Рыночное предложение, эластичность предложения и определяющие ее факторы
Рыночное предложение товара характеризует готовность продавцов поставлять разные объёмы товара на рынок при различных ценах этого товара в определенный промежуток времени. При рассмотрении предложения товара будем предполагать, что производители товара являются продавцами товара. Введем понятия:
- величина или объем предложения (QS) –это количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене на рынке за единицу времени;
- цена предложения (PS) – минимальная цена, по которой готовы продать данное количество товара.
Зависимость величины предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. Общий вид функции:
(3.3.1)
где P – цена товара;
PR – цены ресурсов;
W – ожидания изменений цены товара в будущем;
Tec. – технологии;
N – число продавцов на рынке;
TX – налоги (субсидии);
М – возможность получения прибыли от производства других товаров. Все факторы, кроме цены товара, называются неценовыми факторами предложения.
Если все факторы, формирующие предложение, неизменны (кроме цены этого товара), то можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость предложения от цены товара:
(3.3.2)
Функция предложения может быть представлена одним из трёх способов: табличным способом (шкалой предложения); аналитическим способом (уравнением); графическим способом (графиком спроса).
Линия S (рис. 3.3.1) – графическое отображение функции предложения от цены – называется линией (кривой) предложения.
Рис. 3.3.1 – Линия предложения
P |
S |
Q |
s |
Рис. 3.3.2 - Изменение величины предложения
Рис. 3.3.3 – Изменение предложения
Необходимо различать изменение предложения и изменение величины предложения. Изменение величины предложения имеет место при изменении цены товара и неизменности всех остальных (неценовых) факторов, формирующих предложение, при этом происходит движение вдоль линии предложения (рис. 3.3.2). Например, при цене P1 величина предложения составляет величину Q1, а при повышении цены до P2 величина предложения вырастет до Q2.
Если же в силу изменения любого из неценовых факторов установится новая зависимость между P и QS, то изменится функция предложения от цены. Графически это показывается сдвигом линии спроса (рис. 3.3.3). Увеличение предложения означает, что теперь при всех ценах на рынке продавцы готовы продать большее количество товара, линия предложения сдвигается вправо (из S в S2). Снижение предложения показывается сдвигом линии спроса влево (из S в S1), это означает, что теперь при всех ценах на рынке продавцы готовы продавать меньшее количество товара.
Прямую зависимость между ценой и объемом предложения называют законом предложения. Закон предложенияможно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях на рынке товара по более высокой цене продавцы готовы продать большее количество товара. Действием закона предложения объясняется положительный угол наклона линии предложения.
Как уже отмечалось в 3.2, «эластичность»– это мера реакции одной переменной величины на изменение другой. В случае предложения – это чувствительность, скорость реакции предложения на изменение тех или иных факторов, его определяющих.
Эластичность предложения по цене данного товара (ЕP) показывает, как меняется величина предложения на товар в ответ на изменение цены товара (степень изменения величины предложения при изменении цены).
принято называть коэффициентом эластичности предложения по цене и рассчитывать по формуле 3.3.3.
(3.3.3)
может принимать различные значения. Прокомментируем некоторые случаи.
1. =1 – единичная эластичность предложения по цене. Это значит, что изменение цены на 1% приводит к изменению величины предложения 1%. Это также означает, что цена и величина предложения меняются пропорционально.
2. > 1 – предложение эластично по цене. Это значит, что изменение цены на 1% ведет к изменению величины предложения больше, чем на 1%.
3. Если ® ∞ – это значит, абсолютно эластичное по цене предложение.
4. < 1 – не эластичное по цене предложение. Это значит, что изменение цены не 1% ведет к изменению величины предложения меньше чем на 1%.
5. Если =0, то наблюдается абсолютно не эластичное предложение.
Для значения эластичности предложения по цене значение имеет временной интервал, в котором оценивают степень изменения предложения под воздействием цены. В кратчайшем периоде предложение абсолютно неэластично, так как мгновенно производители не могут изменить ни одно из условий производства и никак не реагируют на изменение цены. В краткосрочном периоде, как правило, предложение по цене более эластично. Так как производители получают возможность изменить хотя бы некоторые условия производства и хоть в какой-то мере отреагировать на изменение цены. По мере увеличения временного интервала степень эластичности предложения увеличивается. В долгосрочном периоде предложение по цене всегда эластично. Кроме того, эластичность предложения существенно зависит от следующих факторов: степени загруженности производственных мощностей; характера технологии; возможностей хранения продукции; конкурентных позиций производителя на рынке. Коэффициент эластичности предложения важно учитывать при прогнозировании изменений в производственных процессах.