Виды анализа и диагностики фхдп

Классификация АХД соответственно отраслевому, временному, пространственному признакам, периодичности проведения, объектам управления, методике исследования, полноте охвата объектов, содержанию программы, потребителям анализа.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится наотраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), имежотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

По признаку времени АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.

Важное значение имеетклассификация АХД по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют: технико-экономический анализ,финансово-экономический анализ, управленческий анализ, социально-экономический, экономико-статистический анализ, экономико-экологический анализ, маркетинговый анализ.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим

Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

Задача 12.

Показатели
Индекс инфляции, % 111,9 113,3 108,8
Объем услуг в текущих ценах, млн.руб.
Цепные индексы (темпы роста к уровню прошлого года), %      
Объем услуг в ценах отчетного года, млн. руб.      
       

Индекс инфляции, или индекс потребительских цен — показатель, который характеризует изменения общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Билет 4.

Принципы анализа

Проводя АХД, необходимо руководствоваться определенными принципами и правилами, выработанными наукой и практикой.

1. Анализ должен носить научный характер, основываться на поло­жениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

2. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследо­вания требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

3. Одним из требований к анализу является обеспечение системно­го подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой и с внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов.

4. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным, бази­роваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного со­вершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

5. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на достижение поставленных целей, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и пути повышения эффективности деятельности. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов ана­лиза для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не дости­гается.

6. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распре­деления обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

7. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управлен­ческие решения и претворять их в жизнь.

8. Один из принципов анализа — это его демократизм, предполага­ющий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

9. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяй­ствования. Иначе говоря, оценивая результаты хозяйственной деятельности, нужно учитывать их соответствие государствен­ной экономической, социальной, экологической, международ­ной политике и законодательству.

10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его прове­дение должны, давать многократный эффект.

Таким образом, основными принципами анализа являются на­учность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эф­фективность и др.

Наши рекомендации