Показания к применению анестезии нижнечелюстного нерва у овального отверстия

1. Операции по поводу остеомиелита нижней челюсти, когда

•остеомиелитический процесс локализован в участке нижней че­люсти, находящемся выше нижнечелюстного отверстия, или когда этот процесс распространяется из нижележащих участков че­люсти и на указанный участок.

2. Кистэктомия — радикальная операция по поводу кисты ниж­ней челюсти с полным удалением кистозной оболочки, при лока­лизации кисты в ветви нижней челюсти. При кистах ветви нижней челюсти приходится прибегать к анестезии у овального отверстия и при целости участка, лежащего выше нижнечелюстного отвер­стия, так как большая киста ветви часто так сильно деформирует (выпячивает) внутреннюю стенку ветви нижней челюсти, что невозможно правильно провести нижнечелюстную проводнико­вую анестезию ни внутри-, ни внеротовым путем.

3. Операции по поводу доброкачественных новообразований я фиброзной • остеодистрофии ветви нижней челюсти, когда они

.316

захватывают место, лежащее выше нижнечелюстного отверстия, или когда они вызывают деформацию челюсти, препятствующую правильному проведению нижнечелюстной проводниковой ане­стезии.

4. Операции по поводу анкилоза височно-челюстного сустава.

5. Необходимость алкоголизации нижнечелюстного нерва у овального отверстия. Во многих случаях невралгии третьей вет­ви тройничного нерва периферические алкогольные инъекции (подбородочная и нижнечелюстная) остаются безуспешными и лишь центральная, у овального отверстия, инъекция алкоголя

ликвидирует страдания больного.

6. Резекция и экзартикуляция нижней челюсти по поводу зло­качественного новообразования. В этих случаях применяется ане­стезия у овального отверстия, так как она обезболивает всю по­ловину нижней челюсти, притом глубже и длительнее, чем ниж­нечелюстная, даже в зоне анестезии последней. Наконец, при анестезии у овального отверстия (при всех ее путях) укол делает­ся значительно дальше от патологического очага челюсти, чем при уколе для нижнечелюстной проводниковой анестезии, что исклю­чает прокалывание инъекционной иглой злокачественного ново­образования.

Нужно еще отметить, что злокачественное новообразование

нижней челюсти, особенно саркома, часто деформирует ветвь нижней челюсти и делает невозможным правильное проведение

нижнечелюстной проводниковой анестезии.

7. Вмешательство по поводу травмы в области нижней че­люсти, в особенности, если место травмы расположено на пути прохождения инъекционной иглы для нижнечелюстной проводни­ковой анестезии.

Следует добавить, что при травме нижней челюсти, в особен­ности огнестрельной, часто наблюдаются сильные невралгические боли, которые удается полностью успокоить лишь применением обезболивающей инъекции у овального отверстия.

8. Анестезия у овального отверстия, разумеется, применяется независимо от локализации, размеров и характера патологиче­ского очага на челюсти, когда в связи с недостаточным открыва-нием рта (тризм, контрактура) нельзя пользоваться внутрирото-вым путем, а вследствие тех или других изменений наружных тканей, примыкающих к нижнечелюстному углу (инфильтрат, абсцесс, флегмона, свищ и т. п.), нельзя пользоваться внерото­вым путем нижнечелюстной проводниковой анестезии.

Заканчивая главу о центральной (стволовой) проводниковой анестезии в челюстно-лицевой области, следует подчеркнуть, что идеальное для операций на лице, не только незначительных, но и сильно травматичных и больших (полная резекция верхней че­люсти или вычленение и обширная резекция нижней челюсти), обезболивание достигается лишь путем сочетания центральной анестезии с соответствующей периферической проводниковой 317

анестезией и с дополнительной инфильтрационной околочелюст­ных мягких тканей для выключения анастомозов и обескровли­вания всего операционного поля. При этом надо иметь в виду необходимость выключения анастомозов не только с одноимен­ным чувствительным нервом противоположной стороны, но и с соседними неодноименными чувствительными нервами, а также, подчеркиваем, с двигательными нервами соответствующей сторо­ны, что достигается прибавлением к стволовой анестезии не толь­ко соответствующей периферической проводниковой анестезии, но и инфильтрационной (см. выше «Техника инфильтрационной ане­стезии») .

Наши наблюдения совпадают с наблюдениями Войно-Ясене-цкого, что после инъекции в один лишь чувствительный нерв пол­ная анестезия обыкновенно наступает на значительно меньшем участке, чем можно было бы ожидать, считаясь только с анато­мической областью распространения данного нерва. Следует ука­зать, что большинство нервов, считающихся чисто двигательными (как лицевой, подъязычный и глазодвигательный), содержит, однако, более или менее значительное количество чувствительных волокон, которыми они снабжаются через анастомозы с чувстви­тельными нервами или обладают ими самостоятельно.

При резекции верхней челюсти мы для обеспечения полной безболезненности этой весьма травматичной операции к соответ­ствующей крыло-небной анестезии прибавляем периферическую подглазничную проводниковую анестезию, причем не только со­ответствующей, но и противоположной стороны, и дополнитель­ную инфильтрационную анестезию в области околочелюстных мягких тканей.

Для осуществления полного обезболивания операции тоталь­ного удаления верхней челюсти мы нередко в зависимости от до- • ступности того или другого пути крыло-небной анестезии произ­водим ее двумя и даже тремя путями (например, глазничным и бугорным или подскуло-крыловидным, бугорным и небным и т. д.). Как указывалось выше, при необходимости удаления

и дна глазницы прибавляют латеральную и медиальную глазнич­ные анестезии.

При вычленении половины нижней челюсти мы к анестезии у овального отверстия прибавляем периферические нижнечелюст­ную и подбородочную проводниковые анестезии, причем послед­ние не только с соответствующей стороны, но и с противополож­ной, а также инфильтрационную анестезию околочелюстных мягких тканей как оперируемой, так и пограничных областей для выключения анастомозов с соседними чувствительными и дви- ' гательными нервами указанных областей.

Наши рекомендации