Выбор способа решения проблемы и ожидаемый результат реализации Стратегии
Как показывает анализ, реализация сценария инерционного развития приведет уже в 2011-2012 гг. к стагнации российского химического производства, вытеснению отечественных компаний с внутреннего и внешнего рынков, углублению производственно-технологического и научно-технического отставания от мирового уровня, утрате отечественного научного потенциала. Очевидно, что с таким сценарием не может согласиться ни российское государство, ни российский бизнес.
Сценарий инновационного развития позволит российским производителям организовать производство высокотехнологичной химической продукции, повысить уровень отечественной химической продукции до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Новый импульс развития получит российская наука и инженерия.
Таблица 12 – Основные показатели реализации сценариев развития
млрд. руб.
Наименование показателя | 2006 г. | 2007-2010 гг. | 2011-2015 гг. |
Прибыль от производства продукции (товаров, работ и услуг) | |||
Сценарий инерционного развития | 110,7 | 719,7 | х |
Сценарий инновационного развития | 110,7 | 1231,2 | 4879,7 |
Прибыль до налогообложения | |||
Сценарий инерционного развития | 120,2 | 652,0 | х |
Сценарий инновационного развития | 120,2 | 1140,7 | 4410,0 |
Налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет, | |||
Сценарий инерционного развития | 26,9 | 157,7 | х |
Сценарий инновационного развития | 26,9 | 275,1 | 1058,3 |
В том числе в федеральный бюджет | |||
Сценарий инерционного развития | 9,5 | 40,7 | х |
Сценарий инновационного развития | 9,5 | 70,0 | 264,7 |
Прибыль, направляемая на инвестиции в основной капитал | |||
Сценарий инерционного развития | 25,8 | 105,7 | х |
Сценарий инновационного развития | 25,8 | 189,5 | 1130,0 |
Таблица 13 - Основные целевые индикаторы реализации сценариев развития
Наименование показателя | 2006 г. | 2010 г. | 2015 г. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в ценах соответствующих лет (без НДС и акцизов), млрд. руб. | |||
Сценарий инерционного развития | 1041,2 | 1632,2 | х |
Сценарий инновационного развития | 1041,2 | 2269,0 | 4729,5 |
Продолжение
Наименование показателя | 2006 г. | 2010 г. | 2015 г. |
Доля химического комплекса в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в целом по обрабатывающим производствам, % | |||
Сценарий инерционного развития | 10,2 | 10,3 | х |
Сценарий инновационного развития | 10,2 | 10,6 | 12,2 |
Производство важнейших видов продукции на душу населения, кг/чел.: | |||
Синтетические смолы и пластические массы | |||
Сценарий инерционного развития | 27,7 | х | |
Сценарий инновационного развития | 27,7 | 44,2 | 68,5 |
Химические волокна и нити | |||
Сценарий инерционного развития | 1,1 | 2,9 | х |
Сценарий инновационного развития | 1,1 | 3,0 | 5,2 |
Синтетические каучуки | |||
Сценарий инерционного развития | 8,6 | 10,0 | х |
Сценарий инновационного развития | 8,6 | 10,7 | 14,5 |
Реализация сценария инновационного развития предусматривает:
- стимулирование инвестиций в развитие химического комплекса за счет применения регулирующих функций государства на основе частно-государственного партнерства;
- повышение технико-экономического уровня производств за счет реконструкции, модернизации и нового строительства;
- расширение на территории России производства продукции химического комплекса с высокой добавленной стоимостью;
- снижение удельных расходов сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на производство химической и нефтехимической продукции;
- совершенствование структуры экспортных поставок в направлении повышения доли продукции глубокой переработки;
- развитие импортозамещающих производств;
- углубление переработки углеводородного и минерального сырья на основе новейших технологий, в том числе за счет эффективного использования попутного нефтяного газа;
- разработку нанотехнологий и расширение их использования для получения материалов со специфическими эксплуатационными свойствами (сверхпрочность, твердость, химо-термостойкость, химическая и каталитическая активность и др.), широко используемых практически во всех сферах деятельности;
- максимальное внедрение результатов отечественных разработок и использование новейшего оборудования отечественных машиностроительных предприятий при реконструкции, техническом перевооружении и строительстве новых производств;
- расширение обеспечения химических производств отечественным оборудованием посредством стимулирования создания интегрированных структур, включающих производителей оборудования, систем управления и контроля, их потребителей и профильные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, и способных выпускать комплектное оборудование для конкретных технологических производств, осуществлять его поставку и сервисное обслуживание;
- внедрение экологически безопасных технологий с целью снижения выхода отходов и удельных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны, а также автоматизированных систем контроля за состоянием окружающей среды;
- обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами за счет более широкого привлечения новых специалистов и переподготовки работающих в химическом комплексе.
