Типология рынков. Значение подхода «структура рынка – поведение – результаты»
В рамках посткейнсианской экономической теории не делается жесткого разграничения между микроэкономикой и макроэкономикой, которое принято в неоклассическом кейнсианском синтезе, Чикагская школа Применение подхода структура рынка -поведение - результат Шерер, Росс, Тироль
Теория отраслевых рынков (иногда также используют переводы англоязычных названий, - "организация промышленности", "экономика промышленности", - которые считаются неудовлетворительными с точки зрения состояния русскоязычной экономической терминологии) – это раздел современной экономической теории, который изучает закономерности формирования рыночной структуры, зависимость стратегического поведения фирмы и результатов их деятельности от особенностей рынков.
Чистая монополия и общие особенности несовершенной конкуренции.
Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.
Чистая монополия– это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чистые монополии в настоящее время – редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.
Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:
а) одна фирма и много покупателей,т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;
б) отсутствие товаров-заменителей(нет совершенных заменителей продукта монополиста);
в) отсутствие свободы входа на рынок(в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:
• экономия от масштаба (один из наиболее распространенных видов барьеров входа);
• правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;
высокие издержки входа – экономические препятствия. В некоторых отраслях (например, в авиационной промышленности) начало производства может стоить очень дорого;
• реклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов, или сама по себе, или в сочетании с расширенной рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа;
• контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других
специализированных ресурсов;
• высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов;
г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар,а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;
д) совершенная информированность.
Монопольная власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью – это свобода устанавливать цену на свой товар.
Кривая спроса монополиста является нисходящей (имеет отрицательный наклон). Она совпадает с кривой рыночного спроса, поэтому при каждой цене монополист может продать количество товара, равное объему рыночного спроса.
От кривой рыночного спроса, которая определяет кривую предельной выручки монополии, зависит решение монополии об объеме выпуска. Поэтому говорят, что монополия не имеет кривой предложения.
Максимизация прибыли монополистом также решается двумя аналитическими инструментами: 1) сравнением TR и ТС; 2) сравнением MR и МС. Оба метода равноценны и дают одинаковый результат.
Кривая TR монополиста имеет холмообразный вид. Максимум общей прибыли будет получен при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна (рис. 1 а). Линия MR (рис. 1 б, в ) снижается быстрее, чем линия спроса, так как в условиях несовершенной конкуренции MR < Р (ведь для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, монополист снижает цену). Фирма все время должна сопоставлять предельную выручку и предельные затраты. Когда MR > МС, фирма расширяет свое производство; если же MR < МС, фирма сокращает производство; при условии равенства MR и МС наступает равновесие фирмы.
Рис.1. Равновесие монополии
Цена определяется высотой кривой спроса (а не высотой предельной выручки) в точке выпуска, дающего максимум прибыли или минимум убытков (рис. 1, б, в). Равновесие монополии достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом больше средних издержек.
Поскольку фирма-монополист является единственной фирмой в отрасли, постольку равновесие, достигнутое ею в краткосрочном периоде, будет являться равновесием и в долгосрочном периоде. В условиях долгосрочного равновесия монополист в отличие от совершенно конкурентного производителя, экономическая прибыль которого равна нулю, будет максимизировать прибыль (или минимизировать убытки) вследствие сохраняющихся барьеров на входе в отрасль.
Налогообложение монополиста: разные варианты. Потери общества от монополии. Проблемы естественной монополии.
Рассмотрим различные виды налогообложения монополиста.
Для уменьшения выгод монопольного положения на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую прибыль предприятия-монополиста. Рассмотрим влияние на поведение монополиста двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит, следовательно, от объема выпуска, и паушального, взимаемого независимо от объема выпуска (от нем. pauschal ≈ взимаемые в целом, англ, lump-sum taxes).
Влияние потоварного налога. Обозначим ставку потоварного налога Т. Тогда прибыль монополиста составит
p(Q) = TR(Q) - STC(Q) - ТQ.
Ее максимизация требует, чтобы
dp(Q)/dQ = (dTR(Q/i>)/dQ) - (dSTC(Q)/dQ) - T = 0,
т. е. чтобы
MR(Q) = MC(Q) + Т
Монополист максимизирует свою прибыль (после уплаты налога), уравнивая предельную выручку и сумму предельных затрат и ставки налога. Полный дифференциал будет
(d2TR(Q/i>)/dQ2)dQ - (d2STC(Q)/dQ2)dQ - dT = 0,
откуда
dT/dQ = 1/[d2TR(Q)/dQ2 √ d2STC(Q)/dQ2
Поскольку, согласно условию максимизации прибыли второго порядка , требуется, чтобы знаменатель правой части был отрицателен, dQ/dT < 0 и значит, введение потоварного налога приведет к снижению выпуска и увеличению цены.
