Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу
Перекрестная эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара.
Индекс перекрестной эластичности Edс = DQd% товара Х / Dр% товара У.
Edс = (DQх/Dру) (ру/Qх).
1. Если х и у – независимые товары, то Edс = 0;
2. Если х и у – взаимозаменяемые товары, то Edс > 0;
3. Если х и у – взаимодополняющие товары, то Edс < 0.
Эластичость спроса по доходу – это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода.
EdI – коэффициент эластичности спроса по доходу.
EdI = DQd%/DId% = (DQd / DI)×(I/Qd).
Значение EdI зависит от характеристики товара.
- Если EdI > 0, то товар относится к категории «нормального или полноценного» товара;
- Если EdI < 0, то речь идет о неполноценных благах;
- EdI = 0 – для нейтральных товаров.
Значение EdI для нормальных товаров зависит от степени значимости товара для потребителя:
- если товар первой необходимости, то 0 < EdI < 1;
- для товаров второй необходимости или повседневного спроса - EdI = 1;
- для товаров длительного пользования и предметов роскоши EdI > 1.
Эластичность предложения: понятие, измерение, факторы. Три периода эластичности предложения во времени.
Эластичность предложения – это процентное измерение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены.
Esp = DQs%/Dp% = (DQs / Dp)×(p /Qs) – коэффициент эластичности предложения.
Реакция предложения на изменение цены может быть:
а) сильная – 1 < Esp < ¥ - предложение эластично (рис. 2.3.1);
б) слабая - 0 < Esp < 1 – предложение неэластично (рис. 2.3.2);
в) единичная реакция предложения по цене - Esp = 1 (рис. 2.3.3).
Возможны 2 крайних случая:
1. Esp = 0 – предложение абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна.
2. Esp = ¥ - предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна.
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
1. мобильность ресурсов;
2. время.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода – кратчайший, короткий, долгий.
В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично Esp = 0. Рост Р не изменяет S.
В условиях короткого периода, когда производственные мощности не изменяются. Предложение возрастает вследствие изменения других факторов производства – 0 < E < 1.
Долгий период предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение количества фирм в отрасли. Поэтому, эластичность предложения выше, чем в двух предыдущих случаях.