядке.
Процедуры сертификации должны обеспечивать соблюдение конфликтности информации, составляющей коммерческую тайну.