Инновационная политика предприятия

Термин «инновация» впервые был введен экономистом Й. Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». За прошедшие года понятие «инновация» стало охватывать любые методы, которые содействуют эффективному функционированию предприятия. Определяясь с категориями, считаем, что:

Инновация (нововведение) – совокупность целенаправленных количественных и качественных изменений, вносимых в производственную управленческую и социальную среду предприятия и направленных на внедрение и использование новых видов оборудования, технологий, новой или улучшенной продукции, новых форм организации производства и сбыта и новых методов управления.

Инновационная деятельность – это процесс сознательного регулирования и управления, потока нововведений с целью наиболее полного удовлетворения перспективных потребностей рынка, обуславливающий конструкторскую, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства и сам факт внедрения новшества. Но, на этом, этапе инновационная деятельность не завершается, так как является цикличным процессом, предполагающим анализ результатов и внесение корректив.

Инновационная политика предприятия – это динамичная программа, устанавливающая оптимальную очередность внедрения инноваций в зависимости от наличия ресурсов и поставленных задач, ее цель – обеспечение согласованности количественных и качественных связей всех элементов инновационной деятельности.

В инновационный процесс включаются не только оригинальное изобретение, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. В общем, инновационном потоке особое значение приобретает инфраструктура.

В российской практике для анализа и оценки инноваций применяются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утв. совместным постановлением Госстроя, Минэкономики, Минфина и Госкомпрома России от 31.03.94 г. № 7-12/47). Данными Рекомендациями установлены основные показатели эффективности инновационного проекта:

– коммерческая эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. При этом в качестве измерителя эффекта выступает реальный денежный поток от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности;

– бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для бюджетов. Бюджетный эффект определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением инновационного проекта;

– народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников. Показатели эффективности проекта с точки зрения народного хозяйства в целом включают в себя производственные, социальные, политические, экологические, прямые и косвенные финансовые результаты.

При оценке инноваций необходимо учитывать временной горизонт расчетов исходя из сроков действия прав на объекты интеллектуальной собственности. Достижение конечного результата инновационного проекта, в отличие от инвестиционного, связано с многообразием рисков. Отсутствие их оценки приводит к тому, что предприятия отказываются от реализации инновационных проектов из-за неопределенности результата, что сдерживает процессы внедрения инноваций и усугубляет технологическое отставание промышленных организаций.

Система комплексной оценки эффективности инноваций должна включать экономические показатели для оценки всех сторон инновационной деятельности, обеспечивать учет множественных целей управления, ограничений, возможность проведения факторного анализа и т.д.

Таблица 1

Состав динамических показателей оценки эффективности инноваций

№ п/п Показатели и расчетная формула Экономический смысл
Инновационная политика предприятия - student2.ru , где NPV – чистая текущая стоимость; CFt– доходы, генерируемые проектом в t-м году; It– инвестиционные затраты в t-м году; T – инновационный период; R – ставка сравнения. Инновационная политика предприятия - student2.ru где I – единовременные инвестиционные издержки Экономический смысл NPV можно представить как результат, получаемый немедленно после принятия решения об осуществлении инновационного проекта. Положительное значение NPV свидетельствует о целесообразности принятия решения о финансировании и реализации инновационного проекта, а при сравнении альтернативных вариантов экономически выгодным считается вариант с наибольшей величиной NPV.
Инновационная политика предприятия - student2.ru , где PI – индекс доходности проекта. Если инвестиционные затраты совершаются в разные периоды: Инновационная политика предприятия - student2.ru Если PI >1, то проект считается экономически выгодным, поскольку современная стоимость чистого денежного потока превышает инвестиционные затраты, обеспечивая, тем самым, наличие положительной величины NPV. При PI < 1 проект следует отклонить
Инновационная политика предприятия - student2.ru где IRR – внутренняя норма рентабельности проекта. Инновационная политика предприятия - student2.ru IRR определяется: – графическим методом, основанным на построении графика значений NPV при различных R; – методом итерационного подбора значений R при вычислении NPV (подбирается R при NPV = 0). Инновационная политика предприятия - student2.ru IRR – ставка сравнения, при которой дисконтированная стоимость поступлений денежных средств по проекту равна сумме дисконтированных затрат. Проект считается экономически выгодным, если IRR превышает минимальный уровень рентабельности, установленный для данного проекта. IRR определяет темп роста капитала, инвестированного в проект. IRR – процентная ставка, при которой NPV = 0. Экономический смысл IRR состоит в определении максимальной процентной ставки за привлекаемые источники финансирования проекта, при которой последний остается безубыточным. Если IRR > R, то проект обеспечивает положительный NPV и доходность, равную IRR – R
Инновационная политика предприятия - student2.ru , где DPP– дисконтированный период окупаемости инновационного проекта DPP – число лет, в течение которых суммарные дисконтированные инвестиционные затраты окупятся суммарными дисконтированными поступлениями денежных средств. Если DPP проекта превышает инвестиционный период, то проект не окупается и является экономически нецелесообразным

Поскольку главным критерием оценки эффективности инноваций является NPV, то расчет динамических показателей более предпочтителен для формирования общей оценки инноваций, капитального нормирования и уточнения динамики денежных потоков. Многокритериальная оценка инновационного проекта приведена в таблице 2.

