Производственный потенциал
Хозяйство региона имеет сложную отраслевую и территориальную структуру.
Отраслевая структура Ц это совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого хозяйственного комплекса представлена такими двумя сферами, как материальное производство (производственная сфера) и нематериальное производство (непроизводственная сфера).
Основу единого хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой трудится 68,7% от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности.
Производственная сфера включает:
отрасли, создающие материальные блага потребителю Ц промышленность, сельское хозяйство, строительство;
отрасли, доставляющие материальные блага потребителю Ц транспорт, связь;
отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, Ц торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
Непроизводственная сфера Ц это условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности которых принимают преимущественно форму услуг.
К непроизводственной сфере относят:
жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения;
пассажирский транспорт;
связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения);
здравоохранение, физическую культуру;
просвещение;
культуру;
науку и научное обслуживание;
кредитование, финансирование и страхование;
управление;
общественные организации.
Ведущее место в структуре хозяйства любого региона России принадлежит промышленности.
Промышленность подразделяется на:
добывающую, к которой относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, а также с добычей морского зверя, ловлей рыбы и других продуктов моря;
обрабатывающую, к которой относятся предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, а также по переработке продукции сельского хозяйства, лесного и другого сырья.
Оценка роли региона в национальной экономике, методы, показатели; производственная специализация регионов; экономическая структура в территориальном аспекте, закономерности ее трансформации; структурная политика и структурная перестройка.
На уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:
· ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
· средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
· продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
· уровень образования;
· уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
· уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
· состояние окружающей среды;
· равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
· обогащение культурной жизни людей.
Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:
· создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
· регулирование деловой активности;
· прямая кооперация администрации региона и бизнеса.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
· ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
· интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
· величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода [2].
В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.
Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:
· национальный доход на душу населения;
· уровень потребления отдельных материальных благ;
· степень дифференциации доходов;
· продолжительность жизни;
· уровень физического здоровья;
· уровень образования;
Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:
· индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);
· индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);
· общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).
Эффективная воспроизводственная модель должна опираться на инновации и повышение эффективности. Поэтому мобилизация структурных, технологических и социальных источников повышения эффективности становится не только предпосылкой, но и содержанием роста, одним из его важнейших ориентиров. Требуется создать механизм согласования интересов различных участников социально-экономических процессов. Реализация промышленной политики будет сопровождаться структурной ломкой, нарастанием дифференциации и напряженности между отдельными секторами хозяйства, перераспределением ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в интенсивно развивающиеся образования. Все это может порождать напряженность, которая должна гаситься осознанной и целенаправленной социально-экономической политикой государства и региональных властей.
Основная задача региональных властей - создание общественной предпосылки, необходимой для успешной реализации промышленной политики.