Влияние паушального налога. В отличие от потоварного сумма паушального налога не зависит от объема выпуска. Поэтому он является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных затрат (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия той или иной деятельностью). В таком случае прибыль монополиста составит
p(Q)= TR(Q) - STC(Q) - G,
где G ≈ сумма паушального налога за период. Условием максимизации чистой прибыли монополиста будет
dp(Q)/dQ = MR(Q) - SMC(Q) = 0, или
MR(Q) = SMC(Q).
Такое же, как паушальный налог, влияние оказывает на поведение монополии и налог на прибыль. Если ставка налога на прибыль (в процентах) t, то монополист стремится максимизировать чистую прибыль (pN):
max pN(Q) =pN(100 - t) = TR(Q) - STC(Q) - t[TR(Q) - STC(Q)] = (100 - t)[TR(Q) - STC(Q)].
Условием максимизации чистой прибыли, очевидно, будет условие
dpN(Q)/dQ = (100 - t)[MR(Q) √ MC(Q)] = 0.
Если t < 100, (100 - t) > 0 и, следовательно, MR(Q) -MC(Q) = 0 , т. е. MR(Q) = MC(Q) . Таким образом, и при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем продукции, а значит, и ее цена не изменятся.
Паушальный (аккордный) налог - это налог постоянной величины, или, налог, который даст одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине ЧНП.
Подоходный налог - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год.
Потоварный налог — налог, выплачиваемый производителями или потребителями продукции в виде процента от цены единицы блага или суммы, отчисляемой с каждой проданной единицы блага.
Ущербом, приносимым монополией, называется величина, на которую сокращается суммарный потребительский излишек в результате монополизации рынка.
Равновесие на совершенно конкурентном рынке достигается в точке Е, в которой равновесная цена равна Р , равновесный выпуск - Q, (рис. 2).
Потребительский излишек равен площади треугольника AEP1. После монополизации рынка равновесие достигается в точке пересечения MR и МС. Равновесная цена — Р2, равновесный выпуск — Q2. Как видим, в результате монополизации рынка выпуск продукта уменьшается, а цена увеличивается. Потребительский излишек после монополизации равен площади треугольника АКР2 т. е. он уменьшается на величину, равную площади трапеции P2KEP1. Эта величина составляет ущерб, приносимый монополией.
Рис. 2. Ущерб, приносимый монополией
Его можно разделить на две части: первая часть, равная P1P2KN, переходит от покупателей к монополии и служит источником ее прибыли. Вторая часть, равная площади треугольника KNE, составляет безвозвратные потери, так как ее не получают ни покупатели, ни монополист.
Монополист может увеличить свою экономическую прибыль путем проведения сложной стратегии ценообразования, связанной в первую очередь с назначением разных цен для различных покупателей.
Общественные потери:
o монополия устанавливает обычно более высокие цены;
o монополия присваивает значительную часть потребительского излишка;
o монополия препятствует эффективному распределению ресурсов;
o монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен.
Экономические последствия монополий с точки зрения общества сводятся к следующим:
1. Нерациональное использование ресурсов. При одних и тех же издержках производства монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену, нежели конкурентный производитель. Это ограничение объёма производства вызывает нерациональное использование ресурсов.
2. Эффект масштаба, с одной стороны позволяет монополисту иметь более низкие издержки производства на единицу продукции. С другой стороны, для монополистов свойственна неспособность производить продукт с наиболее дешевой комбинацией вводимых факторов производства. Кроме того, монополисты могут нести определенные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии.
3. По вопросу о том, способствует ли монополия НТП, есть две точки зрения: 1) монополия более прогрессивна, чем совершенная конкуренция, так как ее способность обеспечивать большую экономическую прибыль обеспечивает финансирование НИОКР; 2) отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать свои производственные мощности ослабляют стимул к осуществлению инноваций.
4. Монополия вызывает увеличение неравенства в доходах.
Большинство монополизированных отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат государственному регулированию. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти.
Особое место в рассмотрении вопроса рынка монополии занимают естественные монополии. Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.
Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.
Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии. Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт. Для того, чтобы фирма-монополист избежала ухода с рынка в ряде случаев, ей потребуется дотация, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества.
Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство (или местная власть) берет на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.