Таблица 2

Комплексная многокритериальная оценка эффективности инновационного проекта по строительству предприятия*

Показатель Значение Нормированное значение Весовой коэффициент Составляющая рейтинга
Чистая текущая стоимость проекта NPV, млн руб. Инновационная политика предприятия - student2.ru V1 Инновационная политика предприятия - student2.ru
Первоначальные затраты I, млн руб.      
Количество рабочих мест, созданных в результате реализации проекта Рм, чел.-мест Инновационная политика предприятия - student2.ru V2 Инновационная политика предприятия - student2.ru
Среднее количество безработных в регионе Б, чел.      
Прирост ВВП региона в результате реализации инновационного проекта Инновационная политика предприятия - student2.ru млн руб. Инновационная политика предприятия - student2.ru V3 Инновационная политика предприятия - student2.ru
Текущий ВВП региона ВВП      
Прогнозный прирост заболеваемости Инновационная политика предприятия - student2.ru чел.-дн./год Инновационная политика предприятия - student2.ru –V4 Инновационная политика предприятия - student2.ru
Текущий уровень заболеваемости Инновационная политика предприятия - student2.ru чел.-дн. год      
Бюджетный эффект в результате реализации проекта Инновационная политика предприятия - student2.ru млн руб. Инновационная политика предприятия - student2.ru V5 Инновационная политика предприятия - student2.ru
Бюджет региона Инновационная политика предприятия - student2.ru млн руб.      
Прогнозный уровень выбросов загрязняющих веществ в результате реализации проекта Инновационная политика предприятия - student2.ru ПДК Инновационная политика предприятия - student2.ru –V6 Инновационная политика предприятия - student2.ru
Текущий уровень выбросов загрязняющих веществ Инновационная политика предприятия - student2.ru ПДК      
Другие показатели Инновационная политика предприятия - student2.ru ед. изм. Инновационная политика предприятия - student2.ru VN Инновационная политика предприятия - student2.ru
ИТОГО рейтинг Инновационная политика предприятия - student2.ru

*Источник: Щербаков А., Карлей М.В. Оценка эффективности промышленного инновационного проекта прорывного характера в российских экономических условиях. – Сайт: http://sifbd.ru/magazine/books/collection/ss_2007

Нормированные значения получаем путем деления показателя экономического, социального и другого эффекта инноваций на соответствующий показатель региона, в котором осуществляется проект. Весовые коэффициенты определяются экспертным методом. Сложность состоит в установлении порогового значения рейтинга, при котором инновационный проект будет считаться приемлемым.

Тема 12. Производственное планирование на предприятии

Планирование: сущность, виды

Планирование– это определение целей и задач организации на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.

Долгосрочное планированиеобычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения затрат, прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.

Среднесрочное планирование(от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план организации по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.

Текущее (оперативное) планированиеобычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства и продаж, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

Бюджетирование как система планирования деятельности организации

Бюджетирование позволяет в режиме реального времени (ежедневно) получать показатели рентабельности каждого товара, подразделения и потребителя (каждой сделки). Оперативный управленческий учет помогает быстро адаптироваться к изменениям рынка, а также видеть экономические проблемы в момент их возникновения и устранять их до того, как они нанесли ощутимый материальный ущерб.

Бюджетирование (сметное планирование) – это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов. Бюджетирование предполагает создание технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов.

Бюджет – это план деятельности организации за определенный период, выраженный в денежной форме, который выполняет ряд важных функций:

– бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического плана, и процесс разработки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов;

– бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности организации. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять бюджетный контроль;

– бюджет как средство координации. Бюджет – это выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации товара, инвестиционной деятельности и т.д.;

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования.

Процесс бюджетирования имеет порядок, в котором можно выделить определенные этапы.

I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность организации в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж. Таким фактором могут быть также производственные мощности организации, наличие квалифицированных трудовых ресурсов и др. Весь процесс бюджетирования будет строиться с учетом выбранного главного фактора.

II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам товаров.

III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовых товаров, который организация поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой.

Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного).

На основе бюджета производства разрабатываются:

1) бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (человеко-часы) и стоимостном выражении;

2) бюджет расходования материалов (materials usage budget) – в количественном выражении.

Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.

После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом:

3) производственные – на основе данных об объеме производства;

4) коммерческие – на основе данных об объеме продаж.

Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.

Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность организации в краткосрочном финансировании.

IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает:

5) планируемый отчет о прибылях и убытках;

6) планируемый баланс;

7) планируемый отчет о движении денежных средств.

Для построения планируемого отчета о прибылях и убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.

Таким образом, формирование бюджета – это процесс формирования финансовых показателей деятельности организации, оформленных в основные операционные и бюджетные документы, который условно можно разделить на две составные части: подготовка операционного бюджета и подготовка основных бюджетных документов.

Перечень операционных бюджетов, как правило, представлен следующим списком:

– бюджет продаж;

– бюджет производства;

– бюджет производственных запасов;

– бюджет прямых затрат на материалы;

– бюджет производственных накладных расходов;

– бюджет прямых затрат на оплату труда;

– бюджет коммерческих расходов;

– бюджет управленческих расходов;

– прогнозный отчет о прибыли.

Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени.

Приложение

Таблица 1

Порядковые номера дней в обычном году

День месяца Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Таблица 2

Порядковые номера дней в високосном году

День месяца Ян­варь Фев­раль Март Ап­рель Май Июнь Июль Ав­густ Сен­тябрь Октябрь Но­ябрь Де­кабрь

Наши рекомендации