Виды цен мирового рынка

Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям –ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в изготовлении продукции данного вида.

Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия:

1) это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;

2) сделок, носящих регулярный характер;

3) сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.

Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара. Это предопределяет ориентацию на них при проектировании вариантов сотрудничества национальных предприятий с зарубежными партнерами.

По ряду товаров мировыми являются: на пшеницу – экспортные цены Канады; пиломатериалы – экспортные цены Швеции; каучук – цены Сингапурской биржи; цветные металлы – цены Лондонской биржи; пушнину – цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов; чай - цены аукционов в Калькутте, Коломбо, Лондоне.

Если по сырьевым товарам определение мировой цены не представляет трудностей (определяют по ставкам – основным поставщикам сырья), то в отношении готовых изделий для выбора цены, соответствующей мировым показателям, приходится использовать цены иногда десятков фирм, производящих аналогичную продукцию, в то время как по сырью в качестве мировой цены могут быть взяты 1-3 показателя.

Более подробная характеристика существующих видов цен приведена в словаре, представленном в конце учебного пособия.

4. Ответственность за несоблюдение государственной дисциплины цен

В случае нарушения порядка установления и применения цен на предприятие будут наложены финансовые санкции за следующие нарушения:

- нарушение порядка применения фиксированных и регулируемых цен;

- завышение либо занижение размера предусмотренных законодательством налогов и обязательных сборов, которые, включаются в структуру цены, либо их невключение в структуру регулируемой цены;

- включение в структуру регулируемых цен (тарифов) не предусмотренных законодательством расходов или расходов сверх установленных размеров;

- включение в стоимость продукции и услуг, фактически не выполненных или выполненных не в полном объеме услуг (работ);

- применение торговых и снабженческо-сбытовых надбавок (наценок) сверх установленного предельного размера;

- применение цен (тарифов) субъектами хозяйствования за виды услуг (работ), не предусмотренных определенными нормативно-правовыми актами, которые устанавливают для них соответствующие перечни платных услуг;

- непредставление запроса или неправильное предоставление расчета обычных цен;

Отметим, что только за эти нарушения к предприятиям применяются экономические санкции в виде изъятия в соответствующий бюджет суммы всей необоснованно полученной предприятием выручки и финансовые санкции в виде штрафа в двукратном ее размере.

В случае продажи товаров по ценам ниже установленных минимальных применяются финансовые санкции в виде штрафа в двукратном размере стоимости полученной партии товара, но не менее 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, который взыскивается в доход бюджета.

Кроме этого, если при нарушении порядка применения обычных цен занижена выручка от реализации продукции (работ, услуг), что привело к снижению налогооблагаемой прибыли и недоплате в бюджет налога на прибыль на сумму недоплаты начисляется пеня за каждый день недоплаты.

Пеня рассчитывается исходя из 120% годовых учетной ставки национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь период. Расчет суммы пени осуществляется по формуле:

Виды цен мирового рынка - student2.ru ,

где ОС – учетная ставка НБУ на момент уплаты;

365 – количество дней года;

Н – недоимка по взносам;

Кп.д.– количество полных дней неуплаты взносов.

Решение об изъятии суммы выручки и штрафов принимается на основании материалов проверок и подписывается начальником соответствующей Госценинспекции или его заместителем. Причем финансовое состояние нарушителя и его расчеты с бюджетом во внимание не принимаются, то есть не учитывается факт наличия недоимки или переплаты по налогам и обязательным платежам.

Указанные суммы перечисляются самостоятельно или взыскиваются в судебном порядке. Для этого органы Госценинспекции в 30-дневный срок подают иск в хозяйственный суд о принудительном взыскании суммы экономических санкций (п. 3.6 Инструкции № 298).

Обжаловать решение о применении экономических и финансовых (штрафных) санкций можно в административном (в вышестоящую инстанцию) и в судебном (в хозяйственный суд) порядке.

Сроки для обжалования в вышеприведенных документах не указаны. Согласно общему правилу при обжаловании в административном порядке следует уложиться в 30-дневный срок, а в судебном порядке - в пределы срока исковой давности (3 года).

Для должностных лиц за нарушение государственной дисциплины цен предусмотрены следующие виды административной и уголовной ответственности.

Государственная инспекция по контролю за ценами на основании проведенных проверок самостоятельно принимает решение о применении экономических санкций к должностным лицам.


№ п/п Совершенное нарушение Санкция Правовая норма Кто имеет право налагать взыскания
Административная ответственность
  Нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок и доплат к ним Штраф в размере от 5 до 10НМДГ   Ч 1 ст 165 КУоАП       - Начальник Госценинспекции Минэкономики Украины и его заместители, - начальники государственных инспекций по контролю за ценами в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители (ст. 244 КУоАП)  
  Те же действия, совершенные повторно в течение года Штраф в размере от 10 до 15НМДГ   Ч 2 ст 1652 КУоАП  
  Невыполнение законных требований органов Госценинспекции относительно устранения нарушений порядка формирования и применения цен и тарифов или прекращение операций по счетам в учреждениях банков и других финансово-кредитных учреждениях Штраф в размере от 9 до 18НМДГ   Ст 1883 КУоАП  
Уголовная ответственность
  Сговор об искусственном повышении или поддерживании монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок в целях устранения конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности вопреки требованиям антимонопольного законодательства Штраф в размере от 100 до 300 НМДГ или ограничение свободы на срок до трех лет   Ч 1 ст 228 УК   Суд  
  Насилие, причинение вреда или угроза ими в целях искусственного изменения или искусственного фиксирования цен Штраф в размере от 40 до 100 НМД Г или лишение свободы на срок до трех лет   Ч. 2ст 228 УК  
  Действия, предусмотренные ч 2 ст 228 УК, совершенные организованной группой или лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные этой статьей Лишение свободы на срок от двух до пяти лет   Ч.3 ст. 228 УК      

Наши рекомендации