Финансы и государственный бюджет
Финансовая политика охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. В узком смысле финансамиможно назвать денежные средства общества. Однако вокруг этих средств возникает целая система сложных экономических отношений. Деньги надо в определенном порядке собирать, рационально распределятьпо различным фондам (например, в пенсионный фонд, фонды развития науки, образования, поддержки малого бизнеса и т.д.) и эффективно использовать. Отсюда в широком смысле финансы– это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений.
Финансы – это система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования фонда денежных средств, которыми обладает государство, юридические и физические лица называют
Соответственно и сама финансовая политика многогранна и осуществляется по целому ряду ВЗАИМОПЕРЕПЛЕТАЮЩИХСЯ направлений. Среди них чаще всего выделяют две главных линии: бюджетную и фискальную (или налогово-бюджетную) политику. Перекрестком этих линий является государственный бюджет.
Госбюджет называют главным звеном финансов и важнейшим инструментом социально-экономического макрорегулирования. Сегодня через бюджеты государств в развитых странах перераспределяется от четверти до половины ВНП.
Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Доходы бюджета образуются главным образом за счет различных налогов. А бюджетные расходы идут по двум основным направлениям (рис.1). 1. Государственные ЗАКУПКИ товаров и услуг (оплата поставок вооружений и обмундирования для "силовых структур", оборудования и продуктов питания для школ и больниц, оплата труда работников бюджетной сферы и т. д.). 2. Государственные ВЫПЛАТЫ из бюджета (по западной терминологии, трансфертные платежи). К ним относятся такие денежные платежи, как пенсии, пособия, дотации субвенции, субсидии (гранты), государственные премии и т. п.
Основные бюджетные линии.
Государственные расходы служат эффективным экономическим РЕГУЛЯТОРОМ. В частности, увеличивая их, государство может а) расширять совокупный спрос; б) стимулировать производство; в) ускорять развитие определенных сфер национального хозяйства (прогрессивных отраслей, науки, образования, охраны окружающей среды и т. д.).
При этом госрасходы обладают так называемым мультипликационным эффектом, т. е. эффектом умножения, при котором относительно меньший прирост расходных сумм дает относительно больший прирост ВНП. Подобный "эффект растущего снежного кома" объясняется тем, что увеличение госинвестиций (скажем, в строительство дорог) вызывает рост не только ПЕРВИЧНОГО производства (дорожного строительства), но и ВТОРИЧНОГО (производства асфальта), ТРЕТИЧНОГО (добычи сырья), ЧЕТВЕРТИЧНОГО (геологических работ) и т. д. Величину эффекта мультипликации отражает особый коэффициент - мультипликатор ВНП. Он показывает рост ВНП при данном увеличении объема инвестиций. К примеру, если инвестиционные расходы в 5 д. е. увеличили ВНП на 20 д. е., то мультипликатор равен 4 (20 : 5).
Государственный долг и бюджетный дефицит.
В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами госбюджета обычно различают СБАЛАНСИРОВАННЫЙ (расходы = доходам) иНЕСБАЛАНСИРОВАННЫЙ: ПРОФИЦИТНЫЙ бюджет (когда расходы < доходов)., или ДЕФИЦИТНЫЙ, бюджет (когда расходы > доходов). Отсюда бюджетный дефицит - это денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы.
Можно назвать четыре основных способа решения проблемы дефицитности госбюджета. Наиболее рациональный из них * СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ бюджета, поскольку в принципе общество должно жить по средствам. Однако этот путь бывает весьма болезненным, так как чаще всего он "бьет" по социальным программам. * УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДОВ возможно как за счет простого повышения налогов и их собираемости, так и за счет более продуманного и гибкого налогообложения. Могут быть и другие источники - например, приватизация госсобственности, повышение эффективности ее использования и т.д.