Требования охраны труда во время работы. 3.1. Перед выездом ССПС с места стоянки необходимо убедиться
3.1. Перед выездом ССПС с места стоянки необходимо убедиться, что:
убраны тормозные башмаки, на рельсах нет предметов, препятствующих движению, и ручной тормоз отпущен;
ворота полностью открыты и закреплены от самопроизвольного закрывания;
на подножках, площадках, лестницах, на кране и монтажной площадке ССПС и в смотровой канаве, над которой он будет двигаться, нет людей;
стрела крана, стрела и рукоять крана-манипулятора, монтажная площадка зафиксированы транспортными креплениями.
3.2. Перед началом движения ССПС машинист должен подать соответствующий звуковой сигнал. Въезд (выезд) ССПС в (из) производственной базы должен производиться по установленному для местных условий огню сигнализации данного пути и по команде и под наблюдением руководителя работ. Скорость передвижения ССПС при вводе (выводе) на открытые позиции пути не должна превышать 3 км/ч.
3.3. Маневровая работа на путях производственных баз и дистанций пути должна производиться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и местных инструкций по производству маневровой работы на базах.
Маневры толчками, а также сцепление и расцепление транспортных средств во время движения не допускается. Скорость движения ССПС по территориям производственных баз не должна превышать 5 км/ч.
3.4. Работы по погрузке и выгрузке материалов верхнего строения пути и другого технологического оборудования крановыми установками и кранами-манипуляторами, производящиеся на закрытом для движения поездов пути или перегоне, на междупутье с нарушением габарита подвижного состава по соседнему пути или на соседний железнодорожный путь на перегонах и станциях допускается проводить только при обязательном закрытии движения поездов по соседнему пути.
До пропуска поезда по соседнему пути работа ССПС должна быть прекращена, а рабочие органы, инструмент и используемые материалы убраны со стороны междупутья за пределы габарита приближения строений этого пути.
3.5. Работа с краном (краном-манипулятором), установленным на ССПС, должна вестись под руководством дорожного мастера или бригадира пути, назначенного (приказом по структурному подразделению) ответственным за безопасное производство работ кранами.
Погрузо-разгрузочные работы на электрифицированных участках должны выполняться в соответствие с «Правилами электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей»
3.6. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ в зимнее время, скользкие поверхности мест прохода в рабочей зоне необходимо посыпать песком или шлаком.
3.7. Машинисту и помощнику машиниста запрещается осуществлять с помощью ССПС перемещение другого подвижного состава, масса которого превышает значения, допускаемые эксплуатационной документацией этого ССПС.
3.8. Перед началом движения ССПС все ее оборудование и груз должны быть надежно закреплены в транспортном положении.
3.9. До начала движения ССПС двери кабины машиниста должны быть закрыты.
3.10. Во время движения ССПС машинисту и помощнику машиниста, а также пассажирам, запрещается:
высовываться из боковых окон кабины;
открывать входные наружные двери и высовываться из них, за исключением случаев отправления с железнодорожной станции или платформы;
находиться на кране, лестницах, подножках и автосцепных устройствах ССПС.
3.11. Подниматься на ССПС и выходить из него при движении не допускается. Спускаться с ССПС следует только повернувшись к нему лицом и держась обеими руками. Не допускается отлучаться от ССПС во время его работы, передавать управление другому лицу, не имеющему на это право.
3.12. Запрещается сходить с ССПС, если по смежному пути приближается или движется подвижной состав.
3.13. Запрещается осматривать и ремонтировать ССПС при прохождении поезда по смежному пути.
3.14. При остановке ССПС в пути из-за возникшей неисправности необходимо затормозить его и только после этого приступать к осмотру или ремонту. При этом машинист (или его помощник) должен оставаться в кабине.
Работы по устранению возникших неисправностей и смазке узлов должны производиться только после остановки силового привода.
3.15. Численность работников, перевозимых на ССПС, не должна превышать нормы, установленные инструкциями по ее эксплуатации и количество мест, специально оборудованных для их удобного и безопасного сидения.
3.16. При подходе ССПС к тоннелю необходимо закрывать все окна и двери в кабине.
3.17. На время прохода поезда по соседнему пути машинист и помощник машиниста должны оставаться в кабине ССПС, работы должны быть прекращены, рабочие органы и грузоподъемное оборудование, инструмент и материалы установлены за пределы габарита приближения строений этого пути, а также приняты все необходимые меры по безопасному проследованию поезда.
При прохождении скоростного поезда все эти мероприятия должны быть завершены за 10 минут до его появления.
3.18. При нахождении на ССПС запрещается иметь в руках предметы, которые можно случайно приблизить на расстояние менее 2 м к контактным проводам или проводам воздушных линий, находящихся под напряжением, а также произвести касание их.
3.19. Машинисту и помощнику машиниста запрещается подъем на конструктивные части ССПС или любую другую площадку с приближением на расстояние менее 2 м к устройствам контактной сети и воздушным линиям электропередачи, находящимся под напряжением.
