Выми результатами деятельности предприятия?
За счет чего и как можно снизить себестоимость продукции
На предприятии?
По каким признакам и как классифицируются затраты на
Производство и реализацию продукции?
Как изменяются издержки с изменением объема производ-
Ства?
Каков состав бухгалтерской прибыли предприятия?
В чем отличие бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли?
Как рассчитывается чистая прибыль предприятия?
ГЛАВА
РОЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫ
КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение сто-
имости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку:
≪Цена —это сумма денег, за которую покупатель готов купить то-
вар, а производитель —продать≫.
В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены
Для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обу-
Словливается многими причинами.
От уровня цены зависят:
•величина прибыли коммерческой организации;
•конкурентоспособность организации и ее продукции;
•финансовая устойчивость предприятия.
Выбор правильной ценовой политики является достаточно не-
Простым делом и требует создания маркетинговых служб.
Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших
Функций.
Учетная функция цены отражает общественно необходимые
Затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции.
Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комп-
Лектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете цена
Отражает не только величину совокупных издержек производства и
Обращения товаров, но и размер прибыли.
В учетной функции цена служит средством исчисления всех
Стоимостных показателей. К ним относятся как количественные по-
Казатели —валовой внутренний продукт (ВВП), национальный до-
Ход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем
Продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.
Таким образом, цена используется для определения эффективно-
Сти производства, служит ориентиром принятия хозяйственных реше-
ний, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
Распределительная функция цены состоит в том, что государ-
Ство через ценообразование осуществляет перераспределение на-
Ционального дохода между отраслями экономики, государствен-
Ным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и
Потребления, социальными группами населения.
Эта функция реализуется через включение в себестоимость
Многих налогов, которые затем являются источником накопления
Дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхо-
Вания, Фонда обязательного медицинского страхования и др., а так-
Же через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).
Функция сбалансирования спроса и предложения выражается
В том, что через цены осуществляется связь между производством
И потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует
О диспропорциях в сферах производства и обращения и требует
Принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструмен-
Том для достижения соответствия спроса и предложения.
Функция цены как средства рационального размещения произ-
Водства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономи-
Ки. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в сек-
Торы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при
Определенных условиях может стимулировать ускорение НТП,
Улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и
Спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в
Зависимости от технического уровня и качества продукции. По
Этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воз-
Действие на производство.
В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются.
Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конк-
Ретные периоды могут быть различными. Однако есть и общие тен-
Денции, характерные как для отдельных групп потребительских то-
Варов, так и для всей их номенклатуры в целом.
Таким образом, цены играют исключительно важную роль
В развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взя-
Того субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость поли-
Тики в области ценообразования.
СИСТЕМА ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Система цен характеризует собой взаимосвязь и соотношение
Различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди
Которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные
Их группы.
Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных пред-
Приятий, производств и отраслей, единым процессом формирования
Затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение
Или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне дру-
Гих цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергети-
Ка, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит