Понятие цены и ее роль в рыночной экономике

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра учета, финансов и банковского дела

Одобрено УМС Саратовского института

Протокол №________

«_____»___________2009г.

Председатель________Бариленко Л.И.

Е.В. Старикова

ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

Специальность: 080105 «Финансы и кредит»,

Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

Экономика и управление на предприятии (торговли)»,

Коммерция (торговое дело),

Товароведение и экспертиза товаров»

Всех форм обучения.

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-метод. отдел Протокол № 10

«____»________2009г. «21» __мая___2009 г.

В.П. Гневанов______ Зав. кафедрой _____Кабанцева Н.Г.

Г.

ББК 65.25-я73

УДК 338,5

С77

Старикова Е.В.

С77Вопросы ценообразования: Учебное пособие для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»080102 «Экономика и управление на предприятии (торговли)», 080301 «Коммерция (торговое дело), 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» всех форм обучения Саратов: СИ РГТЭУ, 2009, 112 стр.

Учебное пособие для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»080102 «Экономика и управление на предприятии (торговли)», 080301 «Коммерция (торговое дело), 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» всех форм обучения Дисциплина входит в региональный компонент цикла специальных дисциплин и изучается студентами перечисленных выше специальностей.

Работа выполнена в авторской редакции

© Саратовский институт РГТЭУ, 2009

© Старикова Е.В., 2009

 
  Понятие цены и ее роль в рыночной экономике - student2.ru

Содержание


Введение
1. Понятие цены и ее роль в рыночной экономике
2. Теории цены и их действие в настоящее время
3.Теория спроса и предложения в ценообразовании
4. Функции цены
5.Структура рынка и цены
6.Установление цен на монопольных рынках
7. Основные факторы ценообразования
8. Восприятие цены, ценовая эластичность и спрос
9.Потребительское поведение и цены в теории
10. Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары, и их влияние на уровень цен
11. Взаимосвязь выручки и объема продаж с уровнем цен
12. Ценовая дискриминация, ее о формы и их особенности
13. Цены на олигополистических рынках
14. Цены на рынках монополистической конкуренции
15. Структура цены и ее виды
16. Себестоимость в составе цены
17.Виды себестоимости в вопросах ценообразования
18. Состав цены - прибыль и рентабельность
19. Налоги в составе цены
20.Наценки (скидки снаб-сбытовые) в цене товара
21.Торговые надбавки (скидки) в цене товара
22. Транспортные затраты в цене и их отражение
23.Роль и значение государственного регулирования
24. Методы и инструменты государственного регулирования
25.Косвенное воздействие государства на цены
26. Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов
27. Регулирование цен естественных монополистов
28. Затратные методы ценообразования
29. Рыночные методы ценообразования
30. Цена и конкуренция
31.Установления тендерной цены, аукционный метод
32. Ориентация потребителя на ценностную значимость товара
33.Параметрические методы ценообразования
34.Ценовая политика предприятия, ее цели
35. Учет жизненного цикла товара
36. Пакетное ценообразование
37. Цена и качество в вопросе ценообразования
38. Дифференциация цен по территориальному признаку
39. Динамика цен, ее показатели
40. Цена и скидки, виды и методы расчета скидок
41. Ценовая стратегия: понятие, виды
42. Внешнеторговые контракты и их цены
43. Таможенная стоимость, ее определение
44. Трансфертные цены, методы их расчета
Список использованной литературы



Введение

Российский рынок в современных условиях, не смотря на кризисное состояние экономики стал более цивилизованным. Предприятия вынуждены руководствоваться системными принципами ценообразования чтобы выжить и удержаться на плаву. Все они находят свой подход к проблеме ценообразования, но существует ряд общих вопросов, решение которых важны для всех предпринимателей. Это эффективность использования новейших моделей рынков и ценовой политики фирмы, обеспечение динамического подхода к процессу ценообразования с учетом изменения рынка и продаваемого продукта, эффективная стратегия, методы ценообразования с увязкой на рыночные условия и цели фирмы.

Важнейшей экономической категорией является цена, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны.

Актуальной задачей подготовки экономистов является овладение теоретическими основами ценообразования и их практическим воплощением.

Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес. Цена это один из покупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования. Изучая цены, сложившиеся на рынке, фирмы имеют информационное обеспечение конкурентной борьбы, возможность повышения рентабельности, определение своей ценовой ниши. В условиях слабо насыщенного рынка и недостаточно интенсивной конкуренции изучение цен — объективная необходимость, учитывая низкий уровень жизни значительной части населения нашей страны (и вследствие этого его особого отношения к ценам).

Стратегическую роль цены усиливает покупательная способность населения остающаяся низкой на фоне роста цен на сырье, тарифов на электро- и теплоэнергию, жилищно-коммунальные услуги. Важность и сложность решений по ценам заставляет принимать их на высшем уровне управления фирмой.

