Определение оптимального выпуска продукции, цены и прибыли монополиста

Выпуск Q Цена P Доход R Предельный доход MR Общие издержки TC Предельные издержки MC Средние издержки AC Πрибыль π
      -10
           
    -2
           
   
           
   
           
   
           
    5,6 -3

Максимальная прибыль получена при семи ед. продукта, когда значения MR и MC максимально сближаются.

Формула, которая позволяет рассчитать монопольную цену, выводится следующим образом:

ðTR=ðQ۰P +Q۰ðP(1); MR=ðTR/ðQ= P+ðP/ðQ ۰Q(2); edp=ðQ/ðP ۰P/Q; ðQ/ðP=eQ/P(3); Подставив выражение(3) в выражение(2): MR=P+P/e =P۰(1++1/e)=MC; MC=P+P/e; P – MC=P – MC= - P/e (4) – превышение монопольной цены равновесной цены свободного рынка находится в обратной зависимости от эластичности спроса от цены её продукции. На основе выражения(4) рассчитывается значение монопольной цены: P=MC/(1+1/ed)- 1/ed - величина отрицательная.

Монопольная власть на рынке означает, что фирма сама устанавливает цены. Её количественное значение рассчитывается с помощью коэффициента Лернера: L=(P– MC)/P, варьируется от 0 до 1. Этот коэффициент может быть выражен в терминах эластичности спроса: из выражения(4) следует, L=(P – MC)/P=-1/P/

Г).Ценовая дискриминации.

Ценовая дискриминация – это практика установления продавцами разных цен для разных покупателей на однородное благо; при этом различия в ценах не связаны с издержками выпуска данного товара. Её цель – захватить излишек потребителя. Она осуществляется посредством диверсификации цен.

Формы ценовой дискриминации:

  • Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) - продажа продукции по её индивидуальной цене.
  • Дискриминация второй степени – продажа различных партий товара по дифференцированным ценам.

Скидки: на объем поставок, кумулятивные, дискриминация во времени.



  • Дискриминация третьей степени – продажа товаров отдельным группам покупателей по различным ценам. В её основе лежит сегментация рынка.

II.Поведение фирмы на рынке олигополии.

Олигополия – это рыночная структура, в которой основную роль в реализации какого-либо товара играют несколько крупных фирм, которые производят либо дифференцированную продукцию(автомобилестроение), либо недифференцированную (сталелитейная промышленность). Кроме тех причин, которые вызывают развитие тенденции к монополизации рынка, важнейшая причина, вызывающая формирование и устойчивость рыночной структуры – стратегичесуие действия ведущих фирм, затрудняющие вхождение в отрасль конкурентов. Стратегическое взаимодействие означает, что в олигополистической рыночной структуре в конкретной отрасли существует взаимозависимость различных фирм. Это взаимозависимость требует согласования не только ценовой политики, но вопросов, связанных с развитием производства, его масштабами, техническим перевооружением, с рекламной политикой и т.д. Стратегические поведение на олигополистическом рынке - это поведение, при котором решения, принимаемые в этих сферах, зависит от определения вероятной ответной реакции конкурентов. Каждая фирма ведёт себя наилучшим образом, если она делает только то, что может при данном поведении своих конкурентов(равновесие Нэша).

Это означает, что каждая фирма устанавливает объём производства, который максимизирует её прибыль при данном объёме производства своего конкурента и поэтому ни одна фирма не имеет стимула менять свой объём призводства.

На рынке олигополии конкурентная борьба имеет две формы: ценовую и неценовую (обновление выпускаемой продукции, реклама и др.). Как правило, на этом рынке
возможны два варианта поведения – кооперативное и некооперативное.

Кооперативное поведение проявляется либо в форме картельных соглашений, либо в лидерстве цен. Картель – это сговор нескольких крупных компаний относительно распределения рынков сбыта, объемов продаж, в который они вступают с целью ограничить максимизировать свою прибыль. Но достижение картельного соглашения наталкивается и на значительные трудности: разногласия среди его участников и антимонопольное законодательство. Кроме этого его участники, стремясь увеличить прибыль, нередко сами его нарушают.

Лидерство в ценах – это форма кооперативного поведения, при которой все фирмы, устанавливая цены, следуют за ценовым лидером, а в остальном проводят свою самостоятельную политику.

Некооперативное поведение исключает всякие явные и неявные сговоры между крупными компаниями, господствующими на данном рынке. Причины такого поведения: жёсткие санкции при обнаружении такого рода сговоров; недоверие, которое испытывают эти компании друг к другу, даже в том случае, если между ними первоначально имелся сговор; изменение соотношения в их производственных потенциалах. В случае некооперативного поведения возможны очень жёсткие экономические войны, которые, приводят к крайне неэффективному использованию производственных ресурсов.

Наши рекомендации