Стратегический анализ издержек и «цепочка ценностей»
Стратегический анализ издержек на основе «цепочки ценностей» направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также его конкурентных преимуществ.
Цепочка ценностей отдельного предприятия показана на рис. 10.
Анализ «цепочки ценностей» исходит из предположения о том, что основной экономической целью предприятия является создание стоимости, превышающей реальные издержки производства.
Основная деятельность
Рис. 10. «Цепочка ценностей» Портера
& М. Портер ввел понятия «ценность товара» и «цепочка ценностей». Стоимость товара в понимании М. Портера – это сумма, которую потребители согласны уплатить за товар или услуги, предоставляемые им производителем. Традиционное понятие стоимости как общественно необходимых затрат труда на производство единицы продукции в этом случае не действует.
«Цепочка ценностей» дает представление о стратегически связанных видах деятельности предприятия и позволяет проследить процесс создания стоимости.
В «цепочке ценностей» деятельность предприятия подразделяется на два типа:
основная – связанная с производством товара, его продажей и послепродажным обслуживанием;
вспомогательная - обеспечивающая основные процессы.
Каждый из видов деятельности может способствовать снижению затрат и созданию базы для дифференциации продукции и услуг.
Для достижения конкурентных преимуществ «цепочку ценностей» следует рассматривать как систему деятельности с характерными для нее связями.
Связи внутри цепочки определяют способы взаимного воздействия отдельных видов деятельности друг на друга и в значительной степени влияют на их эффективность. Поэтому они могут служить дополнительным источником преимуществ предприятия.
Пример 12
Эффективная увязка процессов продажи, производства продукта и закупок позволяет снизить величину запасов как сырья, так и готового товара. Закупка дорогого, но более совершенного оборудования в конечном итоге приводит к снижению издержек производства и улучшению качества продукции.
Повысить конкурентоспособность предприятия можно, снижая издержки, совершенствуя или исключая из «цепочки ценностей» отдельные элементы и связи.
Вопросы для контроля знаний
1. Назовите цели стратегического анализа внутренней среды предприятия.
2. Что понимается под сильными и слабыми сторонами предприятия?
3. Как оценить сильные и слабые стороны предприятия?
4. Понятие и значение уникальных преимуществ в конкурентоспособности предприятия.
5. Содержание и порядок проведения стратегического анализа издержек.