Понятие цены и ее роль в рыночной экономике

В настоящее время отсутствует признанное безоговорочно всеми определение такой сложной экономической категории, как цена. Часто используются следующие определения:

• цена определяется издержками производителя и искусством менеджера;

• цена представляет собой количество денег, уплачиваемых за данный товар.

Одним из важнейших показателей экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия является цена и является фактором его выживания.

Цена является важнейшим критерием для принятия потребительских решений, элемента конкурентоспособности и имиджа фирмы. Цена служит определяющим, базовым мотивом покупки.

В Гражданском кодексе РФ сущность цены четко закреплена

(ст. 424), которая определяет особенности современной практики ценообразования, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Это находит подтверждение в практике применения в России свободных рыночных цен, определяемых спросом, потребностями, покупательной способностью, конкуренцией и другими экономическими факторами, а не утвержденных государственными органами централизованно. ( 1.1)

Участие сторон (продавца и покупателя) в определении цены ограничено (ст. 5) Закона о конкуренции, запрещающего хозяйствующим субъектам (занимающим доминирующее положение на товарном рынке), использовать монопольно высокие и монопольно низкие цены. Такие цены рассматриваются как запрещенная монополистическая деятельность.

Закон о конкуренции (Ст. 6) запрещает соглашения сторон (согласованные действия) о ценах между хозяйствующими субъектами (совокупная доля превышает 35%). (1.2 )

Тарифы, расценки, ставки и т. п. признаны разновидностью цен, ценообразование распространяется:

1)на банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за отдельные банковские операции);

2) на трудовые отношения (расценки, ставки за выполняемые работы, технологические операции).

В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными органами. Государство оставляет за собой право участвовать в ценообразовании в установленных законом случаях.

Фиксированная цена должна быть воспроизведена в договоре, устанавливаемая в твердой денежной сумме, а регулируемая цена определяются (путем установления предельного уровня цены либо уровня рентабельности). Условия договора применяется ст. 168 и п. 1 ст. 422 ГК, договор должен соответствовать действующим в момент его заключения обязательным и иными правовыми актами (общепринятыми нормами).

Изменение цены (после заключения договора), на условиях: предусмотренных договором, законом, в установленном законом порядке ( п. 2 ст. 424).

Ст. 486 - покупатель обязан оплатить товар до или после его передачи продавцом по полной цене (п. 1 ст. 486).

Ст. 503 -покупатель (товар ненадлежащего качества), может требовать:

уменьшения цены соразмерно качеству;

возмещения расходов, связанных с устранением недостатков товара.

Ст. 555 - определение цены в договоре продажи недвижимости.

П. 1 ст. 489 гласит: договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями указаны цена товара, порядок и размеры платежей,за исключением случаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, превышаетполовину цены товара (п. 2 ст. 489).

Кодекс рассматривает цену работы, подлежащей выполнению в соответствии с договором подряда (ст. 709). (1.1)

Цена подряда включает издержки подрядчика и его прибыль, и может определяться по-разному, цена стройки (смета), обязательный документ договора строительного подряда (ст. 743).

Для любого современного государства общими и основными задачами ценообразования являются следующие задачи:

обеспечение прибыли (для нормального функционирования производителя);

покрытие затрат на производство (посредничество в реализации);

решение социальных задач;

влияние взаимозаменяемости продуктов при формировании цены;

действие внешнеполитических и экологических задач.

Эти задачи решались и на ранних этапах развития рынка (горизонтальные связи- производители, посредники, потребители),

чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка (реализация по высоким ценам), тем больше полученная прибыль.

Потребителя затраты не интересуют, из двух одинаковых товаров на рынке купят более дешевый, а из двух равных по цене, выбор за более качественным. Дальше задачи формирует цивилизация рыночных отношений.

Сбалансированность экономики достигается путем проведения государственной политики, решающие общенациональные интересы.

Так как цена является одновременно функцией рынка и государства, через нее решаются экологические, политические, социальные проблемы и стимулирование научно-технического прогресса.

Общенациональные вопросы должен решать орган, уполномоченный для этого, основным рычагом для решения ценовых внешнеэкономических вопросов является политика благоприятствования (поставка по льготным или покупка по завышенным ценам).

Социальная ценовая политика проявляется в замораживании или относительном снижении цен на товары (детского ассортимента, медикаменты, продукты питания, первой необходимости).

Вопрос реализации средств производства решается государством системой поощрительных цен (снятие верхних ценовых ограничений, установление нижних пределов цен вопрос конкурентоспособности производителей). Стимулируя внедрение прогрессивных средств производства, государство предоставляет льготную систему цен для потребителей с последующей дотацией.

Экологическая политика решается с помощью цен (улучшение переработки сырья и утилизации отходов) и оценки вторичных ресурсов (отходы и продукты их переработки).

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в деятельности отдельных предприятий, так как от их уровня зависят результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в определении рынков сбыта продукции, объемов инвестиций, а также целесообразности производства товаров или услуг, при расчете издержек производства.

Наши рекомендации