Принципы и закономерности управления
К закономерностям процесса управления относятся:
- непрерывность — непрерывная последовательность выполнения, сменяемости и повторяемости одних и тех же видов работ (управленческий цикл);
- стадийность — формирование целей, определение альтернатив реализации целей и отбор наиболее эффективной организации исполнения решения, контроль за исполнением и оценка результатов;
- общность — независимо от разнообразия объектов управления существует общность функций, приемов и методов управления, содержания управленческого цикла, процесса (технологии) выработки и принятия решений и т.д.; - согласованность — установление и поддержание объективно требуемых количественных и качественных взаимосвязей между различными видами управленческого труда, последовательности его осуществления в пространстве и времени, взаимосвязи между целями и средствами их достижения.
Принцип (лат. — начало, основа) — исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.п. Применительно к науке управления это требования к построению органов управления, методам осуществления управленческих функций и т.д. В принципах обобщены законы и закономерности развития организационных систем, оправдавший себя опыт управления.
Все принципы управления условно можно разделить на следующие группы:
- общие для всех видов управления, которые относятся ко всем компонентам системы управления;
- специфические, которые относятся к управлению организационными системами;
- принципы, относящиеся к отдельным частям системы управления.
Общие (кибернетические) принципы управления следуют из объективных законов развития общества и природы.
К ним относятся принципы:
- системности;
- иерархичности;
- обратной связи;
- адаптивности;
- необходимого разнообразия;
- внешнего дополнения;
- пропорциональности;
- устойчивости;
- развития.
Принцип системности означает, что функции управления выполняются не как отдельные самостоятельные виды деятельности, а с учетом функционирования системы в целом. Все элементы системы управления взаимосвязаны и рассматриваются как средство достижения ее конечных целей (системная организация элементов).
Принцип иерархичности предполагает рассмотрение сложных и больших систем как многоуровневых пирамид, в которых выделяются элементы уровней управления. Каждая ступень уровней осуществляет управленческие воздействия на нижестоящие ступени, но одновременно и сама управляется элементами вышестоящего уровня.
Высший уровень органов управления формулирует наиболее общие и глобальные цели и задачи, вырабатывает стратегию.
Средний уровень отвечает за частичные задачи в рамках крупных целей, служит связующим звеном во взаимодействии органов управления с исполнителями.
Низший уровень — исполнители — обеспечивает исполнение конкретных задач.
Принцип обратной связи базируется на выводах о замкнутости систем управления, т.е. получении информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую, путем сравнения достигнутого состояния управляемого объекта с заданным.
Смысл принципа заключается в установлении зависимости личных, коллективных и общественных интересов от результатов управления системами. Обратная связь представляет собой регулирующее и вместе с тем защитное средство. Поступающая по каналам обратной связи информация позволяет обнаружить расхождение и отрегулировать поведение системы в соответствии с заданной целью.
Принцип адаптивности — способность системы предпринимать адекватные действия на многообразные воздействия внешних и внутренних факторов. Для организации важно, чтобы она могла приспособиться к постоянным изменениям социальных, политических, экономических, нормативно-правовых и других факторов, а также к конъюнктуре рынка.
Для практической реализации этого принципа должно существовать соответствующее подразделение органа управления (отдел, бюро, группа, специалисты), в функции которого входят мониторинг и выявление проблем.
Принцип необходимого разнообразия. Для управления нужна информация, как о задачах управления, так и о его результатах. В процессе развития на систему воздействуют различные силы — возмущения, которые можно назвать силами дезорганизации (аварии, поломки оборудования, ошибки планирования, непредполагаемое поведение исполнителей и т.д.).
Полная дезорганизация (хаос) возникает в случае, если система находится в состоянии полной неопределенности, равновероятно принимая различные состояния. Кибернетика рассматривает информацию как объект, устраняющий неопределенность и измеряющий информацию количеством данной неопределенности. Одна из важнейших численных характеристик системы — разнообразие, определяемое множеством состояний, которые она может принимать. Задача управления состоит в уменьшении разнообразия управляемой системы по сравнению с абстрактно возможным (в идеальном случае — в сведении множества всех ее состояний, возможных как результат влияния среды или действия внутренних причин, к подмножеству, включающему лишь состояние, оптимальное по отношению к цели управления).
