Понятие и роль цены в рыночной экономике.

Понятие цены

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

В условиях рыночной экономики действует еще одно определение цены – это сумма денег, за которую продавец готов продать свой товар, а покупатель согласен его приобрести.

Установление цен должно происходить в соответствии с требованием закона стоимости: предприятию-производителю цена должна возмещать затраты по производству продукции и давать определенную прибыль, а торговой организации – возмещать затраты по приобретению товара и также давать такую прибыль, при которой организация сможет осуществлять свою деятельность в дальнейшем (принцип коммерческого расчета).

Цена может отклоняться от стоимости товара в зависимости от спроса и предложения (конъюнктуры рынка).

Цена влияет на развитие научно-технического прогресса. В условиях конкуренции производители заинтересованы в снижении затрат по производству продукции, а это можно обеспечить модернизацией оборудования, новыми технологиями и т.д.

Цена способствует непрерывному процессу воспроизводства товаров или его прекращению, влияет на уровень и структуру потребления товаров населением, способствует увеличению доходов государственного бюджета за счет налогов, включаемых в цену.

Формирование и применение цен осуществляется в соответствии с « Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги».

Порядок регулирования цен.

В условиях рынка порядок установления цен предусматривает наличие двух видов цен: свободных ( рыночных ) и регулируемых.

Свободные цены – формируются только под воздействием спроса и предложения. Регулируемые - это цены, размер которых ограничивается, лимитируется государством или законодательными органами власти на местах.

В настоящее время регулирование цен осуществляется тремя путями:

- установление предельного размера рентабельности у производителя продукции. Постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 7 октября 1993 г. № 1013 предельный уровень рентабельности на продукты детского питания установлен в размере 20 %. Р = прибыль : себестоимость х 100 %.

Это значит, что изготовитель не имеет права включать в цену сумму прибыли, превышающую 20 % от себестоимости продукции .

- установление предельных размеров оптовых и торговых надбавок.

Распоряжением Губернатора СПб № 1420-р установлен предельный размер торговых надбавок на лекарства не более 25 % и 35 % от фактической цены закупки в зависимости от их вида по установленному перечню, предельный размер оптовых надбавок установлен в размере 15 % от фактической отпускной цены предприятия- производителя лекарственных средств.

Распоряжением мэра С-Пб от 02.02.94 № 96-р на продукты детского питания предельный размер оптовых и торговых надбавок установлен в размере 50 %.

- установление минимальных цен на водку и др. алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % (не менее 60 руб. в оптовой торговле за 1 л. и 62 руб. за 1 литр – в розничной торговле ).

Виды цен.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота система цен представлена следующими видами:

· оптовые

· розничные

· закупочные

Все эти цены одновременно выступают как покупные и продажные.

Оптовые цены устанавливаются на продукцию промышленных предприятий, т.е. действуют в сфере промышленного производства.

Оптовые цены делятся на два вида:

1. Оптовая цена предприятия ( ОЦП ) – это цена определяющая стоимость продукции для ее производителя.

ОЦП = себестоимость + прибыль.

2. Отпускная цена (ОтпЦ) – это цена, по которой производитель продает свою продукцию.

ОтпЦ = ОЦП + А + НДС, где А – это акциз, НДС – это налог на добавленную стоимость

3. Цена закупки (ЦЗак)- это цена, по которой посредник реализует свою продукцию или покупатель закупает продукцию у посредника.

ЦЗак = ОтпЦ + ОН + НДС, где ОН - оптовая надбавка

Розничные цены (РЦ) - это цены, по которым потребительские товары реализуются непосредственно населению для личного потребления.

РЦ = покупная цена + ТН + НДС, где ТН - торговая надбавка.

Закупочные цены – это цены, которые действуют в сфере обращения сельскохозяйственной продукции. По этим ценам сельскохозяйственная продукция и сырье реализуется промышленным предприятиям для переработки, розничным предприятиям для реализации населению. Уровень закупочных цен зависит от климатической зоны и сезона. Закупочная цена отражает затраты по производству сельскохозяйственной продукции и дает производителю 4.

Наши рекомендации