Финансы и финансовая система. Уровни финансовой системы. Государственный бюджет и его структура.

Понятие "финансы" неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-де­нежных отношений происходит непрерывный процесс дви­жения денег, переход их от одного владельца к другому. Финансы в переводе означает "наличность, доход"; в широком смысле — "де­нежные средства, денежные обороты". Финансы всегда име­ют денежную форму. Очевидно, поэтому понятие "финансы" зачастую отож­дествляют с понятием "деньги". Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняе­мым функциям.

Совокупность денежных отношений, возникающих в свя­зи с движением средств денежных фондов, образует фи­нансовые отношения. Финансовые отношения, выражая непрерывное движение сто­имости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяй­ствования и классифицируются следующим образом:

• финансовые отношения, реализуемые с участием межнацио­нальных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), госу­дарств и отдельных юридических лиц, определяемые как меж­дународные (межнациональные) финансы;

• финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государ­ственные (публичные) финансы;

• финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяй­ствования, определяемые как финансы хозяйствующих субъек­тов (предприятий);

• финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как финансы граждан (частные фи­нансы).

Общим для всех перечисленных отношений является то, что они возникают, как результат определенных хозяйственных и финансо­вых операций, инициированных самим экономическим субъектом или другим участником экономического процесса; выражены в де­нежной форме; представляют собой совокупность выплат и по­ступлений денежных средств экономического субъекта и опосре­дованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.

Финансовая система

Финансовая система— это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством сово­купность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и финансовых органов, посредством которых обеспечивается моби­лизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.

Финансовые институты — это учреждения (хозяйствующие субъекты или индивидуальные предприниматели), осуществляющие операции на финансовом рынке. К ним относятся банки, об­щие фонды банковского управления, биржи, инвестиционные ин­ституты и некоммерческие финансовые институты.

Финансовые органы — органы исполнительной власти различно­го уровня, законодательно наделенные полномочиями по регули­рованию и контролю конкретных сфер и звеньев финансовой си­стемы государства. К ним относятся Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Департамент федерального казна­чейства, Департамент по надзору за страховой деятельностью), Министерство государственного имущества РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.

Существует несколько уровней финансовой системы:

1. Государственный бюджет — основной финансовый план для образования и расходования государственного фонда денежных средств. Через государственный бюджет происходит реальное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода, формируется централизованный общегосударственный фонд денежных средств. Особенности государственного бюджета:
имеет ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета, а превышение доходов — профицит;
формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
государственное регулирование и стимулирование экономики;
финансовое обеспечение финансовой политики;
контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
2. Внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
В настоящее время существуют:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд обязательного социального страхования;
• Фонд обязательного медицинского страхования.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в долях (процентах) фонда оплаты труда. Внебюджетные фонды организационно отделены от бюджетов и пользуются определенной самостоятельностью.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует контроль над использованием средств и доступа к ним в полном объеме. Обособленное (самостоятельное) функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это положение, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме.
3. Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле.


В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании. В России действуют универсальные и специализированные (по отраслям промышленности, видам страхования и т.п.) страховые компании. Они предоставляют различные виды услуг по страхованию личных и имущественных рисков граждан и юридических лиц.
4. Фондовый рынок занимает особое место среди звень-
ев финансово-кредитной системы. Его можно выделить в
особое звено, так как фондовый рынок представляет со-
бой особый вид финансовых отношений, возникающих в
результате купли-продажи специфических финансовых
активов — ценных бумаг.
Задача фондового рынка — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с более высоким уровнем доходности. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Особенность фондового рынка заключается в том, что его участники рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем вложение денег в ценные бумаги связано с повышенным риском. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
5. Финансы предприятий - средства формирования их денежных ресурсов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Они представляют собой совокупность операций по получению, распределению и использованию предприятием денежных средств и других финансовых
инструментов в процессе хозяйственной деятельности.
Финансы предприятия имеют определенную иерархическую структуру и составляют основу финансовой системы страны. Это — децентрализованные финансы.
Источники формирования финансов предприятия:
• собственные и приравненные к ним средства (прибыль от основной деятельности, целевые поступления, акционерный капитал, паевые взносы и др.);
• средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.). В условиях рыночной экономики предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширения производства продукции, в том числе используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

Государственный бюджет — финансовый счет, в котором представлена сумма денежных доходов и расходов государства. Представляет собой основной финансовый план экономической жизни государства на текущий год и имеет силу закона.

В России государственный бюджет утверждается Федеральным Собранием РФ.

По материальному содержанию бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств государства.

По социально-экономической сущности бюджет представляет собой основное средство перераспределения национального дохода с целью реализации социальных задач общества.

Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс.

Бюджетное устройство — это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

В России бюджетный процесс охватывает четыре стадии:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

З) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета.

Бюджетное устройство включает организационные принципы и структуру построения бюджетной системы. Бюджетная система (консолидированный бюджет государства) — это совокупность бюджетов всех уровней. Составляющие бюджетной системы РФ, образующие консолидированный бюджет:

1. федеральный бюджет;

2. субъектов РФ;

3. местные бюджеты

Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») — федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами. Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Основными методами образования бюджетных доходов служат налоги, займы и эмиссия денег. Главным методом выступают налоги, их доля в доходной части бюджета страны составляет около 90%. Вторым по значимости методом являются государственные займы.

Эмиссия — самый нежелательный метод дохода, к которому необходимо прибегать в самых крайних случаях, так как она усиливает инфляционные процессы.

Расходы бюджетов - это денежные средства, направляемые органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления на выполнение ими своих экономических, социальных, политических и административных функций.

Расходы бюджетов классифицируются по следующим критериям:

· влияние расходов бюджета на процесс расширенного воспроизводства на макроуровне:

а) текущие — это расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств на сокращение и покрытие текущих потребностей инфраструктуры государственных учреждений;

б) капитальные — это денежные затраты, направленные на увеличение основных фондов, нематериальных активов, на прирост или увеличение запасов;

· предметная направленность потоков расходов:

а) военные нужды;

б) вмешательство государства в экономику;

в) содержание государственного аппарата;

г) расходы на социальные цели;

д) предоставление субсидий, кредитов;

· территориально-административный критерий:

а) расходы общефедерального бюджета;

б) расходы бюджетов субъектов РФ;

в) расходы местных бюджетов.

Реализация расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Важную роль в этом процессе выполняет Министерство финансов РФ, которое возглавляет всю систему государственного управления финансами. Оно проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета и внебюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.

Наиболее крупные статьи расходов в 2006 году следующие:

межбюджетные трансферты (33,5 % от всех расходов);

национальная оборона (15,6 % расходов);

общегосударственные вопросы (15 %);

национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 %);

национальная экономика (7,9 %);

социальная политика (4,8 %);

образование (4,7 %);

здравоохранение и спорт (3,5 %).

Наши рекомендации