Закон необходимого разнообразия утверждает, что необходимая для решения этой задачи избирательная способность управляющей системы обусловливается величиной уменьшения разнообразия объектов управления, которого необходимо достигнуть. Понятие избирательной способности в конкретных случаях имеет смысл собственного разнообразия управляющей системы и его способности обрабатывать необходимое количество информации, и т.д. Количественную оценку разнообразия больших систем удается практически получить крайне редко.
На качественном уровне закон необходимого разнообразия в практических разработках может рассматриваться как следующие требования:
- система управления должна представлять собой модель управляемой системы;
- эффективное управление сложными системами неосуществимо с помощью простых средств, т.е. сложность управляющей системы должна соответствовать сложности объекта управления (в данном случае не просто сложность структуры органа управления, а его способность решать разнообразные проблемы и реагировать на разнообразные ситуации).
Принцип внешнего дополнения сформулировал Ст. Бир. Поводом для этого явилась ситуация, когда в 1950-е гг. теоретики и практики управления усиленно разрабатывали теории количественных изменений (кибернетика, математическое моделирование). Оказалось, что безупречные теоретические модели функционирования систем, процессов и организаций в целом не всегда дают ожидаемые результаты на практике. Возникают сбои, требующие корректирующих воздействий на систему извне. Ст. Бир пришел к выводу, что действие сложных процессов нельзя смоделировать без внешних дополнений, не входящих в саму модель, но влияющих на результаты деятельности системы. Эти операции назвали внешним дополнением, приводящим к коррекции математической модели. В качестве практических приемов внешнего дополнения может выступить организация маркетинговых обследований, рекламные мероприятия, создание резервов сырья и материалов и т.п. Принцип пропорциональности базируется на том, что существует рациональная соотносительность органов управления по объему выполняемых функций, решаемых задач, полномочий и технической оснащенности («пропускная способность» органов управления).
Принцип устойчивости — система управления сохраняет свою качественную определенность, несмотря на внешние и внутренние возмущения.
Принцип развития — система управления стремится достичь наибольшего суммарного потенциала своей деятельности на каждом этапе жизненного цикла объекта управления. Специфические принципы организации и управления производством: - оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении, находящееся в тесной связи с общим принципом (иерархичности). Его сущность заключается в распределении полномочий на принятие решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным считается подход, когда политика фирмы, т.е. цели и стратегия, разрабатывается на верхнем уровне, а оперативные решения принимаются на низовом;
- принцип рационального сочетания единоначалия и коллегиальности. Коллегиальность предполагает выработку решений с учетом коллективного мнения, с учетом мнений руководителей низшего звена.
При коллективности принятия решений (разновидности коллегиальности) решение принимается большинством голосов, например, акционеров;
- принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.
Всякое делегирование прав работнику накладывает на него ответственность. Более того, принимая делегированные права, работник принимает на себя признание акта соподчиненности, т.е. права вышестоящего руководителя давать указания и контролировать их исполнение;
- принцип демократизации управления основан на корпоративной собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление.
Существует ряд используемых в плановой экономике принципов, актуальных и в настоящий период, но требующих нового наполнения:
- эффективности и оптимальности;
- правильного подбора, расстановки и воспитания кадров;
хозрасчетных отношений (коммерческий расчет);
- сочетания отраслевого и территориального управления;
- обоснованной мотивации: материальной заинтересованности в сочетании с другими мотивами и т.д. Названные принципы действуют в сочетании друг с другом, комплексно, более того, в системном единстве.
Например, оптимальность функционирования системы управления невозможно обеспечить без осуществления принципа информационных связей (главным образом обратных), которые способны оптимизировать систему (принцип относительности) в соответствии с поставленными целями ее функционирования (принцип целеполагания). Принципы находятся в тесной логической взаимосвязи с основными категориями теории управления. Так, мотивация (т.е. активизация и стимулирование людей) здесь представлена как принцип, но в то же время это и функция управления. Иногда стимулирование (экономическое, моральное) относится и к методам управления. Но методы управления представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения поставленной цели.
Цель же в качестве ориентира регулирует действия. В этом смысле она выступает и как принцип управления (руководящей идеи, правила поведения — по определению). Вообще говоря, категория «метод» логически следует из категории «принцип управления», поэтому некоторые принципы и методы зачастую трудно разделить и их следует рассматривать в причинно-следственных связях и единстве.
-Основные правила построения , функционирования и развитие систем управления.
- основные правила и требования , которые вытекают их экономических законов и закономерностей и которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами.