Тема. Методы приемы экономического анализа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Методические указания и варианты аудиторных работ

для студентов очной и заочной формы обучения

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Управленческий АНАЛИЗ

Наименование направления подготовки

«Экономика»

Наименование профиля подготовки

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Автор: Надольская Н.А. ,

Екатеринбург

Тема. Методы приемы экономического анализа.

Задание 1.

Метод цепных подстановок расчета факторов применим для расчета факторов во всех типах факторных моделях.

Зависимость объема выпуска продукции (N) от среднегодовой численности персонала (Ч) и выработки (В) описывается двух факторной моделью:

N = Ч × В Показатели, определяющие объем выпуска продукции, содержатся в (таб. 1.1).

Табл. 1.1

Показатель Базисный период (0) Отчетный период (1) Отклоне-ние
1. Объем выпуска продукции, тыс. р.
2. Среднесписочная численность персонала, чел.
3. Выработка на одного работника, тыс. р./чел. (стр.1 / стр.2)

Решение.

Численная реализация алгоритма расчета включает три этапа:

1) базисная величина: N0 = Ч0 × В0 = 15 × 320 = 4800

2) промежуточное условное значение: N* = Ч1 × В0 = 16 × 320 = 5120

3) отчетная (фактическая) величина:

N1 = Ч1 × В1 = 16 × 370 = 5920

∆N(Ч) = 5120 – 4800 = + 320

∆N(В) = 5920 – 5120 = + 800

Совокупное влияние факторов: ∆N(Ч) + ∆N(В) = + 320 + 800 = 1120

Табл. 1.2 Влияние факторов.

Фактор Размер влияния, тыс. р. Уд. вес влияния %
Среднесписочная численность персонала 28,57
Выработка 71,43
Итого

Удельный вес влияния каждого фактора рассчитывается как отношение его влияния к совокупному отклонению.

По приведенному расчету можно сделать вывод: выпуск продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным возрос на 1120 тыс. р., в том числе за счет увеличения среднесписочной численности персонала – на 320 тыс. р. за счет роста выработки – на 800 тыс. р. Прирост объема выпуска продукции на 71,43% обеспечен ростом качественного показателя производительности труда и на 28,57% - дополнительным привлечением работников. Таким образом, прирост выпуска продукции объясняется в основном факторами интенсивного развития.

Задание 2.

Метод абсолютных разниц – применяется для расчета факторов только в мультипликативных и мультипликативных - аддитивных − моделях:

Z = (а – в) × с и Z = а × (в – с)

Используем данные табл. 1.1 – определим факторы методом абсолютных разниц:

∆N(Ч) = ∆Ч × В0 = 1 × 320 = + 320

∆N(В) = ∆В × Ч1 = 50 × 16 = + 800

+ 1120

Изменение последовательности подстановки дает другие результаты:

∆N(В) = ∆В × Ч0 = 50 × 15 = + 750

∆N(Ч) = ∆Ч × В1 = 1 × 370 = + 370

+ 1120

∆N1(Ч) = 370 × (+1) = + 370

Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru

∆N2(Ч) = 320 × (+1) = + 320

∆N1(В) = 15 × (+50) = + 750

Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru

∆N2(В) = 16 × (+50) = + 800 _____

+ 1120

Задание 3.

Метод относительных разниц – применяется для измерения влияния факторов (8 – 10 и более) на прирост результативного показателя только в мультипликативных моделях и используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов. Имеется мультипликативная модель типа Z = а × в × с.

По данным табл. 1.1 рассмотрим данный метод.

∆Nч = Nпл × Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru = + 320

∆Nв = (Nпл + ∆Nч) × Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru = (4800 + 320) × Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru = + 800

Задание 4.

Логарифмический метод – применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях.

Мультипликативная факторная модель: Z = x × y × a × в

может быть представлена в виде: lgZ = lgx + lgy + lga + lgb

По данным табл. 1.1 определим общее отклонение результата:

∆Z = kч + ∆Z + kb × ∆Z

Cледовательно, коэффициенты получаются равными:

kч = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru = 0,308

kb = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru = 0,692

Коэффициенты kч и kb представляют собой удельные веса влияния каждого фактора на совокупный показатель.

Рассчитанные значения отличаются с данными табл. 1.2

Расчет величины влияния каждого фактора на совокупный показатель:

∆Nч = 1120 × 0,308 = 345 тыс. р.

∆Nв = 1120 × 0,692 = 775 тыс. р.

1120 тыс. р.

Задание 5.

Метод долевого участия – состоит в определении доли прироста каждого фактора в общей сумме их прироста.

Рассчитанную долю умножают на общий прирост совокупного показателя.

Метод применяется к аддитивным моделям – для оценки влияния факторов второго или третьего порядков.

Рассмотрим модель зависимости фонда заработной платы от средней заработной платы и численности персонала:

ФЗ = ЗП × Ч

где: ФЗ – фонд заработной платы;

ЗП – средняя заработная плата;

Ч – среднесписочная численность.

