Виды цен мирового рынка
Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям –ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в изготовлении продукции данного вида.
Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия:
1) это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;
2) сделок, носящих регулярный характер;
3) сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.
Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара. Это предопределяет ориентацию на них при проектировании вариантов сотрудничества национальных предприятий с зарубежными партнерами.
По ряду товаров мировыми являются: на пшеницу – экспортные цены Канады; пиломатериалы – экспортные цены Швеции; каучук – цены Сингапурской биржи; цветные металлы – цены Лондонской биржи; пушнину – цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов; чай - цены аукционов в Калькутте, Коломбо, Лондоне.
Если по сырьевым товарам определение мировой цены не представляет трудностей (определяют по ставкам – основным поставщикам сырья), то в отношении готовых изделий для выбора цены, соответствующей мировым показателям, приходится использовать цены иногда десятков фирм, производящих аналогичную продукцию, в то время как по сырью в качестве мировой цены могут быть взяты 1-3 показателя.
Более подробная характеристика существующих видов цен приведена в словаре, представленном в конце учебного пособия.
4. Ответственность за несоблюдение государственной дисциплины цен
В случае нарушения порядка установления и применения цен на предприятие будут наложены финансовые санкции за следующие нарушения:
- нарушение порядка применения фиксированных и регулируемых цен;
- завышение либо занижение размера предусмотренных законодательством налогов и обязательных сборов, которые, включаются в структуру цены, либо их невключение в структуру регулируемой цены;
- включение в структуру регулируемых цен (тарифов) не предусмотренных законодательством расходов или расходов сверх установленных размеров;
- включение в стоимость продукции и услуг, фактически не выполненных или выполненных не в полном объеме услуг (работ);
- применение торговых и снабженческо-сбытовых надбавок (наценок) сверх установленного предельного размера;
- применение цен (тарифов) субъектами хозяйствования за виды услуг (работ), не предусмотренных определенными нормативно-правовыми актами, которые устанавливают для них соответствующие перечни платных услуг;
- непредставление запроса или неправильное предоставление расчета обычных цен;
Отметим, что только за эти нарушения к предприятиям применяются экономические санкции в виде изъятия в соответствующий бюджет суммы всей необоснованно полученной предприятием выручки и финансовые санкции в виде штрафа в двукратном ее размере.
В случае продажи товаров по ценам ниже установленных минимальных применяются финансовые санкции в виде штрафа в двукратном размере стоимости полученной партии товара, но не менее 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, который взыскивается в доход бюджета.
Кроме этого, если при нарушении порядка применения обычных цен занижена выручка от реализации продукции (работ, услуг), что привело к снижению налогооблагаемой прибыли и недоплате в бюджет налога на прибыль на сумму недоплаты начисляется пеня за каждый день недоплаты.
Пеня рассчитывается исходя из 120% годовых учетной ставки национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь период. Расчет суммы пени осуществляется по формуле:
,
где ОС – учетная ставка НБУ на момент уплаты;
365 – количество дней года;
Н – недоимка по взносам;
Кп.д.– количество полных дней неуплаты взносов.
Решение об изъятии суммы выручки и штрафов принимается на основании материалов проверок и подписывается начальником соответствующей Госценинспекции или его заместителем. Причем финансовое состояние нарушителя и его расчеты с бюджетом во внимание не принимаются, то есть не учитывается факт наличия недоимки или переплаты по налогам и обязательным платежам.
Указанные суммы перечисляются самостоятельно или взыскиваются в судебном порядке. Для этого органы Госценинспекции в 30-дневный срок подают иск в хозяйственный суд о принудительном взыскании суммы экономических санкций (п. 3.6 Инструкции № 298).
Обжаловать решение о применении экономических и финансовых (штрафных) санкций можно в административном (в вышестоящую инстанцию) и в судебном (в хозяйственный суд) порядке.
Сроки для обжалования в вышеприведенных документах не указаны. Согласно общему правилу при обжаловании в административном порядке следует уложиться в 30-дневный срок, а в судебном порядке - в пределы срока исковой давности (3 года).
Для должностных лиц за нарушение государственной дисциплины цен предусмотрены следующие виды административной и уголовной ответственности.
Государственная инспекция по контролю за ценами на основании проведенных проверок самостоятельно принимает решение о применении экономических санкций к должностным лицам.
№ п/п | Совершенное нарушение | Санкция | Правовая норма | Кто имеет право налагать взыскания |
Административная ответственность | ||||
Нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок и доплат к ним | Штраф в размере от 5 до 10НМДГ | Ч 1 ст 165 КУоАП | - Начальник Госценинспекции Минэкономики Украины и его заместители, - начальники государственных инспекций по контролю за ценами в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители (ст. 244 КУоАП) | |
Те же действия, совершенные повторно в течение года | Штраф в размере от 10 до 15НМДГ | Ч 2 ст 1652 КУоАП | ||
Невыполнение законных требований органов Госценинспекции относительно устранения нарушений порядка формирования и применения цен и тарифов или прекращение операций по счетам в учреждениях банков и других финансово-кредитных учреждениях | Штраф в размере от 9 до 18НМДГ | Ст 1883 КУоАП | ||
Уголовная ответственность | ||||
Сговор об искусственном повышении или поддерживании монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок в целях устранения конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности вопреки требованиям антимонопольного законодательства | Штраф в размере от 100 до 300 НМДГ или ограничение свободы на срок до трех лет | Ч 1 ст 228 УК | Суд | |
Насилие, причинение вреда или угроза ими в целях искусственного изменения или искусственного фиксирования цен | Штраф в размере от 40 до 100 НМД Г или лишение свободы на срок до трех лет | Ч. 2ст 228 УК | ||
Действия, предусмотренные ч 2 ст 228 УК, совершенные организованной группой или лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные этой статьей | Лишение свободы на срок от двух до пяти лет | Ч.3 ст. 228 УК |