Предмет, метод и структура экономической теории
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
И.В. Алексеенко, Л.М. Злотникова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса высших
Медицинских учебных заведений всех факультетов
Гомель 2008
УДК 338.2
ББК 65.011.5
А 47
Авторы:
И.В. Алексеенко, Л.М. Злотникова
Рецензенты:
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации В.М.Коновалов; кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации Е.П.Цибина.
Алексеенко, И.В.
А 47 Экономическая теория: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов/ И.В. Алексеенко, Л.М. Злотникова, — Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2008. ― 146 с.
ISBN
Предназначено для проведения занятий по экономической теории на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов неэкономических специальностей. В доступной форме изложены основные понятия по экономике, позволяющие разбираться в экономических явлениях повседневной жизни, оценивать складывающуюся ситуацию в национальной и мировой экономике.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 12 февраля 2008 г., протокол № 2.
УДК 338.2
ББК 65.011.5
ISBN
© Учреждение образования
«Гомельский государственный
медицинский университет», 2008
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ВВП— валовой внутренний продукт
ВНП— валовой национальный продукт
МРТ— международное разделение труда
НД— национальный доход
ОТ— орудие труда
СП— средства производства
СТ— средства труда
Т— товар
ФП— фонд потребления
АС— средние издержки
AD— совокупный спрос
AS— совокупное предложение
АРС— средняя склонность к потреблению
APS— средняя склонность к сбережению
D— опрос
ЕD— эластичность спроса
ES— эластичность предложения
Q— количество
QD— величина спроса
QS— величина предложения
МС— предельные издержки
МR— предельный доход
МРС— предельная склонность к потреблению
МРS— предельная склонность к сбережению
P— цена
S— предложение
ТЕМА 1: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ,
МЕТОД И ФУНКЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.
В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (учебно-исследовательская работа студентов) (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний.
Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественного развития, самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях и быть готовыми к практической деятельности.
Знания, полученные при изучении темы, позволят студентам лучше понять роль и значение экономической теории при принятии управленческих решений во всех сферах общественного производства. В современном мире экономические знания нужны не только экономистам, но и всем специалистам. Так как ни один вид деятельности не возможен без использования разнообразных ресурсов и повышения эффективности их использования.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ознакомление с предметом экономической теории, историей развития экономической мысли. Познание основ экономической теории. Роль экономики в жизни общества на различных этапах его развития.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:основные этапы становления экономической теории, как науки.Позитивная и нормативная экономика — основные сходства и различия. Функцииэкономической теории. Роль экономики в жизни общества на различных этапах его развития. Экономические проблемы современного этапа функционирования общественного производства. Место человека в системе экономики.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Студент должен знать:
― основные этапы развития экономической теории;
― основные различия в экономической теории разных школ и направлений.
Студент должен уметь:
― находить исторический источник;
― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;
― определять основные черты каждого этапа становления экономической теории;
― различать позитивную и нормативную экономику.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
1. Социально-экономическое развитие общества в разрезе истории, его влияние на направления в экономической теории.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Когда и как возникла экономическая теория как наука?
2. Характеристика состояния экономической теории в конце текущего столетия.
3. Каковы основные этапы развития экономической мысли?
4. Какие вам известны основные экономические учения до XX века и в чем заключается суть?
5. Какие основные направления экономической теории характеризуют экономическую мысль XX в.?
6. Нормативная и позитивная экономика. Основные характеристики.
7. Какие функции выполняет экономическая теория?
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Любой человек обладает набором определенных материальных и духовных потребностей. Всё необходимое для удовлетворения своих потребностей люди берут или непосредственно из природы или изготовляют самостоятельно. Поиск, создание и использование различных благ носит противоречивый характер. Получение одного блага может сопровождаться уменьшением ресурсов, ограничением доступности данного блага для других потребителей.
В процессе поиска решения на имеющиеся вопросы и проблемы появляются разнообразные идеи и суждения касательно вопросов хозяйствования, экономические знания. Экономическая наука — это наука о хозяйствовании, управлении хозяйством, отношениях между людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обменена и потребления продуктов и услуг. Изучение хозяйства может происходить на 3-х уровнях:
1. Производителя и потребителя.
2. Государственном.
3. Международном.