Для этого имеется как ряд предпосылок и возможностей, так и ограничения.
1) Наличие крупных корпоративных структур, способных самостоятельно или при поддержке государства организовывать выпуск конкурентоспособной химической продукции, а также широкой сети предприятий малого и среднего бизнеса, работающих во взаимосвязи с крупными компаниями.
Хотя структура российского химического комплекса еще далека от развитых стран, где она носит олигополистический характер, в ней имеются достаточно стабильно функционирующие крупные корпоративные структуры (компании), к числу которых относятся:
- ОАО «Сибур Холдинг» (Группа «Сибур»);
- крупнейшая холдинговая компания ОАО «МХК «ЕвроХим»;
- холдинг ЗАО «ФосАгро»;
- группа ЗАО «Лукойл-Нефтехим» – вертикально интегрированный холдинг в составе группы ОАО «Лукойл»;
- ОАО «Татнефть»;
- ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»;
- ОАО «ТАИФ».
К числу крупных компаний следует также отнести ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», холдинговую компанию «Акрон», ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит», ООО «ХК Амтел», ОАО «Тольяттиазот», ОАО «Уфанефтехим», ЗАО «Куйбышевазот», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Саянскхимпласт» и ряд других.
Особую актуальность для химического комплекса имеет формирование крупных интегрированных научно-производственных структур, которые позволят наиболее полно реализовывать преимущества законченных технологических цепочек, начиная от добычи и переработки углеводородного сырья до выпуска и реализации продукции высоких переделов.
Наряду с крупнейшими химическими компаниями и предприятиями в химической индустрии успешно функционирует и развивается малый бизнес. В 2006 г. в химическом производстве функционировало 4,9 тыс. малых предприятий, в производстве резиновых и пластмассовых изделий – 6,0 тысячи (в 2005 г., соответственно, 5,1 и 5,3 тысячи).
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий в химическом производстве в 2006 г. составила 87,1 тыс. человек (в 2005 г. – 74,8 тыс. человек), в производстве резиновых и пластмассовых изделий – 98,0 тыс. человек (в 2005 г. – 83,0 тыс. человек), что составляет, соответственно, 5,0 и 5,7% от численности малых предприятий в обрабатывающих производствах (в 2005 г. – 4,7 и 5,2%).
Оборот малых предприятий в химическом производстве в 2006 г. составил 65,3 млрд. руб. (в 2005 г. – 57,5 млрд. руб.), в производстве резиновых и пластмассовых изделий – 80,8 млрд. руб. (в 2005 г. – 59,1 млрд. руб.), что составляет, соответственно, 5,7 и 7,0% от оборота малых предприятий в обрабатывающих производствах (в 2005 г., соответственно, 6,2 и 6,4%).
Расширение сети малого предпринимательства в период до 2015 г., благодаря своей мобильности и способности реализовывать новые идеи, позволит улучшить ассортимент товаров бытовой химии, лакокрасочных материалов, изделий из полимерных материалов и других продуктов, а также улучшить их качество и внешний вид (упаковку).
Это в свою очередь будет способствовать созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и увеличению выпуска высококачественной, пользующейся спросом у потребителя отечественной продукции.