ЗП = ТС + ДН + ДЗ

где: ТС – тарифные ставки;

ДН – доплаты, надбавки;

ДЗ – дополнительная заработная плата.

Рассмотрим модель зависимости фонда заработной платы от средней заработной платы и численности персонала: ФЗ = ЗП × Ч

Модель: ФЗ = (ТС + ДН + ДЗ) × Ч

Пользуясь метод разниц, рассчитаем влияние ЗП и Ч на изменение фонда заработной платы ФЗП по данным (табл. 1.3).

Таблица 1.3.

  Показатель Базисный период (0) Отчетный период (1) Отклоне-ние
Фонд заработной платы (ФЗ) В том числе +68000
• по тарифным ставкам +17000
• доплаты, надбавки +37000
• дополнительная заработная плата +14000
Среднесписочная численность персонала, (Ч) +1
Среднегодовая заработная плата, (ЗП) +3250
В том числе:      
• тарифные ставки, (ТС) +346
• доплаты, надбавки, (ДН) +2129
• дополнительная заработная плата, (ДЗ) +775

∆ФЗ(Ч) = + 1 × 1600 = 16000 тыс.р., что соответствует ∆Ч × ЗП0

∆ФЗ(ЗП) = + 3250 × 16 = 52000 тыс.р., что соответствует ∆ЗП × Ч1

∆ФЗ = ∆ФЗ(Ч) + ∆ФЗ(ЗП) = 68000 тыс.р.

Для определения влияния каждого вида выплат на изменение фонда заработной платы рассчитаем долю (Д) влияния каждого вида выплат на среднюю заработную плату:

ДТС = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru

ДДН = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru

ДДЗ = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru

Влияние каждого фактора выплат на фонд ЗП составит:

∆ФЗ(ТС) = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru

∆ФЗ(ДН) = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru

∆ФЗ(ДЗ) = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru

Итого 52000р.

Таблица 1.4

  Показатель Размер влияния р. Доля влияния на фонд ЗП, % Доля влияния на среднюю ЗП, %
Среднесписочная численность персонала, Ч 23,5  
Среднегодовая заработная плата, ЗП 76,5  
• тарифные ставки ТС   10,65
• доплаты, надбавки, ДН   62,5
• дополнительная заработная плата, ДЗ 23,85
 

Задание 6.

Индексный метод − основан на построении факторных (агрегированных) индексов. Применение этих индексов означает последовательное элиминирование влияния отдельных факторов на совокупный показатель. Преимущество индексного метода состоит в том, что он позволяет произвести «разложение» по факторам не только абсолютное изменение показателя, но и относительное. Так, чтобы установить, как изменилась стоимость товарной продукции за счет количества произведенной продукции и за счет цен, необходимо рассчитать индекс физического объема (Jq) и индекс цен (Jр).

Jq = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru ; Jр = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru ;

Задание 7.

Интегральный метод − носит универсальный характер т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям.

По нашим данным:

∆N(х) = В0 × Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru = 320 × 1 + Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru × 50 × 1 = 345 тыс. р.

∆N(y) = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru = 15 × 50 + Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru × 50 × 1 = 775 тыс. р.

1120 тыс. р.

Задание 8.

Методика определение величины резервов включает следующие способы расчета резервов: прямой счет; сравнение; детерминированный факторный анализ; математическое программирование; маржинальный анализ и др.

Например, обозначим возможность увеличения выпуска продукции - Р↑VВП, дополнительное количество ресурсов, которое привлечет предприятие, − ДР, фактический расход ресурсов на единицу продукции – Урф, фактическая ресурсоотдача – РОф.

Тогда определение резерва увеличения выпуска продукции производится по следующей формуле:

Р↑VВП = ДР / УРф; или Р↑VВП = ДР × РОф

Таблица 1.5. Исходные данные для определения резерва увеличения объема продукции.

  Фактор Условное обозначение Значение показа-теля
Фактический расход материальных ресурсов в текущем году, кг. УРф
Резерв уменьшения затрат ресурсов на единицу продукции, в результате внедрения достижений науки и передового опыта, кг. Р↓УР
Планируемый расход на единицу продукции с учетом выявленных резервов его снижения. кг. УРплан = = УРф − Р↓УР
Плановый объем выпуска продукции, шт. VВП план
Объем экономики материальных ресурсов на весь объем продукции, кг. V↓МЗ = = VВП план × хР↓УР    
Расход материальных ресурсов на весь объем продукции планируемый, кг. VМЗ = УРплан × × VВП план
Уровень ресурсоотдачи, щт./кг. РОплан = VВП план / VМЗ 0,1
Резерв увеличения производства продукции, щт. Р↑VВП

Р↑VВП = Тема. Методы приемы экономического анализа - student2.ru = 6100 шт.

Р↑VВП = Р↓УР × VВП план × РОплан = 2 × 30500 × 0,1 = 6100 шт.

Вывод. По данным определено, что после внедрения достижений науки и передового опыта предприятие сэкономит 61 000 кг. материальных ресурсов. За счет сэкономленных материальных ресурсов организация может произвести дополнительное количество продукции (резерв) – 6100 шт.

Наши рекомендации