Выбор способа решения проблемы и ожидаемый результат реализации Стратегии

Как показывает анализ, реализация сценария инерционного развития приведет уже в 2011-2012 гг. к стагнации российского химического производства, вытеснению отечественных компаний с внутреннего и внешнего рынков, углублению производственно-технологического и научно-технического отставания от мирового уровня, утрате отечественного научного потенциала. Очевидно, что с таким сценарием не может согласиться ни российское государство, ни российский бизнес.

Сценарий инновационного развития позволит российским производителям организовать производство высокотехнологичной химической продукции, повысить уровень отечественной химической продукции до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Новый импульс развития получит российская наука и инженерия.

Таблица 12 – Основные показатели реализации сценариев развития

млрд. руб.

Наименование показателя 2006 г. 2007-2010 гг. 2011-2015 гг.
Прибыль от производства продукции (товаров, работ и услуг)      
Сценарий инерционного развития 110,7 719,7 х
Сценарий инновационного развития 110,7 1231,2 4879,7
Прибыль до налогообложения      
Сценарий инерционного развития 120,2 652,0 х
Сценарий инновационного развития 120,2 1140,7 4410,0
Налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет,      
Сценарий инерционного развития 26,9 157,7 х
Сценарий инновационного развития 26,9 275,1 1058,3
В том числе в федеральный бюджет      
Сценарий инерционного развития 9,5 40,7 х
Сценарий инновационного развития 9,5 70,0 264,7
Прибыль, направляемая на инвестиции в основной капитал      
Сценарий инерционного развития 25,8 105,7 х
Сценарий инновационного развития 25,8 189,5 1130,0

Таблица 13 - Основные целевые индикаторы реализации сценариев развития

Наименование показателя 2006 г. 2010 г. 2015 г.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в ценах соответствующих лет (без НДС и акцизов), млрд. руб.      
Сценарий инерционного развития 1041,2 1632,2 х
Сценарий инновационного развития 1041,2 2269,0 4729,5



Продолжение

Наименование показателя 2006 г. 2010 г. 2015 г.
Доля химического комплекса в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в целом по обрабатывающим производствам, %      
Сценарий инерционного развития 10,2 10,3 х
Сценарий инновационного развития 10,2 10,6 12,2
Производство важнейших видов продукции на душу населения, кг/чел.:      
Синтетические смолы и пластические массы      
Сценарий инерционного развития 27,7 х
Сценарий инновационного развития 27,7 44,2 68,5
Химические волокна и нити      
Сценарий инерционного развития 1,1 2,9 х
Сценарий инновационного развития 1,1 3,0 5,2
Синтетические каучуки      
Сценарий инерционного развития 8,6 10,0 х
Сценарий инновационного развития 8,6 10,7 14,5

Реализация сценария инновационного развития предусматривает:

- стимулирование инвестиций в развитие химического комплекса за счет применения регулирующих функций государства на основе частно-государственного партнерства;

- повышение технико-экономического уровня производств за счет реконструкции, модернизации и нового строительства;

- расширение на территории России производства продукции химического комплекса с высокой добавленной стоимостью;

- снижение удельных расходов сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на производство химической и нефтехимической продукции;

- совершенствование структуры экспортных поставок в направлении повышения доли продукции глубокой переработки;

- развитие импортозамещающих производств;

- углубление переработки углеводородного и минерального сырья на основе новейших технологий, в том числе за счет эффективного использования попутного нефтяного газа;

- разработку нанотехнологий и расширение их использования для получения материалов со специфическими эксплуатационными свойствами (сверхпрочность, твердость, химо-термостойкость, химическая и каталитическая активность и др.), широко используемых практически во всех сферах деятельности;

- максимальное внедрение результатов отечественных разработок и использование новейшего оборудования отечественных машиностроительных предприятий при реконструкции, техническом перевооружении и строительстве новых производств;

- расширение обеспечения химических производств отечественным оборудованием посредством стимулирования создания интегрированных структур, включающих производителей оборудования, систем управления и контроля, их потребителей и профильные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, и способных выпускать комплектное оборудование для конкретных технологических производств, осуществлять его поставку и сервисное обслуживание;

- внедрение экологически безопасных технологий с целью снижения выхода отходов и удельных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны, а также автоматизированных систем контроля за состоянием окружающей среды;

- обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами за счет более широкого привлечения новых специалистов и переподготовки работающих в химическом комплексе.

Для этого имеется как ряд предпосылок и возможностей, так и ограничения.

1) Наличие крупных корпоративных структур, способных самостоятельно или при поддержке государства организовывать выпуск конкурентоспособной химической продукции, а также широкой сети предприятий малого и среднего бизнеса, работающих во взаимосвязи с крупными компаниями.

Хотя структура российского химического комплекса еще далека от развитых стран, где она носит олигополистический характер, в ней имеются достаточно стабильно функционирующие крупные корпоративные структуры (компании), к числу которых относятся:

- ОАО «Сибур Холдинг» (Группа «Сибур»);

- крупнейшая холдинговая компания ОАО «МХК «ЕвроХим»;

- холдинг ЗАО «ФосАгро»;

- группа ЗАО «Лукойл-Нефтехим» – вертикально интегрированный холдинг в составе группы ОАО «Лукойл»;

- ОАО «Татнефть»;

- ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»;

- ОАО «ТАИФ».

К числу крупных компаний следует также отнести ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», холдинговую компанию «Акрон», ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит», ООО «ХК Амтел», ОАО «Тольяттиазот», ОАО «Уфанефтехим», ЗАО «Куйбышевазот», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Саянскхимпласт» и ряд других.

Особую актуальность для химического комплекса имеет формирование крупных интегрированных научно-производственных структур, которые позволят наиболее полно реализовывать преимущества законченных технологических цепочек, начиная от добычи и переработки углеводородного сырья до выпуска и реализации продукции высоких переделов.

Наряду с крупнейшими химическими компаниями и предприятиями в химической индустрии успешно функционирует и развивается малый бизнес. В 2006 г. в химическом производстве функционировало 4,9 тыс. малых предприятий, в производстве резиновых и пластмассовых изделий – 6,0 тысячи (в 2005 г., соответственно, 5,1 и 5,3 тысячи).

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий в химическом производстве в 2006 г. составила 87,1 тыс. человек (в 2005 г. – 74,8 тыс. человек), в производстве резиновых и пластмассовых изделий – 98,0 тыс. человек (в 2005 г. – 83,0 тыс. человек), что составляет, соответственно, 5,0 и 5,7% от численности малых предприятий в обрабатывающих производствах (в 2005 г. – 4,7 и 5,2%).

Оборот малых предприятий в химическом производстве в 2006 г. составил 65,3 млрд. руб. (в 2005 г. – 57,5 млрд. руб.), в производстве резиновых и пластмассовых изделий – 80,8 млрд. руб. (в 2005 г. – 59,1 млрд. руб.), что составляет, соответственно, 5,7 и 7,0% от оборота малых предприятий в обрабатывающих производствах (в 2005 г., соответственно, 6,2 и 6,4%).

Расширение сети малого предпринимательства в период до 2015 г., благодаря своей мобильности и способности реализовывать новые идеи, позволит улучшить ассортимент товаров бытовой химии, лакокрасочных материалов, изделий из полимерных материалов и других продуктов, а также улучшить их качество и внешний вид (упаковку).

Это в свою очередь будет способствовать созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и увеличению выпуска высококачественной, пользующейся спросом у потребителя отечественной продукции.

Наши рекомендации