Неприкосновенность личности
Этот принцип закреплен в ст. 10 УПК РФ, которая гласит:
«1. Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
2. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного настоящим Кодексом.
3. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.»
Однако положения, закрепленные в ст. 10 УПК РФ не полностью исчерпывают содержание уголовно-процессуального принципа неприкосновенности личности. Данный принцип предназначен для того, чтобы обеспечить максимально возможную в условиях уголовно-процессуального производства степень реализации права человека на свободу и личную неприкосновенность. Такое право предусмотрено статьей 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 22 Конституции РФ. Несомненно, что оно не может быть полностью и без ограничений обеспечено в условиях уголовного судопроизводства. Смысл и значение уголовно-процессуального принципа неприкосновенности личности состоит, поэтому, в том, чтобы обеспечить баланс между правом человека на свободу и личную неприкосновенность и необходимостью создания достаточных гарантий беспрепятственного осуществления уголовного судопроизводства, что, в конкретном случае, может означать необходимость ограничения или лишения свободы лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование.
Соответственно, для того, чтобы уяснить содержание и пределы действия принципа неприкосновенности личности в уголовном процессе, необходимо, прежде всего, обратиться к содержанию права на свободу и личную неприкосновенность.
Как уже было сказано, данное право зафиксировано, в частности, в статье 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека в многочисленных своих решениях, посвященных праву человека, предоставленному данной статьей, весьма подробно рассмотрел содержание этого права, условия его ограничения и объем гарантий, позволяющих избежать произвола при ограничении свободы лица. Ряд положений, позволяющих определить способы и пределы реализации данного права применительно к уголовному процессу РФ, содержится и в Постановлениях и Определениях конституционного Суда РФ.
Во-первых, часть 1 статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержит указание на существо данного права («Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность») и предусматривает исчерпывающий перечень случаев, в которых лицо может быть лишено свободы:
«Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:
a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;
b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;
c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;
d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;
e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.
Очевидно, что лишь одно из этих исключений из права на свободу и личную неприкосновенность (а именно то, что предусмотрено в п. с)) относится к уголовному процессу.
При толковании понятия права на свободу и личную неприкосновенность и возможного его ограничения в уголовном процессе, следует, согласно Решениям Европейского суда по правам человека, иметь ввиду следующее:
1. Ст. 5 Конвенции говорит о личной свободе в ее классическом понимании, то есть о физической свободе. Не имеют отношения к содержанию данного права случаи, когда возможности лица самостоятельно определять свое поведение ограничиваются в связи с наличием психического принуждения, либо в ситуации, когда речь идет об ограничении права лица самостоятельно избирать место жительства (например, в связи с избранием в отношении него подписки о невыезде и надлежащем поведении). Кроме того, не являются лишением свободы в смысле данной статьи Конвенции случаи, когда физическая свобода лица ограничивается на незначительный срок. Так, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О милиции», милиция имеет право задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые ею территории и объекты. Такое кратковременное лишение свободы не будет являться нарушением ст. 5 Конвенции. Для того чтобы определить, лишено ли свободы конкретное лицо, следует исходить из его конкретного положения и учитывать такие критерии, как вид, продолжительность, последствия и условия исполнения рассматриваемой меры.
2. Для того, чтобы лишение свободы соответствовало Конвенции, оно должно отвечать двум условиям:
1) быть законным с точки зрения внутреннего права конкретного государства. Так будет нарушением Конвенции лишение лица свободы, произведенное с нарушением условий, порядка, процедуры. установленных УПК РФ. при этом внутреннее законодательство государства не должно противоречить Конвенции;
2) быть правомерным, то есть осуществляться только для целей, прямо и исчерпывающе предусмотренных в ст. 1 Европейской Конвенции.[29]
3. Лишение свободы лица, осуществляемое на основании п. с) ч.1 ст. 5 Европейской конвенции, может осуществляться только при наличии основания. Таким основанием является наличие обоснованного подозрения в том, что данное лицо совершило преступление, либо намеревается его совершить. Это предполагает необходимость существования таких фактов и сведений, которые способны убедить объективного наблюдателя, что данное лицо могло (или намеревается) совершить деяние, расцениваемое как преступление внутренним законодательством государства. При этом степень убежденности в том, что лицо причастно к совершению преступления, необходимая для лишения свободы по п.с) ст. 5 Конвенции, может быть более низкой, чем та, что необходима для принятия решения о привлечении лица в качестве обвиняемого.[30] Если такого основания нет, или оно отпало, продолжение лишения свободы – противоречит Конвенции.
4. Лишение лица свободы в уголовном процессе оправдано при наличии одного из следующих условий:
а) имеются достаточные основания полагать, что лицо совершило преступление;
б) имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение правонарушения данным лицом;
в) имеются достаточные основания полагать, что лицо совершило преступление и намеревается скрыться.
