Анализ рентабельности предприятия. Рентабельность - это прибыльность, доходность, отношение абсолютной величины прибыли
Рентабельность - это прибыльность, доходность, отношение абсолютной величины прибыли к абсолютной величине затрат.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия.
П – прибыль от реализации продукции или чистая прибыль предприятия;
З – затраты.
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Основные показатели рентабельности:
1. Рентабельность продаж (оборота) - сколько прибыли получит предприятие с рубля продаж. Характеризует рентабельность оборота.
ПРП – прибыли от реализации продукции; ВРП – выручка от реализации продукции.
2. Рентабельность затрат– сколько прибыли получит предприятие с каждого затраченного рубля. Характеризует окупаемость издержек.
ПРП – прибыли от реализации продукции; СРП – себестоимость продукции.
3. Рентабельность капитала- характеризует доходность капитала.
ЧПОД – чистая прибыль от основной деятельности;
СГСК – среднегодовая стоимость капитала.
СКнач.п. – стоимость капитала на начало периода;
СКкон.п. – стоимость капитала на конец периода.
4. Рентабельность собственного капитала:
ЧП – чистая прибыль; СК – собственный капитал
5. Рентабельность заёмного капитала:
Также можно рассчитать рентабельность долгосрочного, краткосрочного, оборотного и внеоборотного капитала.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Анализ прибыли от реализации продукции
Прибыль, экономическая категория, характеризующая конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Прибыльможно определить как разницу между доходами и расходами.
Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
В процессе такого анализа:
- изучают динамику прибыли;
- определяют выполнение плана по прибыли;
- определяют влияние факторов на изменение прибыли;
- определяют резервы повышения прибыли.
На прибыль от реализации продукции оказывают влияние 4 фактора:
VРП – объём реализованной продукции; УСРП – удельная структура реализованной продукции; Ц – цена реализованной продукции; С – себестоимость реализованной продукции.
Влияние факторов на изменение прибыли за счёт реализации отдельных видов продукции определяют: