Цели и задачи внешнего контроля

В настоящее время внешний финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государств, предприятий, учреждений, организаций, граждан).

Финансовый контроль государственных организаций – это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.

Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики и граждан, затрагивает лишь сферу соблюдения ими финансовой дисциплины, т. е. выполнения денежных обязательств перед государством, таких как:

1) налоги и другие обязательные платежи;

2) соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов;

3) соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными в таких имеющих силу закона документах, как Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Налоговый кодекс Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь.

Организации, осуществляющие финансовый контроль, могут быть как государственными, так и негосударственными.

Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся:

– наблюдение;

– проверка;

– обследование;

– ревизия и анализ материалов.

Внешний аудит представляет собой прежде всего деятельность аудиторов и аудиторских фирм по проведению проверок, консультированию клиентов по учетным, налоговым, управленческим и другим вопросам с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятий. Выделяют следующие этапы внешнего аудита: – начальная стадия аудиторской проверки, которая предполагаетпланирование проверки, аналитический обзор отчетности предприятия, предварительную оценку материальности (существенности); – оценка системы внутреннего контроля, которая включает оценку риска неэффективности системы контроля, документирование данных об этойсистеме, определение аудиторских процедур проверки систем контроля; – завершение аудиторской проверки. На этом этапе осуществляется формирование аудиторского заключения (отчета) и представление его клиенту (предприятию – заказчику аудиторской проверки) [2].

Согласно «Закона об оценке соответствия» и «Правил подтверждения соответствия подтверждение соответствия систем менеджмента, в том числе системы управления окружающей средой» (далее – СУОС) является добровольной процедурой, которая проводится сторонней аккредитованной организацией по заявлению предприятия, СУОС которого подлежит сертификации.

Предприятия, СУОС которых сертифицированы в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее – Система), имеют право использовать 10% льготу по уплате экологического налога в течение трех лет с момента регистрации сертификата соответствия в Системе, пользоваться экологическим знаком соответствия, применяемым при сертификации СУОС, открыто заявлять о сертифицированной системе.

Также с момента регистрации и выдачи сертификата соответствия СУОС между предприятием и органом по сертификации заключается соглашение по сертификации и возникает обязанность по проведению ежегодного инспекционного контроля сертифицированной СУОС. Периодический (инспекционный) контроль, как и сертификация СУОС, проводится на основании хозяйственного договора. По истечении трех лет действия сертификата соответствия предприятие принимает решение о повторной сертификации или отказе от нее.

В случае принятия решения в пользу повторной сертификации предприятие не менее чем за 90 дней до истечения срока действия сертификата соответствия подает в орган по сертификации СУОС заявку на проведение сертификации СУОС, и цикл сертификации повторяется снова.

Таким образом, если предприятие решило подтверждать соответствие СУОС требованиям СТБ ИСО 14001 – 2005, то возникает необходимость подготовиться к предстоящему аудиту со стороны аккредитованного органа.

Ответственная подготовка предприятия к аудиту СУОС важный этап работы, направленный на получение положительных результатов аудита СУОС.

Внешний аудит СУОС проводится аккредитованным органом по сертификации СУОС и может быть сертификационным (при первичной или повторной сертификации СУОС) и инспекционным (в рамках проведения инспекционного контроля сертифицированной СУОС).

Под сертификационным аудитом СУОС понимается аудит, проводимый аккредитованным органом по сертификации с целью сертификации СУОС предприятия.

Сертификационный аудит проводится для определения степени готовности и внедрения СУОС на предприятии и подтверждения того, что функционирование СУОС организации осуществляется в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14001 2005. Результатом проводимого сертификационного аудита является заключение команды по аудиту о соответствии или несоответствии СУОС требованиям СТБ ИСО 14001 2005. В случае соответствия СУОС установленным требованиям и своевременного устранения выявленных несоответствий органом по сертификации принимается решение о выдаче предприятию экологического сертификата соответствия [3, стр.74].

1.2.3.2. Инспекционный контроль предприятия

Под инспекционным контролем предприятия и его деятельности сертифицированной СУОСпонимаются мероприятия, осуществляемые аккредитованным органом по сертификации СУОС, по контролю за соответствием сертифицированной СУОС требованиям СТБ ИСО 14001 2005, а также с целью оценки ее результативности.

Мероприятия по инспекционному контролю деятельности предприятия включают:

аудит сертифицированной СУОС на месте (проводится на территории предприятия и является выборочным, т.е. не обязательно полный аудит СУОС, как при сертификации);

запросы органа по сертификации, направляемые на сертифицированные им предприятия, по вопросам СУОС (например, запросы по применению знака соответствия, использованию льготы по уплате экологического налога, запросы о внесенных изменениях в документы СУОС, запросы о предоставлении записей по СУОС и др.);

анализ любых заявлений предприятия относительно своей деятельности, связанной с сертифицированной СУОС (например, анализ доступных рекламных материалов, доступности экологической политики предприятия, другой информации, касающейся природоохранной деятельности предприятия);

запросы со стороны сертифицированного предприятия о предоставлении документов и записей (в бумажном или электронном виде), например, требования, предъявляемые к организациям — поставщикам оборудования, химической продукции о предоставлении паспортов безопасности химической продукции и других документов и записей;

другие средства мониторинга деятельности сертифицированного предприятия, принятые органом по сертификации и обеспечивающие проведение контроля.

Результатом проводимого инспекционного контроля является заключение команды по аудиту о соответствии или несоответствии сертифицированной СУОС требованиям СТБ ИСО 14001 2005.

При положительных результатах инспекционного контроля СУОС командой по аудиту делается заключение о подтверждении действия выданного сертификата соответствия на СУОС[4, стр. 16 ÷ 24].

Наши рекомендации