При решении вопроса о том, намеревается ли лицо скрыться, по мнению Европейского суда по правам человека, нельзя исходить только из тяжести преступления, либо из существования у лица принципиальной возможности скрыться. Необходимо учитывать целый ряд обстоятельств, в числе которых могут быть, например, ожидаемый суровый приговор, особое отвращение обвиняемого к содержанию под стражей либо отсутствие связей в стране, характер обвиняемого, его моральные качества, его средства, и т.д.
5. Цель задержания по п. с) ч.1 ст. 5 Конвенции – обеспечение того, чтобы лицо предстало перед компетентным судебным органом для решения вопроса о лишении свободы и/или для рассмотрения дела по существу.
Данные положения, вытекающие из содержания ч.1 ст. 5 Европейской конвенции, в достаточной мере восприняты и реализованы в уголовно- процессуальном законодательстве РФ, которое, тем не менее, иногда следует толковать с учетом изложенных Решений Европейского суда по правам человека.
Так, ст. 91 УПК РФ предусматривает основания задержания подозреваемого. Эта норма говорит о том, что лицо может быть задержано только при наличии данных, дающих основание подозревать его в совершении преступления, а также уточняет, какие именно данные могут быть достаточным основанием для такого подозрения (п.п. 1 – 3 ч.1 ст. 91), либо указывает на исчерпывающий перечень случаев, в которых подозрение, возникшее из других оснований может послужить основанием для задержания(ч.2 ст. 91 УПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 10 УПК РФ, никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ.
Одновременно, в соответствии с ч.2 ст. 10 УПК РФ, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного. Лицо, в соответствии с ч.1 ст. 94 УПК РФ, должно быть, в частности, освобождено, если подозрение в совершении преступления не подтвердилось.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 10 УПК РФ, ч. 3 ст. 94 УПК РФ, ч.ч. 3 – 4 ст. 108 УПК РФ, в течение 48 часов с момента фактического задержания задержанный должен предстать перед судом (если до этого времени он не был освобожден) для решения вопроса о заключении его под стражу.
Во-вторых, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение.Цель данной гарантии – обеспечить задержанному возможность отстаивать тезис о незаконности своего ареста.
Данное положение также нашло отражение в уголовно-процессуальном законодательстве РФ. В соответствии со ст. ст. 46 УПК РФ подозреваемый вправе знать в чем он подозревается. В соответствии со ст. 92 УПК РФ после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. В таком протоколе, в частности, указываются основания и мотивы задержания подозреваемого, а копия его вручается подозреваемому. Более того, в течение 24 часов с момента фактического задержания задержанный должен быть допрошен в качестве подозреваемого. При этом перед началом допроса ему должно быть разъяснено, в чем он подозревается.
В- третьих, в соответствии с ч.ч. 3 – 4 ст. 5 Европейской конвенции, каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с пунктом c) части 1 статьи 5 Конвенции незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд. Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.
Это означает:
1) Доставление лица в суд должно происходить автоматически, нет необходимости в том, чтобы задержанный проявлял желание, чтобы вопрос о его содержании под стражей был рассмотрен судом. При этом он должен доставляться в суд «незамедлительно» что, по мнению Суда, означает, что этот срок должен исчисляться в часах.
2) Наличие обоснованного подозрения о совершении лицом преступления - это необходимое условие для лишения человека свободы в ходе уголовного преследования, поскольку нельзя оправдать лишение свободы лица, в отношении которого нет достаточных оснований даже предположить, что оно совершило преступление. В то же время для продолжительного лишения свободы недостаточно существования одного этого условия. Европейский суд по правам человека указывает на типичные причины, которые способны оправдать решение о продолжительном лишении свободы лица в рамках уголовного процесса. Это:
· возможность того, что лицо не явится на судебное разбирательство;
· возможность того, что лицо, находясь на свободе, воспрепятствует отправлению правосудия;
· возможность того, что лицо, оставаясь на свободе, совершит иное преступление;
· возможность возникновения общественных беспорядков.
При этом тяжесть преступления может учитываться, но не может служить единственным основанием для заключения под стражу.[31]
При этом содержание под стражей будет оправданным только если конкретные обстоятельства указывают на существование публичного интереса, преобладающего в конкретном случае над уважением личной свободы, несмотря на презумпцию невиновности.
3) Европейский суд настаивает на том, чтобы продолжительность содержания под стражей, исчисляемая с момента фактического задержания до момента вынесения приговора по делу, не превышала разумного срока, который должен оцениваться в каждом случае с учетом особенностей каждого дела и поведения подозреваемого, обвиняемого, его защитника (не препятствовала ли их деятельность обеспечению быстроты производства по делу).
