Международная конкуренция
|
■ Методы достижения конкурентных преимуществ на основе международной стратегии. Международная стратегия позволяет достичь конкурентных преимуществ или скомпенсировать невыгодные условия ведения бизнеса внутри страны путем разработки и реализации стратегических решений в двух направлениях:
1. Конфигурация бизнеса. Связана с тем, в каких и скольких странах выполняется каждый вид деятельности, входящей в цепочку ценности. Например, сборка может производиться в одной стране, а исследования и разработка продукции – в другой.
2. Координация бизнеса. Связана с выбором методов согласования деятельности, выполняемой в разных странах. Например, увязывание разрозненных видов деятельности в единую сеть или создание филиалов, использующих свою торговую марку, тактику сбыта и др.
Конфигурация бизнеса
При планировании международной деятельности компания сталкивается с необходимостью выбора по двум направлениям:
1. В скольких странах сосредоточить каждый вид деятельности, входящий в цепочку ценности?
2. В каких именно странах разместить ту или иную деятельность?
Возможны три стратегии международного развития.
Сосредоточение деятельности в одной-двух странах и вывоз готовой продукции за рубеж. Использование этой стратегии целесообразно в следующих случаях:
· имеет место значительный эффект масштаба;
· возможно снижение издержек по мере освоения нового товара;
· достигается высокая скоординированность взаимосвязанных видов деятельности.
Рассредоточение деятельности путем прямых зарубежных инвестиций. Данная стратегия предпочтительнее в отраслях с высокими расходами на транспортировку, связь или складирование, а также в случае существенных различий местных предпочтений потребителей. Основным условием эффективности рассредоточения является умение компании согласовывать деятельность отдельных филиалов.
Размещение деятельности связано с решением вопроса о выборе страны для ее осуществления. Основным критерием при выборе стратегии является меньшая стоимость факторов производства. В числе других критериев, используемых в последнее время, можно выделить: создание лучших условий для проведения НИОКР, получение доступа к специализированным навыкам, развитие отношений с ключевыми клиентами.
Координация бизнеса
Координация деятельности включает в себя обмен информацией, распределение ответственности и согласование усилий зарубежных подразделений компании.
Возможные направления и преимущества координации:
1. Накопление и трансферт знаний и опыта, полученных в разных странах. Если фирма научится эффективно организовывать производство в конкретной стране, то перенос этого опыта на предприятия в других странах может помочь компании достичь здесь аналогичных преимуществ.
2. Получение информации об ожидаемых изменениях (возможностях, угрозах) в структуре отрасли до того, как они станут очевидными всем.
3. Быстрое реагирование на изменение курсов валют и стоимость факторов производства. Например, постепенное наращивание объема производства в стране с выгодным курсом обмена может снизить общие расходы.
4. Усиление дифференциации продукции в случае, если потребители мобильны или относятся к разным национальным группам.
5. Гибкое реагирование на действия конкурентов: глобальная компания может выбирать, где и как сражаться с конкурентом.
n Направления международного развития бизнеса. Существует ряд стратегических альтернатив развития, которые используются в международной конкуренции:
· дочернее предприятие в полной собственности;
· совместное предприятие;
· лицензирование;
· договор о франшизе;
· оффшорное производство;
· экспорт и импорт.
Дочернее предприятие в полной собственности. Этот тип международной стратегии определяется как создание зарубежного предприятия, которое полностью принадлежит и контролируется транснациональной компанией. Дочернее предприятие, как правило, является частью формальной структуры организации, требует прямых вложений капитала и трудовых ресурсов. При этом возможны два варианта стратегического развития:
· создание предприятия на пустом месте – образование новых предприятий в иностранном государстве;
· частичное или полное поглощение зарубежных предприятий или их активов.
Совместное предприятие. Стратегия основывается на соглашении, согласно которому два или более партнеров владеют и управляют зарубежным предприятием.
Структура совместных предприятий бывает двух типов:
· недолевые совместные предприятия, в которых одна группа предоставляет услуги другой;
· долевые совместные предприятия. Предусматривают обоюдные финансовые вложения, производимые в деловое предприятие многонациональной компанией и местным партнером.
Организация совместного предприятия позволяет сэкономить финансовые вложения партнеров и снизить затраты на производство, продвижение и реализацию продукции.
Лицензирование. Это стратегия международного развития, при которой компания получает возможность производить продукт (услуги), разработанный кем-то и защищенный патентом. В типовом случае сторона, продающая лицензию, предоставляет разрешение другой стороне использовать патент, торговую марку или патентованную информацию в обмен на лицензионные платежи. Продажа обычно ограничивается пределами конкретного географического района и временем действия лицензии.
Договор о франшизе (франчайзинг) является формой лицензирования, при которой одна сторона разрешает другой вести деятельность, используя ее товарный знак, логотип, продукцию и методы ведения операций, а также предоставляет консультации по менеджменту, системе учета и т.п. Наиболее часто франшиза используется в розничной торговле, общественном питании, гостиничном деле и находит широкое применение в международном бизнесе (например, McDonald’s).
Оффшорное производство. Эта стратегия международного развития предполагает размещение за рубежом отдельных стадий производственного процесса с целью уменьшения затрат. Оффшорная фирма обычно размещается в стране с невысокой стоимостью ключевых для бизнеса ресурсов, при этом конечный продукт реализуется на внутреннем рынке страны, в которой зарегистрирована компания. Оффшорное производство получило широкое распространение в области электроники, производстве одежды.
Экспорт и импорт. Экспортно-импортные операции связаны с вывозом (ввозом) товаров из страны в страну для их продажи или использования, помещении капитала за границу с целью получения прибыли, предоставлением кредитов и займов иностранным компаниям. Преимущества данного варианта международного развития определяются относительно небольшими затратами по продвижению товаров за рубеж, наличием широкого спектра услуг для компаний, которые не обладают специалистами и опытом, возможностью использования этой стратегии в малом и среднем бизнесе.
Вопросы для контроля знаний
1. Сформулируйте понятие глобализации и назовите факторы, определяющие выбор международной стратегии развития.
2. Приведите методы достижения конкурентных преимуществ на основе международной стратегии.
3. Укажите возможные направления реализации стратегии международного развития.