Ценовые ограничения на различных мировых рынках

Для обеспечения паритета цен во всех звеньях экономики и создания условий для ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования, применяются ценовые ограничения.

Формы ценовых ограничений можно условно распределить на три группы:

· тарифные ограничения (таможенные тарифы);

· нетарифные ограничения (сборы, налоги, пошлины (количественное квотирова­ние), лицензирование, «добровольные» ограничения экспорта);

· формы стимулирования экспорта ( демпинг, экономические санкции).

В ценообразовании на мировом рынке особая роль принадлежит Всемирной торговой организации (ВТО), главной задачей которой является регулирование торгово-коммерческих отношений участников организации в сфере мировой торговли. О значении и роли ВТО в мировых хозяйственных связях и развитии мировой торговли говорят следующие данные: на долю стран-членов организации приходится около 95% мирового товарооборота и 95% торговли коммерческими услугами.

Особое значение ВТО придает регулированию мировых цен на товары, услуги и интеллектуальную собственность за счет тарифных, нетарифных и рамочных соглашений, предметом которых являлись тарифные, нетарифные и антидемпинговые меры, в частности, их устранение или снижение.

Кроме тарифной политики ВТО придает важное значение политике представления всеми странами-участниками режима наибольшего благоприятствования. Это означает, что к иностранному товару, реализуемому на национальном рынке страны-участника ВТО, должны предъявляться одинаковые налоги, технические, санитарно-гигиенические требования, как и на национальные товары.

В то же время правилами ВТО предусмотрен широкий арсенал мер по защите внутреннего рынка:

· временное ограничение импорта определенного товара в случае, если его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб национальным производителям;

· антидемпинговые, компенсационные и защитные (специальные) пошлины.

Содействуя конкуренции, ВТО предусматривает санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые продавали товар по демпинговым ценам или с применением экспортных субсидий. Кодекс по субсидиям, принятый ВТО, запрещает прямое субсидирование.

Однако многие страны широко используют как импортное, так и экспортное субсидирование. Но экспортное субсидирование, как и импортное, может иметь обратную реакцию: внутренние цены на импортные товары могут резко снизиться в результате падения цены на них на мировых рынках. Такое явление в экономической литературе называется парадоксом Метцлера.

Отдельные государства или компании в целях проникновения на рынок, укрепления позиций и вытеснения конкурентов на новом рынке осуществляют политику демпинга.

Демпинг — продажа товаров по искусственно за­ниженным ценам, уровень которых существенно ниже рыночных цен, сложившихся на внутреннем рынке, а порой и ниже себестоимости. Демпинг осуществляется в расчете на возмещение в будущем убытков от снижения цен за счет роста масштабов продаж, укрепления положения на новых рынках с последующим установлением рыночной цены.

Разница между нормальной внутренней ценой в экспортирующей стране и экспортной ценой товара, ввозимого в другую страну по демпинговой цене, в экономической литературе называется демпинговая маржа.Под«нормальной стоимостью» или нормальной внутренней ценой, как правило, понимается рыночная цена, сложившаяся на рынке государства или компании, экспортирующей товар по демпинговой цене.

В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

• спорадический — эпизодическая продажа излишних запа­сов товаров па внешний рынок по заниженным ценам. Возника­ет тогда, когда внутренние объемы производства товара превы­шают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает ди­лемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей, либо продать готовый товар по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок;

• преднамеренный — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и после­дующего установления монопольных цен. На практике это мо­жет означать экспорт товаров по ценам ниже цен внутреннего рынка или даже ниже издержек производства;

• постоянный — экспорт товаров по цене ниже нормальной в виде долгосрочной рыночной стратегии;

• обратный — завышение цен на экспорт по сравнению с це­нами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Применяет­ся крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют;

· взаимный — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Используется только в усло­виях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара каждой из стран.

Повсеместное распространение демпинговой практики потребовало специальных мер защиты со стороны государствен­ных органов тех стран, чье национальное производство больше всего страдает от подобных методов экспортной экспансии. Ими стали антидемпинговые законодательства.

Для защиты экономических интересов государства к ввозимым товарам могут применяться в течении определенного времени особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию в больших количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на таможенную территорию республики товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию республики товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Демпинговые цены наносят экономический ущерб компаниям-конкурентам в стране-объекте демпингового ввоза, поэтому она защищает свой внутренний рынок антидемпинговыми пошлинами.

Так поступают европейские страны в отношении многих японских и корейских товаров, российских сырьевых товаров, защищая свое отечественное предпринимательство и стабильность внутреннего рынка.

Антидемпинговая пошлина определяется обычно как разность между рыночными ценами товара в стране-экспортере и в стране-импортере. В отдельных случаях одновременно с применением антидемпинговых пошлин применяется прямое ограничение в виде квот.

Ярким примером такой ожесточенной конкуренции является экспансия японских фирм на европейском автомобильном рынке. Чтобы защитить европейских производителей автомобилей, Комиссия Европейского Союза (КЕС) договорилась в 1991-м с Японией об ограничении прямого экспорта японских автомобилей в страны европейского сообщества.

Сегодня в рамках ВТО функционирует специально созданный Комитет по антидемпинговой практике, представляющей все страны-участницы. В его функции входит рассмотрение соответствия национальных антидемпинговых законодательств правилам ВТО. В соответствии с антидемпинговым законодательством стран-участниц ВТО и правилами этой организации, факт демпинга устанавливается по результатам антидемпингового расследования по жалобе страны-импортера.

Этапы проведения антидемпингового расследования:

1. На основании жалобы страны-импортера проведено специальное расследование, если орган расследования посчитает, что приведенных доказательств достаточно, то он откроет расследование;

2. После принятия решения о начале расследования должно быть опубликовано из­вещение о начале расследования. Органы, проводящие расследование отправляют на предприятие вопросник.

Вопросник, как правило, содержит следующие разделы:

• Общая информация по форме собственности и организационной структуре ком­пании, данные об основных акционерах, данные о связанных компаниях.

• Данные о товаре, который подпадает под расследование, и об остальном ассорти­менте продукции компании.

• Данные о производственных мощностях и их использовании.

• Данные по продажам продукции на внутреннем рынке.

• Данные о финансовом состоянии и об издержках производства.

• Данные по поставкам товара на экспорт.

• Дополнительные вопросы.

3. Проверочный визит обычно проводится органом расследования с выездом на предприятие с целью проверки данных, представленных в вопроснике;

4. После этого, как правило, проводятся слушания - встреча заинтересованной сто­роны с представителями органа расследования, во время которой заинтересован­ная сторона намеревается изложить перед органом расследования дополнитель­ные аргументы в свою пользу;

5. Промежуточные итоги расследования должны быть доведены до сведения всех заинтересованных сторон, и все стороны могут подготовить комментарии по всем данным и выводам органа расследования;

6. Окончательные итоги расследования должны быть опубликованы. В случае, если в ходе расследования доказан факт демпинга и ущерба от него для национальной промышленности, орган расследования как правило принимает решение о введении антидемпинговой пошлины, которая взимается дополнение к обычной импортной пошлине и которая равна разнице между нормальной и демпинговой стоимостью товара.

Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматри­вающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле то­варами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характе­ра, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Особенностью данного таможенного союза является:

При экспорте товаров - применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального под­тверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Рес­публики Беларусь или Республики Казахстан - НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

Так же при оказании работ и услуг на территории РФ, налоговая база, ставки, по­рядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для производителей РБ - себестоимость товара станет ниже, за счёт снижения та­рифных пошлин в рамках таможенного союза, на сырье и комплектующие.

Наши рекомендации