3.20. При эксплуатации и ремонте необходимо не допускать попадания смазочных материалов или топлива на электрооборудование, кабели и пол ССПС.
3.21. Кран (кран-манипулятор) и площадка монтажная на ССПС допускается к работе только при наличии в его паспорте отметки о прохождении освидетельствования.
3.22. Погрузка и выгрузка материалов верхнего строения пути должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76 и ГОСТ 12.3.020-80.
3.23. Машинисту и помощнику машиниста запрещается самовольная остановка ССПС для работы вблизи линии электропередачи (до получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ).
3.24. Машинист должен работать под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами при перемещении груза, на который не разработана схема строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами.
3.25. При перемещении грузов машинист должен руководствоваться следующими правилами:
приступать к работе с грузоподъемным краном, монтажной площадкой, краном-манипулятором разрешается только после постановки ССПС на тормоза и, при необходимости, на аутригеры;
устанавливать ССПС необходимо так, чтобы при работе расстояние между концом стрелы крана при любом ее положении и строениями, штабелями грузов или другими окружающими предметами было не менее 1 м;
не допускать к обвязке или зацепке любого груза лиц, не имеющих удостоверения стропальщика;
не применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм, не соответствующие массе и характеру груза;
работать краном и краном-манипулятором при производстве погрузочно-выгрузочных работ можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подаёт сигнал, действуя в нарушение требований инструкции, то машинист по такому сигналу не должен производить требуемого маневра. За повреждения, причиненные действием крана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несет ответственность, как машинист, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между стропальщиком и машинистом должен производиться по установленному на предприятии порядку. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
машинист и помощник машиниста должны знать грузоподъемность крана и крана-манипулятора для каждого вылета и не допускать его перегрузки;
перед подъемом груза необходимо предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана лиц о необходимости уйти из зоны движения перемещаемого груза и зоны возможного его падения. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в этих зонах;
масса, загружаемых на ССПС материалов, не должна превышать его конструктивной грузоподъемности;
устанавливать крюк подъемного механизма над грузом необходимо так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната;
укладку грузов на штабеля, платформы и транспортные средства, а также снятие, необходимо производить, не нарушая их габаритов устойчивости и равновесия;
производить одновременно перемещение ССПС и любые манипуляции с грузом запрещается;
строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона;
стропы общего назначения должны подбираться так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.
3.26. При производстве работ машинисту запрещается:
отрывать крюком или грейфером груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, прикрепленный болтами, залитый бетоном и т.п.;
освобождать краном защемленные грузом грузозахватные приспособления (траверсу, стропы, цепи, клещи и т.п.);
поднимать груз с поврежденными петлями, неправильно застропованный (обвязанный) или находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;
поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;
укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы.
3.27. Крюк подъемного механизма необходимо устанавливать как можно точнее над центром тяжести груза так, чтобы при его подъеме исключалось неравномерное натяжение строп.
3.28. При погрузке и выгрузке краном ССПС машинист и помощник машиниста должны соблюдать следующие правила безопасности:
приступать к работе разрешается только после приведения в действие автоматического или ручного тормоза и дополнительных опор (выключателей рессор);
масса поднимаемого груза не должна превышать грузоподъемность крана (крана-манипулятора);
захватывать груз так, чтобы исключить смещение или падение его частей;
перед началом каждого подъема груза необходимо проверять надежность его зацепления;
захват рельса при его подъеме должен осуществляться не менее чем в двух местах;
если строповка рельсов при выгрузке и погрузке производится с помощью рельсовых захватов, то они должны быть оборудованы замками против саморасцепа;
при подъеме груза (особенно если его масса близка к максимальной грузоподъемности крана) он должен быть предварительно поднят на высоту не более 300 мм для проверки надежности действия тормоза механизма подъема, правильности строповки и отсутствия нарушений балансировки;
горизонтальное перемещение груза краном должно производиться на высоте не менее 0,5 м от всех встречающихся на пути предметов. Перемещение груза над людьми запрещается;
поддерживать и направлять поднимаемый груз необходимо только специальными оттяжками, находясь от него на расстоянии не менее 2 м;
рельсы на ССПС необходимо укладывать между кабиной и бортом с каждой стороны в два ряда. Рельсы длиной 25 м необходимо грузить на ССПС с прицепленной к ней платформой при помощи траверсы. Рельсы должны быть надежно закреплены, а борта ССПС и платформы закрыты;
при движении ССПС пакеты шпал и любой другой груз должны располагаться на ее погрузочной площадке таким образом, чтобы обеспечивался необходимый обзор машинисту. Груз должны быть надежно увязан и закреплен на ССПС в пределах габарита подвижного состава.
3.29. По окончании погрузки, выгрузки или при перерыве в работе оставлять груз в подвешенном состоянии запрещается.