4) У лица, лишенного свободы до суда, должны иметься гарантии того, что проверка законности и обоснованности содержания его под стражей будет осуществляться периодически, с небольшими промежутками, поскольку основания для лишения свободы, имевшиеся, например, на начало предварительного расследования, могут впоследствии отпасть, исчезнуть. Так, в начале предварительного расследования может иметь существенное значение опасность того, что, оставаясь на свободе, подозреваемый может оказать воздействие на свидетелей. однако с ходом предварительного расследования, после проведения допросов этих свидетелей, собирания других доказательств, указанная опасность становится менее значительной и может оказаться недостаточной для обоснования необходимости дальнейшего содержания лица под стражей.
5) Процедура, в которой судебным органом осуществляется решение вопроса о законности и обоснованности ареста, хотя и не должна быть точно такой же, как процедура рассмотрения уголовного дела по существу, но, по своим гарантиям, должна быть приближена к ней с учетом суровости и продолжительности лишения свободы до суда. В частности Суд указывал на необходимость следующих гарантий справедливости соответствующей судебной процедуры: присутствие заинтересованного лица и/или его представителя, равенство прав сторон: прокурора и заключенного под стражу лица, наличие судебного следствия, в рамках которого были бы исследованы конкретные факты, на которые ссылаются стороны, суд должен быть независимым и беспристрастным.
Применительно к уголовно-процессуальному законодательству РФ это выражается в следующем:
1) Задержанный должен предстать перед судом в течение 48 часов с момента задержания. Это вытекает из положений ст.ст. 10, 94, 108 УПК РФ. Если этого не произошло, то по истечении 48 часов он должен быть освобожден.
2) Срок задержания по общему правилу не может быть более 48 часов. В пункте 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ предусмотрено право судьи продлить задержание на срок не более 72 часов по ходатайству одной из сторон для предоставления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.
Для того чтобы лишение свободы в ходе уголовного процесса могло продолжаться более 5 суток, к лицу должна быть избрана мера пресечения в виде лишения свободы или домашнего ареста. Однако, в соответствии со ст.ст. 97, 99 и 108 УПК РФ, любая мера пресечения может быть избрана только при наличии одного из оснований, предусмотренных в ст. 97 УПК РФ (т.е. при наличии достаточных оснований полагать, что при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда или может продолжать заниматься преступной деятельностью или может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу). Эти основания в достаточной степени соответствуют тем, что сформулированы Европейским судом по правам человека. Кроме того, в ст. 108 УПК РФ сформулированы дополнительные условия, без наличия которых нельзя выбрать в качестве меры пресечения заключение под стражу, а следует обойтись иной мерой пресечения, не посягающей на свободу и личную неприкосновенность обвиняемого, подозреваемого. При этом в постановлении судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение.
Таким образом, наличие обоснованного подозрения в совершении лицом преступления не может служить в соответствии с УПК РФ единственным основанием для длительного (более 5 суток) лишения свободы лица, в отношении которого ведется уголовное преследование.
3) Сроки содержания под стражей ограничены. Они определяются в ст. 109 и 255 УПК РФ. Продление срока содержания под стражей допускается только в случае, если сохраняются основания для избрания этой меры пресечения.
4) Предусмотренный уголовно-процессуальным законом порядок периодического контроля за наличием оснований для продления срока содержания под стражей предназначен для того, чтобы гарантировать, что лицо не будет долго находиться под стражей, если основания к применению данной меры пресечения уже отпали.
5) Порядок рассмотрения судом вопроса о возможности избрания заключения меры пресечения в виде заключения под стражу или продления срока содержания под стражей является упрощенным, по сравнению с порядком рассмотрения уголовного дела по существу, но содержит в себе основные гарантии такого порядка: лицо, в отношении которого судом решается вопрос о заключении под стражу, его защитник (если он участвует в деле), также как и прокурор, являются обязательными участниками судебного заседания. Только в случае объявления обвиняемого в международный розыск, решение судом вопроса о его аресте может приниматься в его отсутствие. Участники со стороны защиты имеют право ознакомиться с теми материалами, которые представляются стороной обвинения с целью обоснования необходимости заключения под стражу. В ходе судебного заседания обе стороны получают возможность представить суду свои аргументы. Обеспечивается и беспристрастность суда. В дополнение к общим гарантиям беспристрастности, ч.13 ст. 108 УПК РФ предусматривает недопустимость возложения полномочий по решению вопроса о возможности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел. Установлено это правило, по-видимому, для того, чтобы избежать возникновения «связки»: судья – прокурор, что могло бы привести к постепенной потере судьей качества беспристрастности по отношению к материалам, представляемым данным прокурором.