Организация учета и порядок определения нормативных затрат
Практически все отделы и службы управления предприятием нуждаются в системе нормативных затрат. К примеру, плановая служба – для определения сметно-прогнозируемых затрат и необходимых ресурсов; служба маркетинга – для установления цен на продукцию, принятия решений о заключении договоров на поставку; производственный менеджмент – для контроля затрат через анализ отклонений для предоставления отчетов о результатах деятельности и определения ответственности; бухгалтерия – для калькулирования себестоимости продукции, оценки товарно-материальных запасов.
Выделяют два подхода к определению нормативных затрат. Согласно первому – на основе фактических данных прошлых периодов оценивают использование материальных и трудовых ресурсов (фактографический подход). При втором – нормативы устанавливают при помощи технического анализа, в ходе которого подробно изучают операции и производственные процессы по каждому виду производимой продукции (мотивирующий подход).
На каждом конкретном предприятии в зависимости от нужд управления нормативы детализируются по производственным подразделениям, участкам, конкретным операциям. Первичным источником информации о нормативах в производстве являются маршрутно-технологические карты.
Однако при любом из этих подходов принятые нормативы затрат обобщаются в бухгалтерии либо в нормативных калькуляциях (при нормативном методе учета затрат), либо в картах стандартной себестоимости – в части прямых затрат (система «стандарт-костс») до начала производственного процесса. Нормативные калькуляции составляют по изделию, заказу в разрезе производственных подразделений, принимающих участие в изготовлении этого изделия, заказа.
Недостатком первого подхода является то обстоятельство, что затраты предшествующих периодов могут быть неэффективными, и это должно приниматься во внимание при разработке новых нормативов. Кроме того, необходимо учитывать и такие факторы, как изменения в технологии и методах организации производственных процессов, совершенствование оборудования, общая экономическая ситуация.
Второй подход к определению нормативов затрат на единицу продукции (работ, услуг) предусматривает: нормативы материальных затрат, нормативы затрат труда и нормативы общепроизводственных расходов.
При разработке нормативов материальных затрат в ходе технического анализа:
1) устанавливают, какие материалы наиболее приемлемы для изготовления определенного вида продукции согласно проектнотехнологической документации и требованиям к качеству;
2) определяют точный расход (норму) материалов, которые должны быть потреблены, принимая во внимание нормальные потери, неизбежные в производственном процессе.
Величину прямых нормативных материальных затрат на единицу готовой продукции определяют умножением количества материалов, предусмотренных нормами на единицу продукции, на нормативную цену единицы соответствующего материала.
Нормативной ценой материалов принято считать наиболее низкую цену, по которой возможно закупить соответствующие материалы необходимого качества.
Разработка нормативов затрат труда основана на проведении хронометража рабочего времени, анализе различных операций по производственным процессам с целью устранения неэффективных затрат рабочего времени и определении наиболее эффективного метода выполнения производственных операций и использования производственного оборудования. Затем устанавливают рабочее время в нормо-часах (норму трудозатрат), необходимое рабочему со средним уровнем квалификации для выполнения соответствующей технологической операции. Необходимые потери рабочего времени включают в нормированное время. На следующем этапе разработки нормативов определяют нормативную ставку оплаты труда при допустимых (нормативных) затратах рабочего времени по каждой операции. В западных компаниях и ряде российских корпораций нормативные ставки оплаты труда обычно являются или вопросом политики компании, или результатом переговоров между руководством и профсоюзами.
Таким образом, разработка нормативов прямых материальных затрат и прямых затрат труда включает два основных этапа:
– определение оптимального количества (расхода) ресурсов, необходимых для производства единицы продукции;
– определение стоимости единицы ресурса.
Разработка нормативов общепроизводственных расходов основана на использовании расчетных показателей – нормативных ставок или нормативных коэффициентов, отражающих нормативный уровень общепроизводственных расходов.
Нормативный коэффициент общепроизводственных расходов определяется путем деления суммарной нормативной величины общепроизводственных расходов на нормативный объем производства, который может быть выражен в часах рабочего времени (чел.-час) или времени работы оборудования (маш.-час., нормо-час), или в прямых затратах труда (оплата труда основных производственных рабочих). Для планирования и контроля затрат определяют отдельные ставки для условно-переменных и условно-постоянных общепроизводственных расходов. Суммы общепроизводственных расходов рассчитываются по часовым ставкам (коэффициентам) распределения умноженным на нормативное время в нормо-часах, то есть время, которое должно быть затрачено, а не фактически отработанное время.
В системе оперативного управленческого учета, основанного на использовании нормативных затрат, достигаются традиционные цели учета при определении доходов и расходов. Одновременно удовлетворяются потребности в оперативной информации руководителей различного уровня управления. Это достигается путем организации файлов данных в соответствии с системой их классификации. Данные подвергаются перекрестной классификации, чтобы удовлетворить практически все потребности, связанные с принятием решений, контролем и регулированием деятельности. Использование системы классификации данных и модульного метода в представлении информации позволяет прогнозировать и анализировать показатели продаж и выручки по отдельным продуктам или их группе, по клиентам и продавцам, по каналам распределения или иным блокам, необходимым руководителям. Такая разбивка данных применяется для контроля затрат, в управлении сбытом, при планировании прибыли, оценке качества работы.
Система классификации информации для нужд оперативного учета и управления с использованием нормативных затрат основывается на классификации затрат по их видам и назначению и классификации затрат по подразделениям предприятия. Классификация затрат по видам предполагает объединение затрат с учетом конкретного производственного или внепроизводственного назначения и места. При этом оперативность управленческого учета обеспечивается разделением затрат на переменные и постоянные, а также на прямые и косвенные затраты.
Таким образом, система нормативных затрат позволяет бухгалтеру оказывать содействие руководителям различных уровней управления в постановке задач, планировании действий по их решению, при контроле результатов посредством предоставления информации по обратной связи, содержащей данные об отклонениях от поставленных задач и причины отклонений.