3.30. Выгрузка и погрузка металлических деталей скреплений, поставляемых без тары, должны производиться с применением магнитной плиты. При таких работах запрещается обслуживающему персоналу находиться ближе 2 м от места возможного падения этих деталей.
3.31. Погрузка и выгрузка шпал и брусьев, пропитанных масляными антисептиками, должна производиться в спецодежде и спецобуви. Перед началом работ их руководитель должен выдать работающим защитную пасту для смазывания лица, рук, шеи и других открытых частей тела, а по окончании работ обеспечить возможность мытья теплой водой с мылом.
3.32. Запрещается подтаскивать груз поворотом стрелы или крюком при косом натяжении каната, раскачивать или стремительно опускать груз для удара.
3.33. При повреждении грузозахватных приспособлений работа с ними должна быть прекращена до устранения неисправности.
3.34. При обслуживании контактной сети со снятием напряжения, перед выполнением команды руководителя работ на подъем и перемещение монтажной площадки, машинист должен убедиться в наличии установленной на контактную сеть и используемой в качестве второго заземления инвентарной заземляющей штанги ССПС.
Исходя из местных условий и принятой технологии безопасного производства работ, необходимость применения в качестве второго заземления не инвентарной, а переносной заземляющей штанги устанавливается согласно Правилам безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО «РЖД» от 16 декабря 2010 г. № 103 и Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети от 16 декабря 2010 г. № 104.
3.35. На ССПС дистанций электроснабжения машинисту запрещается принимать непосредственное участие в обслуживании контактной сети с рабочей площадки ССПС.
3.36. Машинист не имеет права отлучаться при работе стажера с монтажной площадкой.
Стажеру и другим лицам управлять монтажной площадкой в отсутствие машиниста запрещается.
3.37. Прежде чем осуществить какое-либо движение монтажной площадкой, машинист обязан убедиться в том, что стажер находится в безопасном месте, в зоне работы монтажной площадки нет посторонних людей, а рабочие пристегнуты предохранительными поясами к ограждению монтажной площадки.
3.38. При внезапном отключении привода механизма подъема монтажной площадки машинист должен принять меры для безопасной эвакуации рабочих с монтажной площадки.
3.39. Запрещается переезд ССПС от одного места работы на другое с находящимися на монтажной площадке рабочими, не пристегнутыми предохранительными поясами к ее ограждению.
3.40. Передвижение ССПС под линией электропередачи должно производиться только при опущенной монтажной площадке.
3.41. При подъеме максимальная масса груза (людей и груза) не должна превышать номинальную грузоподъемность монтажной площадки.
3.42. Установка ССПС для выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ, в котором должны предусматриваться:
соответствие установленной монтажной площадки условиям строительно-монтажных или ремонтных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету;
обеспечение безопасного расстояния от линии электропередачи и мест движения транспортных средств, а также безопасных расстояний приближения монтажной площадки к любым сооружениям и местам складирования грузов;
условия безопасной работы несколькими машинами в непосредственной близости друг от друга;
мероприятия по безопасному производству работ на участке пути, где установлен ССПС (ограждение ремонтной зоны, отключение электросети, шунтирование и т.п.).
3.43. При подъеме монтажной площадки с рабочими и ее перемещении в затрудненных условиях, при плохой видимости и других обстоятельствах, когда затруднен обзор, машинист и помощник машиниста должны руководствоваться следующими правилами:
перемещать монтажную площадку следует только по сигналу сигнальщика;
если сигнальщик подает сигнал, действуя вопреки производственной инструкции, машинист не должен производить требуемого маневра монтажной площадкой. За повреждения, причиненные перемещением монтажной площадки, а также за нанесение травм рабочим вследствие выполнения поданного неправильного сигнала несут ответственность, как машинист, так и сигнальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между сигнальщиком, рабочими на монтажной площадке и машинистом должен производиться в соответствии с общепринятой знаковой сигнализацией. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
при подъеме и опускании монтажной площадки с рабочими вблизи стены, столба, штабеля или любого оборудования необходимо предварительно убедиться в отсутствии рабочих между ней и указанными частями здания или оборудованием, а также в невозможности задевания монтажной площадкой за любое оборудование.
3.44. При производстве работ с монтажной площадкой и при ее передвижении на электрифицированных железнодорожных линиях необходимо руководствоваться «Правилами электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей».
3.45. При подъеме рабочих на монтажной площадке машинисту запрещается:
допускать для этой работы рабочих, не имеющих разрешения на работу на высоте и не прошедших инструктаж;
производить резкие движения монтажной площадкой, если в ней находятся рабочие или груз;
передавать управление монтажной площадкой лицам, не имеющим разрешения от руководителя работ, а также допускать к самостоятельному управлению учеников и стажеров без своего наблюдения за ними.
3.46. Машинист обязан опустить монтажную площадку с людьми или груз и прекратить работу в следующих случаях:
при приближении грозы или сильном ветре;
при недостаточной освещенности места работы, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы сигналиста или нарушаются условия безопасного выполнения работ.